Из данных за 2024 год следует, что в топ-15 самых высокооплачиваемых профессий в мире вошли сразу пять IT-специальностей. Поэтому неудивительно, что часть родителей отправляет своих детей на IT-курсы еще в младших классах. Насколько эффективна эта стратегия, как выглядит программирование для детей и почему код должен заинтересовать ребенка — рассказывают и родители, и преподаватель IT-курсов.
Сейчас сын Оксаны учится в шестом классе. Ему исполнилось 12 лет, и с сентября 2024-го мальчик ходит на занятия в одну из минских IT-школ. По словам женщины, попасть на такое обучение ее сын захотел сам:
— Они с друзьями в классе спят и видят, как будут делать свои игры для телефонов. Говорит, что это будет его работа и он «вообще все» себе купит, когда на этом разбогатеет.
Если без шуток, то про программирование он заговорил еще год назад. Мне нравится, что для него компьютер — это не только стрелялки. Поэтому курсы оплатила со спокойной душой: сейчас они пытаются разобраться в основах Java.
Оксана говорит, что ее сын все схватывает быстро, поэтому учится в группе с ребятами, которые на несколько лет его старше. И единственная проблема только в том, что на фоне увлеченности строчками кода страдает «классическая» учеба.
— Белорусский и русский языки, литературы и история напрочь игнорируются. Аргументация — «Зачем мне школа, если я буду программировать?». Но мы с мужем с него все равно не слезаем: стараемся делать так, чтобы в конце года средний балл был адекватным.
У Сергея ситуация иная: своего сына он собственноручно отвел на IT-курсы. Сам мужчина уже 15 лет работает Unity-разработчиком и считает, что его чадо тоже должно попасть в эту сферу:
— Там всегда были деньги, и они там и останутся. Если ты хорошо знаешь тот же Unity, то всегда будешь востребован и без работы сидеть не будешь. Сын сейчас в девятом классе, до университета осталась ерунда, поэтому пора браться за голову.
При этом мужчина говорит, что без его помощи сыну было бы трудно: он регулярно стучится к нему за советами.
— На курсах дают знания, но не всегда четко объясняют, где и что можно применить. Со своим бэкграундом мне легко направить сына в нужную сторону, подсветить то, что можно пропустить, и то, на чем стоит задержаться. Я сам до сих пор учу что-то новое, и ему пытаюсь объяснить, что в IT всегда нужно будет учить свеженькое, чтобы оставаться на достойном уровне.
При этом я не настаиваю на том, чтобы он был именно разработчиком. Может, захочет в тестировщики, может, в Data Science, — главное, чтобы занимался чем-то толковым и в будущем без денег не сидел.
Сергей считает, что разные IT-курсы сыну стоит посещать до самого университета. Благодаря этому (и регулярной практике) на первом курсе у него уже получится устроиться на какой-нибудь несложный проект.
C вопросом о том, с какого возраста ребенка можно знакомить с программированием и как сделать это максимально эффективно, мы обратились к Любови Крыловой — кандидату физико-математических наук и основательнице детского центра Stemlab.
— С какого возраста ребенка можно отдавать на программирование?
— По моему опыту, с шести лет читающие дети начинают воспринимать алгоритмику. Им можно показывать базовые среды программирования, например Scratch. Это визуальное программирование, конструктор, команды в котором нужно собирать из блоков.
Раньше шести лет, даже если ребенок умеет читать, ему будет сложно разобраться в этих абстракциях. Другой вопрос: во сколько начинать учить ребенка читать? Иногда этот навык оставляют на последний год перед школой. Но знакомить детей с буквами можно с двух лет. Благодаря этому в будущем они будут испытывать меньше стресса во время обучения.
— Для многих детей ПК — это только игры. Как сделать так, чтобы программирование увлекало ребенка так же, как условная Dota 2?
— Современные визуальные языки программирования, созданные для обучения детей, сильно напоминают игровую среду. Их делают такими, чтобы детям было интересно. Scratch в этом плане является безусловным лидером: там дети делают игры, анимируют персонажей и т.д. Это будто бы игра. Например, на занятии мы учим котика не заходить за отметку — это одновременно и веселье, и обучение.
— С кем работать сложнее — со старшеклассниками или маленькими детьми?
— Мы не сразу перешли к занятиям с дошкольниками и младшеклассниками. Преподаватели часто занимаются репетиторством, я в том числе. И с восьмиклассниками я частенько встречалась и понимала, что профориентацией этих детей уже можно заниматься. На наши курсы мы их набрали первыми.
Затем мы начали набирать детей помладше, например, пятый класс. И поняли, что им это все еще интереснее, чем восьмиклассникам. Что им очень хочется проводить эксперименты.
Где-то со школьниками работать интереснее, чем со студентами: последние обычно знают, чем хотят заниматься. А школьники — это неограненные алмазы. И сделать так, чтобы он стал бриллиантом, нужно мягко, без жесткой настойчивости. Ты показываешь им варианты выбора — и видишь, как ребенок меняется по мере того, как вы занимаетесь.
Почему же сегодня спрос на программистов так высок? Любовь считает, что с точки зрения науки все из-за того, что многие открытия сегодня делаются «на кончике пера». Т.е. сначала следует теоретическое предсказание, которое в дальнейшем находит подтверждение уже в эксперименте.
— И чтобы сказать, при каких начальных условиях возможно то или иное явление, нужно сделать очень много теоретических расчетов. На бумажке такие вычисления уже не делают. Например, чтобы рассчитать одно использование специфического лазера, мне могло понадобиться нескольких часов вычислений. А для того, чтобы промоделировать разные ситуации с этим лазером, требовались суперкомпьютеры с распараллеливанием вычислительных процедур.
И чтобы делать такие симуляции вычислений, нужно понимать, как именно их запрограммировать. Сделать это без знания языков программирования нельзя.
— Зачем школьнику, который хочет стать Java-разработчиком, знать физику с математикой?
— Я могу ответить историей, которую мне рассказали лет 15 назад. В одной компании делали компьютерную игру. По сюжету персонаж бежит и добегает до ямы. Он в эту яму должен провалиться, но почему-то взлетает.
Все из-за того, что во время записи кода неверно прописали команды ускорения и притяжения к земле: грубо говоря, вместо знака «минус» поставили «плюс». И получилось, что разработке помешала простая задача, которую школьники решают в девятом классе.
В условных трехмерных бродилках можно посмотреть на то, как себя ведет вода в играх. Если во время разработки в коде не прописать законы преломления света и распространения волны, то тонкие эффекты, которые делают картинку правдоподобной, не получится создать.
— Программирование может заменить собой науку?
— Программирование всегда служит какой-то цели. Например, сделать компьютерную игру более реалистичной. Это практико-ориентированная история. Программирование ради программирования существует, но обычно только ради того, чтобы выяснить, чье кунг-фу сильнее — твое или мое.
Да, языки программирования развиваются. Но они все еще служат для моделирования каких-либо ситуаций. Не представляю обстоятельств, в которых программирование уйдет вперед науки. Последняя развивается большими шагами, и появляются вещи, о которых мы в прошлом даже не подозревали.
— Есть ли смысл обучать программированию 10-летнего ребенка? Не может ли сфера IT в корне измениться к его совершеннолетию?
— Ребенок все узнает постепенно. Если он не будет знать простых вещей, то не сможет двигаться вперед.
Те же навыки составления алгоритмов полезны из-за того, что они развивают логическое мышление. Да, условный Copilot может на любом языке программирования выдать кусок нужного вам кода. Но нужно понимать, что он выдает, хотя бы для того, чтобы быть в профессиональном тонусе.
С большой долей вероятности ИИ вытеснит рутинное написание кода. С другой стороны, мы все равно должны понимать, что мы хотим получить, когда просим ИИ написать тот или иной кусок кода. Навыки правильного формулирования задачи будут полезны и через 5, и через 10, и через 15 лет.
— Сможет ли ИИ заменить учителей?
— В прошлом году я своим ученикам из восьмого класса дала контрольную работу по физике. И разрешила им пользоваться всем, кроме мозгов соседа. Один из учеников воспользовался ChatGPT — и в тот день я, кандидат наук, очень много фантастического узнала про физику.
С рутинными вещами искусственный интеллект еще может справиться. Но учитель — это в первую очередь ментор. Учитель показывает, как много интересных вещей скрывается в мире. Не думаю, что ИИ когда-нибудь сможет заменить передачу опыта и живое общения ученика и учителя.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by