рецензия

Страшно и смешно? Рецензия на комедийный хоррор «Обезьяна» по рассказу Стивена Кинга

7660
27 февраля 2025 в 8:00
Автор: Дима Михеев
рецензия

Страшно и смешно? Рецензия на комедийный хоррор «Обезьяна» по рассказу Стивена Кинга

Автор: Дима Михеев

«Обезьяна» — фильм, основанный на рассказе Стивена Кинга. В этом произведении ужасы сочетаются с юмором. Режиссер — Осгуд Перкинс, снявший в прошлом году нашумевшего «Собирателя душ» с Николасом Кейджем. Сам Кинг похвалил ленту, а многие критики оценили ее положительно, хотя обычно не жалуют подобные фильмы. Рейтинг «свежести» на портале Rotten Tomatoes на момент публикации этой рецензии — солидные 79%. Получилось ли совместить хоррор с комедией, почему фильм сравнивают с «Пунктом назначения» и кому стоит смотреть — разбираемся в данном обзоре.

Стивен Кинг, пожалуй, самый известный писатель в жанре ужасов и один из самых экранизируемых литературных авторов. В фильмы превращаются не только романы Кинга, но и отдельные повести и рассказы. «Обезьяна» — именно такой случай. Одноименный рассказ входит в сборник «Команда скелетов» 1985 года наряду с еще семнадцатью другими.

Фильм незначительно отходит от сюжета рассказа, но режиссер Осгуд Перкинс переосмысливает тон произведения и вкладывает в него жизнеутверждающий посыл, во многом основанный на личном опыте. Режиссер не пытается состроить серьезную, мрачную мину, а добавляет непривычный элемент для хоррор-фильмов — комедийный. И это идет «Обезьяне» только на пользу.

По сюжету двое братьев-близнецов Билл и Хэл (Кристиан Конвери), которые ненавидят друг друга, находят цирковую игрушку среди вещей отца, который куда-то исчез. Отца, к слову, играет звезда сериала «Разделение» Адам Скотт — в короткой, но забавной и отвратительной открывающей сцене. Игрушка — цирковая обезьяна с барабаном и заводным ключом. Если обезьянку завести, она не только начинает стучать в барабан, но и магическим образом заставляет кого-то внезапно умереть. Каждая смерть довольно жуткая, но при этом комичная.

Когда мальчики понимают, что смерти напрямую связаны с игрушкой, они решают от нее избавиться, но та каждый раз мистическим образом возвращается. Как именно, Осгуд Перкинс, который является и автором сценария, не трудится объяснять, оставляя это на жанровую фантастическую составляющую.

Спустя 25 лет в жизнь уже выросших братьев возвращается зловещая обезьяна, чтобы нелепым образом умерло еще множество людей. А заодно чтобы помочь близнецам выяснить отношения друг с другом и разобраться со своей жизнью. Взрослых братьев играет Тео Джеймс. Его вы можете знать, например, по прошлогоднему сериалу Гая Ричи «Джентльмены». Актер, по сути, играет двух разных персонажей. Оба брата очень отличаются по характеру и противостоят друг другу. Тео Джеймс старательно выполняет свою работу, четко разделяя двух противоположных мужчин с одинаковой внешностью.

Также в «Обезьяне» снялся Элайджа Вуд. Но, по всей видимости, лишь для привлечения внимания и звездного имени на постерах. Появляется актер всего на несколько минут, но весьма талантливо отыгрывает придурочного отчима, который щеголяет для комичности по дому в велосипедной джерси-футболке.

Сам Стивен Кинг положительно отозвался о фильме, коротко написав о нем в соцсети Threads. Он восторженно назвал кино абсолютным безумием и отметил, что мы ничего подобного не видели. И действительно у фильма непривычный тон, в котором смешаны кровавые гибели, черный юмор и семейная драма. Но безумными можно назвать здесь только сами внезапные смерти, которые создают почти весь экшн фильма и не позволяют совсем заскучать, а все остальное — довольно тривиальные хоррор-тропы, как, например, зловещая игрушка или дети-близнецы.

Фильм, как и многие представители жанра, рассуждает на тему смерти. Осгуд Перкинс призывает не трепетать и не бояться неизбежной участи, а насмехаться над ней. «Все случайно. Или не случайно. В любом случае, разницы нет. Дело не в том, если или даже как, а в том, когда все умрут. Такова жизнь, все умирают», —  так философски мать учит жизни своих близнецов, сидя на кладбище.

Это и есть главный посыл, заложенный в фильм Осгудом Перкинсом, и, возможно, именно за него многие кинокритики поставили «Обезьяне» хорошие оценки. Глубины также добавляет личный контекст режиссера. Жизнь обоих его родителей, которые были актерами, закончилась трагично, после чего Перкинс долго горевал. Его отец, Энтони Перкинс, сыгравший в легендарном «Психо» Альфреда Хичкока, умер из-за осложнений от СПИДа. А мать, Берри Беренсон, погибла во время терактов 11 сентября, находясь на борту одного из захваченных самолетов.

Изначально тон фильма предполагался классическим для хорроров, без комедийной прослойки. Но на добавлении черного юмора настоял постановщик. Для Осгуда Перкинса это было своеобразной рефлексией. Вот что он рассказывал прессе об этом: «Оба моих родителя умерли безумными, ставшими достоянием прессы способами. Я провел большую часть своей жизни, восстанавливаясь после трагедии и чувствуя себя очень плохо. Все это казалось несправедливым по своей сути. Но сейчас я стал старше, и ты понимаешь, что это случается со всеми. Все умирают. И я подумал, что лучший способ отнестись к этому безумию — улыбнуться».

Однако эта идея — лучшее, что есть в фильме. Из положительного еще стоит отметить несколько забавных моментов, заставляющих улыбнуться или посмеяться. А также изобретательные смерти персонажей, которые напоминают фильмы «Пункт назначения» или экранизацию мультфильма Happy Tree Friends. Но в остальном это очередной проходной ужастик, который забудется через короткое время. Убедительно и трогательно передать свой главный посыл режиссеру не удалось.

Ни одному из братьев по-настоящему сопереживать не удается из-за их нелепости и гротескности. Линия отношений Хэла с сыном тоже весьма номинальная. Динамика фильма, учитывая непродолжительный хронометраж, успевает несколько раз просесть в те моменты, когда разыгрывается семейная драма. Хорошие шутки и гэги чередуются с весьма посредственными, будто из второсортных пошлых комедий начала нулевых. А финальный диалог двух братьев, который должен вызвать чувства, получается каким-то глупым и странным.

Если перестать придираться и поискать глубокие и сильные элементы в «Обезьяне», то с натяжкой можно еще упомянуть тему отцов и детей. Хэл осознанно видится со своим сыном лишь раз в год, боясь навредить ему своим присутствием из-за обезьяны, которая может вернуться в любой момент. Перкинс говорит нам этим, что не всегда отцы исчезают из семей из-за своей безответственности — порой так они уберегают детей от своих же разрушительных демонов. А когда Хэлу все же приходится провести с сыном неделю, у него включается родительская гиперопека по тем же причинам. Сама игрушечная обезьяна может метафорически означать старые семейные травмы, которые возвращаются в неожиданные моменты, как глубоко их ни зарывай.

«Обезьяна» — необычный представитель жанра, но сугубо на один раз. Фильм может повеселить нездоровым юмором и натолкнуть на интересные мысли о смысле бытия и конечности жизни. Здесь двойная развилка в зависимости от степени вашего личного фатализма: либо вы стараетесь быть максимально аккуратными, чтобы не словить кирпич с крыши, либо легко относитесь к жизни, наслаждаясь моментом, ведь она может закончиться в любой момент и даже совсем нелепым способом.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by