15 507
14 марта 2025 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков. Фото: открытые источники

«Крупнейшая винтокрылая машина из когда-либо созданных человечеством». Как в СССР строили гигантский вертолет В-12

Автор: Антон Мерзляков. Фото: открытые источники

В-12 (или Миль В-12) — советский транспортный вертолет, который по общим габаритам скорее схож с магистральными «Боингами». Вертолет получился настолько огромным, что так и не пошел в серию — конструкторы успели собрать два опытных образца. Но даже они поставили несколько мировых рекордов и удостоились звания крупнейших винтокрылых машин из когда-либо созданных человечеством. Ниже — история разработки и создания В-12.

Зачем вообще мог понадобиться такой вертолет?

«В-12 — самый тяжелый и грузоподъемный вертолет, когда-либо построенный в мире», — такое краткое описание есть в интернете. Впрочем, профильные ресурсы и блогеры чуть менее сдержанны в определениях. Машину зачастую называют «винтокрылым титаном», по массе скорее схожим с крупными самолетами. Если сравнивать с вертолетами, в том числе современными, то первенство (по этому параметру) так никто и не переплюнул.

Но зачем СССР понадобился подобный вертолет? Идея его создания пришла в начале 1960-х, во время разгара холодной войны. Военные хотели иметь возможность быстро перебрасывать войска и технику в условленные точки и регионы.

При этом самолеты для подобного — по крайней мере, множество имевшихся на то время машин — не подходили или требовали существенных конструкторских изменений. Новые модели — в конструкторском бюро (КБ) имени Антонова уже имелись планы по разработке грузового Ан-22 — разрабатывались, но на это требовалось куда больше времени и средств.

К тому же для грузовых самолетов, в отличие от вертолетов, также требовались взлетно-посадочные полосы. А их постройка, опять же, оказывалась трудозатратной (и возможной не во всех регионах).

Михаил Миль с макетом В-12

В общем, в 1959-м перед КБ Миля (по имени его руководителя Михаила Леонтьевича Миля — советского инженера, конструктора и доктора технических наук) поставили задачу: создать вертолет, способный транспортировать различные грузы весом до целых 30 тонн (позднее аппетиты возросли до 40 тонн).

На тот момент в мире существовало лишь несколько вертолетов, теоретически способных к перевозке настолько значительных по массе объектов. В частности, Ми-6 и то с оговорками. Но даже его грузоподъемность в результате оказалась (по крайней мере, для поставленных задач) недостаточной.

Больше похож на самолет

Стандартная схема с одним несущим винтом для В-12 с учетом его размеров не подходила. В итоге конструкторы выбрали двухвинтовую поперечную схему с двумя несущими винтами, которые установлены на законцовках крыльев.

Последние, кстати, необычной формы: они поднимаются вверх и становятся шире. Подобная конструкция считалась безопаснее (и отличалась лучшим обдувом). В совокупности все это позволило увеличить грузоподъемность и обеспечило устойчивость машины в полете.

Для силовой установки использовались четыре двигателя Д-25ВФ (мощностью по шесть тысяч лошадиных сил каждый), которые позаимствовали у уже серийного Ми-6. Они обеспечивали вертолету мощность, необходимую для подъема. «Расположение двигателей и редукторная система представляли собой сложную инженерную задачу, поскольку синхронизация двух винтов была призвана обеспечивать максимальную эффективность без нештатных нагрузок на конструкцию», — уточняется в сети.

Фюзеляж В-12 напоминал конструкцию обычного самолета, но с огромным грузовым отсеком, способным вмещать крупногабаритные грузы. Для понимания: длина опытного образца В-12 составляла 37 метров, ширина — 34,4 метра (без учета размаха лопастей, каждая из которых диаметром еще 35 метров), а высота — более 12,5 метров.

Габаритно вертолет получался близок к Boeing 737, магистральному авиалайнеру. Кроме того: В-12 отличился весьма внушительной максимальной взлетной массой в 105 тонн. Если упростить: В-12 мог разместить до 196 человек и нормальный груз массой до 20 тонн (максимальный, до 40 тонн, по утверждению конструкторов, также выдерживался).

Кабина пилотов (точнее сказать, кабины — вторая, верхняя была чуть отделена и предназначалась для штурмана), ожидаемо, находилась в передней части вертолета. Грузовой отсек занимал центральную и заднюю части. Доступ в основной грузовой отсек, ради которого все и затевалось, обеспечивался за счет мощных створок, которые позволяли загружать технику и контейнеры. В целом схожую компоновку позаимствовали у упомянутого выше Ан-22.

В-12 мог подняться на высоту в 3,5 километра — неплохой результат, особенно как для вертолетов того времени, но уже не самый впечатляющий. Скорость также средняя — 240 километров в час крейсерская и 260 километров в час максимальная. Дальность полета планировалась на уровне 500 километров.

Испытания и рекорды

Тесты машины проходили в несколько этапов: изначально проводились проверки работы систем на земле, затем выполнялись относительно короткие подъемы в воздух, после чего перешли к полноценным испытательным полетам.

Так, первый официальный полет В-12 прошел 10 июля 1968 года. Испытания, состоявшиеся незадолго до этого, 27 июня, признали неуспешными — система управления вертолетом оказалась чересчур чувствительной, незначительные покачивания штурвалом воспринимались как управляющее воздействие. В итоге систему пришлось переделывать. Хорошо, что опытный образец отделался повреждением шасси.

Во время продолжающихся испытаний и показов на авиавыставках (в том числе международных — например, на парижском авиасалоне в 1971-м) В-12 установил несколько мировых рекордов. Самым впечатляющим оказалось поднятие груза массой целых 44,2 тонны на высоту 2255 метров — его побили, но через много лет (в 1982-м) силами Ми-26.

Ми-26

Позднее, во время идущих программ испытаний, выявлялось еще множество нюансов, некоторые системы улучшались. Но глобально вертолет уже не менялся — и, похоже, отвечал большинству требований. Внутри В-12 также был не особо шумным даже при работающих двигателях.

Почему В-12 так и не пошел в серию

Причин получится назвать несколько. Вот основные:

  • К 1970-м годам началось стационарное развертывание межконтинентальных баллистических ракет. Проще говоря, их транспортировка по воздуху стала утрачивать актуальность.
  • Развитие стратегической авиации и железнодорожных перевозок, которые стали более удобными и экономически целесообразными для транспортировки техники.
  • Большая сложность при использовании и уж тем более обслуживании столь огромной машины. В-12 требовались специальные площадки для взлета и посадки, а также специализированный технический персонал, что значительно усложняло внедрение вертолета в массы.

В результате успели собрать всего два опытных экземпляра В-12, после чего проект закрыли. Однако его наработки и инженерные решения не пропали даром. Их использовали при проектировании других вертолетов, в том числе Ми-26, о котором упоминалось выше.

И еще: В-12 иногда принято называть Ми-12 — и он стал бы таковым, если бы был пошел в серию. Но так как этого не произошло, гигант с формальной точки зрения остался на этапе прототипов.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by