4754
24 апреля 2025 в 8:00

Лютоволки «ожили». Мамонты — на подходе. На что еще решатся биоинженеры?

Несколько недель назад компания Colossal Biosciences заявила о рождении трех щенков, которых в медиа поспешили назвать «воскрешенными лютоволками». Звучит как сюжет из научной фантастики? Но это, как минимум по заявлениям представителей компании, результат многолетних научных исследований и огромных инвестиций. Впрочем, что на самом деле удалось сотворить исследователям и насколько далеко они продвинулись в попытках оживления вымерших видов? Разбираемся.

Лютоволки действительно вернулись?

«Colossal Biosciences — американская биотехнологическая компания, которая работает над возрождением вымерших животных», — такое короткое определение нашлось в сети. Впрочем, за относительно недолгое время существования — компанию основали в 2021 году — общий капитал предприятия уже составил, по оценкам, порядка $10,2 миллиарда.

Несколько недель назад представители Colossal заявили: им удалось успешно «возродить» трех щенков так называемого «ужасного волка» — вида, населявшего территорию современной Северной Америки в далеком прошлом.

Щенок лютовока Colossal в 5-месячном возрасте

Если быть точнее: эта разновидность волков, Aenocyon dirus, которых также называют лютоволками (да, писатель Джордж Мартин в «Игре престолов» основывался на этих животных, соотнеся их с персонажами Дома Старков), вымерла более десяти тысяч лет назад.

Так, внеся изменения в ДНК нынешнего серого волка (Canis lupus), исследователи использовали в качестве суррогата крупных собак — и после применения метода кесарева сечения на свет появились щенки. Двух самцов назвали Ромул и Рем — по легенде, братья были вскормлены волчицей, после чего основали Рим. Они родились в октябре прошлого года.

А единственную самку, родившуюся в самом конце января 2025-го, назвали Кхалиси — в честь героини уже упомянутого выше произведения Мартина. Писателя, кстати, пригласили познакомиться с волчатами вживую — в интернете вскоре появились фотографии, на которых он держит их на руках.

Джордж Мартин (в очках) и Бен Ламм, CEO Colossal Biosciences

Представители Colossal утверждают: в сравнении со щенками серого волка у троицы более мощные плечи, а также укрупненные черепа с челюстями и усиленные мускулистые лапы. Выделяется также их белоснежная шерсть.

Серый волк

Сейчас лютоволки живут в заблаговременно созданном и оборудованном экологическом заповеднике площадью в 800 гектаров. Следить за их развитием, ожидаемо, собираются на протяжении всей жизни «воскрешенных» животных — в том числе ради проверки, не оказались ли генные модификации причиной появления каких-либо негативных эффектов.

Что позволило все это делать?

Ключевая технология, позволившая провести подобное, — направленное редактирование генома, в первую очередь CRISPR/Cas9. Если упростить, это инструмент, с помощью которого исследователи как бы «вырезают» и «вставляют» необходимые участки ДНК с очень высокой точностью.

Также используется секвенирование древней ДНК — процесс восстановления фрагментов генетического материала из замороженных останков. Хотя такие фрагменты почти всегда частичны и повреждены, современные алгоритмы и базы данных позволяют «собрать» генетический портрет, по которому можно воссоздать ключевые участки. Важные роли в том числе у стволовых клеток, эмбриологии и технологии имплантации эмбрионов в суррогатных матерей.

На примере лютоволков в Colossal заявляют: для «возрождения» понадобилось внести 20 изменений в 14 генов родственного серого волка. Образцами с материалом уже вымершего вида (то есть ужасного волка) стали найденный в Огайо (США) 13-тысячелетний зуб и кости возрастом 72 тысячи лет, обнаруженные в Айдахо. Исследователи Colossal добавляют: в отличие от клонирования, для которого необходим образец ткани животного, они использовали кровь серого волка для изоляции нужных генов.

Важно! Технология направленного редактирования генома (генная инженерия) отличается от клонирования на примере овечки Долли, когда известное ДНК одного животного вводят в оплодотворенную яйцеклетку иного животного-донора, а затем эту яйцеклетку подсаживают суррогатной матери.

Имеющаяся у ученых ДНК ужасных волков была не полной, а в той или иной мере разрушенной — извлечь полную цепочку ДНК в том виде, какой она была при жизни лютоволков, пока не получилось. Технология CRISPR позволяет выделить специфические гены от одного вида (в нашем случае — лютоволка) и включить их в геном ближайшего ныне живущего родственника (серого волка). Именно из-за этого метод подвергается нападкам: критики небеспочвенно говорят, что на свет в таком случае появляются гибриды (подробнее об этом позднее).

Мамонты — на подходе?

Несколько недель назад в The Guardian поговорили с Беном Ламмом — CEO Colossal Biosciences. Среди прочего он подробнее рассказал о ближайших планах компании: «возрождении» шерстистого мамонта в недалеком будущем — в материале речь идет о конце 2028 года.

Экспонат в Royal BC Museum

В статье также повторяются ключевые тезисы, рассказывающие о принципах работы генной инженерии. Команда Ламма начинает с ближайшего живого родственника животного, которого пытаются «воскресить». «В случае с мамонтом это азиатский слон: он на 99,6% генетически идентичен», — утверждает гендиректор. Ученые берут клетки слонов и «встраивают» в них специфические гены, которые получилось выделить из останков мамонтов.

Глобальная мечта Ламма — в создании целых стад (или стай) видов, которые смогут обитать на различных территориях свободно: на Мадагаскаре, в случае с птицами додо, и в замерзших равнинах арктической тундры — в случае с шерстистыми мамонтами.

На вопрос журналиста, «не уничтожат ли огромные млекопитающие с бивнями все на своем пути», Ламм отсылает к исследованиям, предполагающим: восстановление подобных «ключевых травоядных», напротив, сможет помочь окружающей среде.

Ранее его коллега по Colossal, доктор Джордж Черч, заявлял: стада мамонтов теоретически могли бы восстановить в тундрах луга, защитить почву от эрозии и даже способствовать связыванию двуокиси углерода.

Финала в стиле «Парка юрского периода» ожидать не стоит, правда ведь?

Все в том же материале The Guardian Ламм «ясно дает понять», что «кровавого финала в стиле эпоса Стивена Спилберга „Парк юрского периода“ ожидать не стоит». Почему? Глава компании в разговоре с журналистом упоминает, что «людям стоит помнить, что это был всего лишь фильм». А потом добавляет, что он с командой сделает все возможное, чтобы «сделать финал великолепным» (имеются в виду результаты их трудов).

Бен Ламм. Фото: John Davidson

Впрочем, в статье BBC также задаются этическими вопросами «возрождения» вымерших видов, где основной звучит примерно так: смогут ли мамонты (и другие восстановленные виды) самостоятельно выживать в дикой природе? И если нет, то кто будет за ними присматривать и ухаживать? Или они просто станут «диковинками в зоопарке»?

Однозначного мнения на этот счет, ожидаемо, собеседники издания не дали, хотя некоторые общие тенденции стали понятнее. Так, например, генетик Эндрю Паск из Мельбурнского университета (Австралия) утверждает, что «нам не следует задумываться о возвращении всех вымерших животных» и что процесс «должен соответствовать определенными критериям».

Сумчатый волк

В качестве примера ученый приводит тилацинов (сумчатых волков), вымерших относительно недавно — порядка 100 лет назад. «Среда обитания [животного] в Тасмании все еще существует. Пища, которой он питался, все еще там — тасманийским волкам есть куда пойти, так что они смогут снова процветать в этой среде», — добавил генетик.

Если обобщить: часть исследователей полагает, что «попытки вернуть давно исчезнувшие виды могут отвлечь внимание от усилий по сохранению существующих ныне животных и увеличить риск утраты биоразнообразия». Но есть и альтернативный взгляд, по которому «технологии восстановления могут быть использованы для спасения видов, находящихся на грани вымирания, особенно тех, у которых чрезвычайно малый генофонд, как у белого носорога».

Не «воскресили», а сделали гибридов

Приблизительно так звучит еще один достаточно широкий пласт претензий ученых, находящихся в оппозиции к Colossal Biosciences. Наприер, палеонтолог Ник Роуленс из Университета Отаго (Новая Зеландия) утверждает, что опираться на ДНК из ископаемых останков — это ненадежный подход.

«Colossal произвели серого волка с определенными характеристиками ужасного волка — но это гибрид», — говорит специалист. А также добавляет: несмотря на то, что серые волки — ближайшие на сегодня родственники лютоволков, «их предки отдалились друг от друга 2,5 миллиона лет назад».

Еще несколько исследователей, с которыми поговорили в BBC, придерживаются схожего мнения, согласно которому «внесение 20 модификаций в ДНК делает возможным получение серого волка, просто выглядящего странно». Впрочем, стоит подчеркнуть: этот вопрос в научной среде сегодня скорее дискуссионный. Биолог Бет Шапиро в разговоре с MIT Technology review все же назвала щенков «ужасными волками».

Выбор покупателей
сухой корм, для взрослых, порода: мини (до 10 кг)/средняя (от 10 до 25 кг)/крупная (от 25 кг)/для всех размеров пород, пакет
сухой корм, для взрослых, порода: средняя (от 10 до 25 кг)/крупная (от 25 кг), пакет

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by