На новый фильм братьев Руссо, известных по кинофраншизе Marvel, возлагались большие надежды — и бюджеты. «Электрический штат» обошелся Netflix в 320 миллионов долларов: это самый дорогой релиз стриминга на сегодняшний день. В основу ленты лег одноименный графический роман Саймона Столенхага, а главные роли достались Крису Пратту и Милли Бобби Браун. Оправдались ли затраты на такой набор, или же колоссальный бюджет был слит в утиль — разберемся по ходу рецензии.
На вышедшем в 2018 году графическом романе шведского художника и писателя Саймона Столенхага. В одном произведении Столенхаг сплел роуд-муви, ретрофутуризм и страх перед цифровой реальностью.
Мир писателя пребывает в упадке после войны человечества с роботами. И вместо того, чтобы заниматься его восстановлением, люди бросились в цифровой эскапизм. С помощью специальных шлемов, нейрокастеров шестого поколения, они получили возможность погружаться в виртуальную реальность. Вынырнуть же назад отважились считаные единицы.
Одной из тех, кто решил остаться в реальном мире, стала подросток по имени Мишель. В компании желтоголового робота по имени Скип она отправляется в путь по Западному побережью, к океану. Ей приходится пробираться сквозь запыленные города, останки гигантских роботов и тела безвольных людей, пускающих слюни из-под забрал нейрокастеров.
Структура романа рубленая, сюжет мечется между текущими событиями и флешбэками. Долгое время цели Мишель остаются туманными, а финал истории генерирует больше вопросов, чем ответов. Столенхаг создал тягучий роман-размышление, в котором мультяшные улыбки роботов сменяются кадрами высохших тел, застрявших в виртуальных грезах.
Учитывая нашу реальность, в которой Apple Vision Pro ютится рядом со всевозможными нейросетями, более злободневную историю придумать трудно. Оригинальный «Электрический штат» действует так же, как и ледяной душ, и как минимум отбивает желание в очередной раз полистать «рилсы».
Чуда не случилось: мрачный, тягучий первоисточник превратили чуть ли не в детский мультфильм. Самое странное, что это буквально было целью режиссеров: Руссо заявили, что «хотели сделать фильм Pixar в реальном времени».
Этого они добились несколькими способами. Во-первых, экранизацию романа нашпиговали приторными роботами-сайдкиками. Одиночество было одной из главных тем оригинального «Электрического штата»: компанию Мишель составлял только безмолвный Скип. А киноверсия Мишель окружена без умолку болтающими роботами, которые напоминают героев Looney Tunes. Будто Руссо хотели заполнить этой пустотой дыры, которыми зияет сюжет фильма.
Во-вторых, тут есть очевидные герои и злодеи. А роман был лишен положительных и отрицательных персонажей как таковых. Та же Мишель со спокойной душой обшаривала трупы, воровала и всю историю проходила с дробовиком наперевес. При этом главным антагонистом истории воспринималось человечество как таковое, точное — слабость человеческой воли и падкость на виртуальные услады. В экранизации же главным «плохишом» стал глава корпорации, создавшей нейрокастеры. Согласитесь, что злиться на очередного жадину в костюме легче, чем на собственную природу.
В-третьих, фильм пронизан наивностью, которая встречается только в сказках и мультфильмах для самых маленьких. Напомним, что по сюжету картины человечество прошло через войну с роботами. Люди одержали верх и загнали машины в пустынные равнины, окруженные высоченным забором. Официальная повестка гласит, что роботы — враги, желающие людям зла. Но это не мешает главной героине пойти за первым встречным роботом из-за того, что он представился ее братом. Ведь безропотное доверие — это именно то, что люди питают к побежденным врагам.
Каждым своим решением Руссо снижали серьезность истории, созданной Столенхагом. Люди, знаменитые благодаря фильмам Marvel, умудрились превратить неонуар и постапокалипсис в очередной супергеройский боевичок. Из слов Джо Руссо вообще следует, что для них «Электрический штат» стал разминкой перед следующими «Мстителями», полигоном, на котором они набивали руку в плане создания визуальных эффектов.
Мишель в графическом романе — травмированный, но одновременно закаленный персонаж, медленно бредущий к своей цели. А Мишель в исполнении Милли Бобби Браун — это набор реплик, нужных для того, чтобы раскрыть куцый сюжет ленты. Сопереживать ей можно только в том случае, если вы будете специально прикладывать для этого усилия.
Компанию ей составил герой Криса Пратта, Китс. Это бывший солдат, который переквалифицировался в контрабандиста. Как и любой уважающий себя контрабандист из постапокалиптического мира, он доверяет Мишель, которую видит впервые в жизни. И соглашается за просто так провести ее на территорию роботов, которые совсем недавно топтали людей.
Сопровождает Китса робот HRM, или Херман. Это строительный робот-матрешка, которого озвучивает Энтони Маки. Это один из двух удачных героев фильма: HRM уместно язвит, двигает сюжет и выглядит в мире «Электрического штата» органично. Вторым удачным персонажем оказывается Мясник, наемный вояка, которого сыграл Джанкарло Эспозито. Ему достался ветеран войны с роботами, питающий ненависть к машинам, но умудрившийся сохранить человечность. Харизму Эспозито не смогла скрыть даже убогая CGI-графика, из-за которой актер напоминает ожившую микроволновку.
В многочисленные провалы фильма можно записать и главного антагониста картины, Этана Скейта в исполнении Стэнли Туччи. Звезда «В центре внимания» и «Конклава» играет клишированного истерика, руководителя жадной корпорации, готового погубить человечество во имя собственных амбиций и детских травм. Каждая сцена с ним — это предсказуемый кринж, разворачивающийся по лениво написанному сценарию.
В фильмах, приближающихся к категории B, можно найти особый шарм. Например, недавний релиз «В потерянных землях» — это неловкий, но обаятельный дизельпанк, который может порадовать любителей незатейливых боевиков. А вот «Электрический штат» может порадовать только тех, кто сколотил на нем себе жалованье. И это не только наше мнение: на Rotten Tomatoes релиз забросали помидорами и оценили на 19% «свежести», а на Metacritic фильм отхватил 31 балл из 100.
За что же ругают ленту критики? В The Guardian картину назвали «запутанной и заполненной дежавю», а в Variety подчеркнули, что режиссеры выхолостили исходный материал. В The New York Times «Электрический штат» окрестили аляповатым и глупым, в The Independent — «убийственно очевидным и совершенно бессвязным». Особенно красноречиво высказались в New York Post: там сюжет фильма обозвали «выхолощенным мешком старых, надоевших идей».
Соглашаюсь со всеми огромными рецензиями и отвешиваю от себя парочку обзорных тумаков. «Электрический штат» — яркий пример того, как сценарная лень и режиссерская безалаберность могут испоганить хорошую историю. Ни классный первоисточник, ни талантливые актеры не уберегли фильм от трансформации в клишированную супергероику. Это постапокалипсис, по которому носятся персонажи-функции с идеально белыми зубами — такими же белыми, как нитки, сшивающие сюжет фильма.
Когда летом 2024-го появилась информация о том, что братья Руссо вернутся в киновселенную Marvel и снимут следующих «Мстителей», интернет ликовал. Сейчас же, судя по комментариям и отзывам к «Электрическому штату», ликование сменяется опасением за будущие супергеройские релизы. И на мой взгляд, эти опасения оправданны. Руссо из режиссеров-умельцев превратились в генераторов клише: теперь ставка делается не на интересные истории, а на CGI и громкие имена на постерах. Стоит ли такой набор вашего затраченного времени? На мой взгляд, абсолютно нет.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by