«Работа с BIOS и оптимизация работы ПЭВМ». Как не попасть на «ремонт ПК» с огромным ценником

35 885
07 марта 2025 в 8:00
Автор: Сергей Сергеев. Фото: Максим Малиновский

«Работа с BIOS и оптимизация работы ПЭВМ». Как не попасть на «ремонт ПК» с огромным ценником

Автор: Сергей Сергеев. Фото: Максим Малиновский
26 призов за подписку — участвуйте в розыгрыше Onlíner и Xistore

В редакцию Onlíner написала читательница, которая столкнулась с компьютерной проблемой, не связанной с физической неисправностью ПК. Тем не менее обращение к мастеру через обещающий «ремонт компьютеров» сайт, который поисковая система Google выдала на первых строчках, обошлось ей в 240 рублей. Сумма, с одной стороны, небольшая (если речь о серьезной поломке), с другой — она мало вяжется с заявленной проблемой (к такому выводу девушка пришла, к сожалению, когда деньги были заплачены).

Важно: истории, описанные ниже, не связаны между собой, совпадения случайны.

С вас 240 рублей

«На ноутбуке слетела активация Windows и Office. Погуглив компании, остановилась на одной из верхних строчек в поисковике. Приехал мастер, озвучил шесть видов необходимых работ для восстановления работоспособности и сумму 240 рублей.

Вся работа заняла пять минут. Акт выполненных работ не был оставлен, после просьбы предоставить акт на следующий день мастер скинул список работ со стоимостью. Не будучи в теме ремонтов ноутбуков, изначально эту сумму я приняла и оплатила, думая, что там действительно серьезные повреждения», — рассказывает Валентина (имя изменено).

Эта история напомнила несколько других, куда более драматичных с точки зрения трат. Так, в феврале 2025 года появилась новость о 70-летней жительнице Могилева, которая заплатила 2500 рублей за «ремонт компьютера». Тогда сообщалось, что женщина нашла специалиста через интернет и пригласила его домой, надеясь устранить неполадки в своем ПК. На вызов приехал 19-летний житель Минск, который провел какие-то манипуляции, выписал квитанцию, но проблему не решил. Тогда женщина обратилась в специализированную мастерскую, где ей объяснили, что стоимость базовых услуг была в несколько раз ниже той, что она заплатила.

Подобная ситуация описывалась осенью прошлого года. В тот раз пожилая женщина обратилась из-за отсутствующего в Skype звука по объявлению, которое было наклеено на подъезде. Вызванный мастер выполнил работ аж на 1130 рублей, выглядело это так:

  • установка модуля ОЗУ — 163 рубля;
  • настройка BIOS — 74 рубля;
  • дефрагментация HDD — 196 рублей;
  • установка ПО и драйверов — 213 рублей;
  • настройка учетной записи — 52 рубля;
  • удаление вирусов и создание среды — 116 рублей;
  • предустановка Windows 8.1 — 312 рублей.

У человека, знакомого с ремонтом техники или умеющего обслуживать компьютер самостоятельно, наверняка глаза на лоб полезут как от цен, так и от работ по восстановлению звука в Skype.

«Стало ясно, что меня просто обманули, включив работы, которые не были сделаны и в которых не было необходимости»

В случае Валентины, у которой, напомним, слетела активация операционной системы и офисного пакета программ, мастер проделал следующие операции:

  • работа с BIOS — 61 рубль;
  • изменение файловой разметки — 42 рубля;
  • настройка Windows OS — 50 рублей;
  • настройка Microsoft Office — 40 рублей;
  • оптимизация работы ПЭВМ  [неразборчиво] — 17 рублей;
  • установка пакета драйверов — 30 рублей.

В документе, который она получила, в качестве исполнителя указан самозанятый, есть и его УНП: по поиску удалось найти его упоминание на сайте отзывов в 2021 году в связи с аналогичными услугами (и ценами), но в привязке к другой компании, а также с другим номером телефона.

«Постфактум переговорив со специалистами, я поняла, что меня просто обманули, включив работы, которые не были сделаны и в которых не было необходимости, за пять минут это просто невозможно сделать», — продолжила Валентина.

В документе, который заполнен не полностью, можно найти пункты, согласно которым не все услуги есть в прейскуранте (прейскурант, значит, есть), и цены на них определяются при общении заказчика с исполнителем, причем фиксируются в устной форме.

По словам Валентины, затем она нашла отзывы о компании, через сайт которой заказывала мастера, там связалась с другими пользователями, возможно, получившими «услуги» на куда более значительные суммы. У них, рассказала Валентина, были попытки вернуть деньги через суд, однако выплат не последовало. Возвращаясь к своей истории, она признает, что прямых доказательств нет и у нее, потому вопрос сложный. Почему сложный? Потому что все выглядит «правильно».

«По ценам сориентирует мастер»

Мы ознакомились с содержимым сайта, через который заказывала мастера Валентина. Из контактных данных здесь указан лишь номер мобильного телефона, какой-либо информации, позволяющей идентифицировать владельца сайта, нет: ресурс оформлен как принадлежащий скорее частному лицу (без каких-либо адресов, УНП, названия организации, ИП и так далее), домен также оформлен, судя по всему, на физлицо осенью 2024 года.

При желании можно заказать обратный звонок, указав свой номер телефона. Однако ссылки на «Политику конфиденциальности» и «Публичную оферту», с которыми посетитель как будто соглашается, оставляя номер, не работают.

Цены указаны очень демократичные: замена матрицы ноутбука, например, всего 20 рублей без стоимости детали (сравните со стоимостью «изменения файловой разметки» или «работой с BIOS»). Плюс бесплатный выезд мастера, бесплатная диагностика (если с ремонтом), гарантия 365 дней и так далее. Опубликованные на сайте фотографии мастерской, кстати, можно найти в привязке к нескольким другим фирмам — предположительно, занимавшимся или занимающимся ремонтом компьютерной техники в разных городах.

Наконец, в «подвале» сайта написано: «В связи с большой загруженностью исполнитель оставляет за собой право передавать заявки на ремонт и обслуживание третьим лицам — таким как ИП, самозанятым и сторонним организациям». Кто этот «исполнитель», все равно остается тайной.

В разговоре с сотрудником интернет-ресурса, который ответил на наш звонок, журналист Onlíner вначале представился клиентом с проблемой, аналогичной той, что заявляла Валентина. Выяснилось, что стоить это будет «от 40 рублей», но «по ценам сориентирует мастер», а все возможные услуги мастер предварительно согласовывает с заказчиком. Подвоха нет, за исключением того, что заказчик не знает, какие работы ему действительно нужны — для активации ПО или того самого восстановления звука.

Затем, когда мы сообщили, что являемся журналистами, представитель организации (или частного лица) подтвердила, что услуги они сами не оказывают — этим занимаются сторонние лица. На технические вопросы нам ответить не смогли, рекомендовав обратиться к мастеру, осуществившему «ремонт». И, как следует из разговора, там знают о произошедшей с Валентиной ситуации.

Мы, в свою очередь, попытались связаться и с мастером, однако звонок на момент подготовки материала остался без ответа.


Как не попасть на дорогой ремонт ПК?

Мы попросили прокомментировать подобные истории Дмитрия из компании «Надежная техника», который давно работает в компьютерной сфере и может прикинуть, сколько стоят те или иные действия с вашими ноутбуками и компьютерами. Точнее, сколько они точно не могут стоить.

По его словам, подобные сервисы чаще ориентированы на неподкованную публику. Особенно это актуально для объявлений, расклеенных у подъездов или которые можно найти в почтовых ящиках. Впрочем, и интернет уже не панацея.

— Они ориентированы на публику незащищенную, которая не в курсе вообще, как и что работает. Пример из той новости про звук в Skype: откуда-то приплели настройку «биоса», дефрагментацию диска, добавление памяти. То есть такие параметры, от которых проблема никак не зависит вообще, — возмущается наш собеседник. — Я сам работаю в этой области, у нас каждый день установка железа: если бы мы за установку памяти брали по 170 рублей, миллионы бы зарабатывали.

Бабушки, дедушки, пожилые люди, люди, которые вообще не разбираются, которые могут даже не знать, что такое интернет. Когда „мастера“ попадают к таким людям, видят, что человек не разбирается, естественно, сразу „приседают“ на уши, начинают выдумывать допуслуги, а ценник просто, я думаю, вообще из головы рисуют.

Он добавляет, что сам процесс выглядел странным (а это актуально для каждой из упоминаемых здесь историй — набор ненужных услуг): «То есть он сначала удаляет вирусы, а потом переустанавливает ОС? И проводит дефрагментацию, хотя, начиная с Windows 7, система может делать это в фоне автоматически».

По словам Дмитрия, встречаются случаи, когда деньги берут за удаление каждого отдельного вируса и установку отдельного драйвера, хотя такие задачи решаются в автоматическом режиме с помощью специализированного и доступного ПО. Да, это может стоить денег как услуга в целом, но точно не «поштучно». Тем более, если это не какое-то специфическое железо, процентов 80—90 драйверов есть в ОС.

Нюансы работы «сервисов по ремонту» (мы берем их в кавычки, потому что они таковыми могут не являться) связаны, следует из слов нашего собеседника, с дроблением услуг на длинный и непонятный список действий. Установка той же Windows сейчас обычно заключается в нажатии пары кнопок, никто никаких загрузчиков не пишет.

В то же время назвать распространенные неисправности сложно: это зависит от бренда и конкретного устройства, точнее, его комплектующих. Могут быть «глюки» с ПО, действительно неверными настройками BIOS (но это уже активность пользователя, который вряд ли поведется на слова об «оптимизации файловой разметки»), а также неверно подобранными компонентами.

— У меня был случай из-за слабенького блока питания, точнее, у него пропала трехвольтовая линия: ставишь накопитель M.2, и комп не стартует. Ставишь SATA-накопитель — все работает. Но, наверное, вопрос к бюджету, на котором собирается ПК. А бывают нелепые конфиги, когда ставят Core i9 с K-индексом в 610 чипсет с воздушным охлаждением и хотят, чтобы он работал как Core i9. Да там столько фаз питания нет, как и сам начальный чипсет не позволит топовому процессору работать на весь свой потенциал.

Но это речь о действительной проблеме, которую «мастера» решить не могу. А упоминаемые истории объединяет одно: ни о каком ремонте речи не идет, это некое «обслуживание», в лучшем случае добавят или заменят планку памяти неизвестного происхождения и установят какое-то ненужное ПО.

— Мы живем в век цифровых технологий, для меня объявления на подъезде — флешбэк из 90-х, когда подавали объявления в газету, знакомились через газету и так далее. У кого-то есть дети, знакомые, знакомые знакомых — не нужно пытаться решить проблему наобум, прямо сейчас, потому что в таком случае нарваться на горе-мастера можно легко. Да на вашей же «Барахолке» куча мастеров и ценник у них адекватный — я проверял, есть реальные отзывы о работе (и в «Услугах» — прим. Onlíner), — говорит Дмитрий.

Вместе с Дмитрием мы подготовили несколько правил, которые позволят чуть обезопасить себя от лишних трат.

  1. Бесплатная диагностика выездного мастера должна насторожить, как и фраза «бесплатно заберем». Опасения актуальны в первую очередь для объявлений на подъездах и в почтовых ящиках.
  2. Обещание скидок в начале разговора должно насторожить: нельзя дать скидку, когда неизвестно, какие работы предстоят.
  3. Если вы нашли мастера через интернет, обязательно изучите отзывы: найдите информацию по адресу сайта и указанным телефонам. Стоп-сигналом, в свою очередь, является отсутствие юридической информации на сайте, предлагающем «услуги ремонта»: здесь должен быть физический адрес мастерской, юридический адрес, наименование организации, УНП.
  4. Помогайте своим пожилым родителям и знакомым (да и не только пожилым): предупредите их, что в случае проблем надо обращаться к вам, а не звонить на первый попавшийся телефон.
  5. Перечень и стоимость работ мастер должен озвучить до начала их выполнения. Если речь о вызванном мастере, перед согласием лучше проконсультироваться со знающими людьми — поискать таких в своем окружении заранее. Но никто также не мешает сразу после диагностики позвонить в другой сервис и спросить, сколько будут стоить такие работы у них. Вдруг разница десятикратная?
  6. Чтобы значительно уменьшить риски, выберите мастерскую с физическим адресом и отвезите технику туда сами.
  7. Мастер может объяснить, что именно сломалось, что он будет делать и зачем (но неподготовленному человеку это все — филькина грамота, потому смотри весь пункт 5).
  8. Старайтесь не сдавать технику вызванным «бесплатно» по объявлению мастерам — высоки шансы, что ремонт станет золотым или техника «зависнет» на длительное время. Сдавать можно в случае, если вы уже обращались к конкретному мастеру и полностью в нем уверены (и смотри пункт 1).
  9. Если компьютер не запускается или перестал запускаться при мастере — «приговорить» какой-либо узел без инструментальной диагностики (или подмены комплектующих) невозможно. Если требуется замена чего-то, смотри пункт 5).
  10. Если мастер говорит, что удаление вирусов и установка драйверов рассчитывается исходя из их количества, отказывайтесь от услуг сразу.

Но нужно признать: полностью обезопаситься от подобных «разводов», не будучи хорошо знакомым с компьютерной техникой, невозможно.


Если вы сталкивались с подобными историями, напишите нам на адрес ja@onliner.by

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
8 ГБ GDDR6, 1830 МГц / 2670 МГц, 3072sp, 24 RT-ядер, трассировка лучей, 128 бит, 2 слота, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort
16 ГБ GDDR6, 1295 МГц / 2430 МГц, 3840sp, 60 RT-ядер, трассировка лучей, 256 бит, 3 слота, питание 8+8 pin, HDMI, DisplayPort
16 ГБ GDDR7, 2300 МГц / 2617 МГц, 10752sp, 84 RT-ядер, трассировка лучей, 256 бит, 3.5 слота, питание 16 pin (12VHPWR), HDMI, DisplayPort

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by