В самый жаркий в истории наблюдений год, когда айсберги неумолимо тают, выходит мультфильм, где землю внезапно поглощает вода. На минувшей неделе этот мультфильм номинировали на «Оскар», но вы могли о нем даже не слышать, несмотря на тот факт, что у него уже есть «Золотой глобус», а в Каннах картина сорвала семиминутные овации. Мы решили исправить ситуацию: рассказываем, почему мир в восторге от «Потока».
Автором «Потока» стал Гинтс Зильбалодис — 31-летний режиссер из Латвии, для которого этот мультфильм превратился в первый командный проект. До этого Зильбалодис творил в сольном режиме: например, свою предыдущую картину — «Прочь» — он сделал в одиночку от начала и до конца.
Работу над «Потоком» Зильбалодис начал в 2019 году: режиссер путешествовал по Европе, параллельно продвигая идею своего будущего фильма. В результате проектом заинтересовались студии из Латвии, Бельгии и Франции, а всего на создание «Потока» ушло пять лет.
Главным героем мультфильма стал безымянный черный кот, который боится двух вещей: воды и работы в команде. В принципе, последнего до недавнего времени боялся сам Зильбалодис, который всю жизнь работал в одиночку: он и придумывал, и анимировал, и озвучивал своих героев. В итоге у режиссера-интроверта получился максимально личный мультфильм, смысл которого каждый зритель может интерпретировать по-своему.
История «Потока» разворачивается в мире, из которого исчезли люди. Остались их дома, здания и предметы быта, но самих Homo sapiens как будто кто-то стер. Их место заняли животные, вокруг которых и крутится весь сюжет.
Например, главный герой, черный кот, проживает в доме, который будто только-только покинули люди. Карандашные рисунки на столе, открытые окна, расстеленная постель — кажется, что хозяева кота просто куда-то вышли на минутку. Но по факту за весь фильм мы не только не увидим ни одного человека, но и не услышим ни одного слова: зрителю достанется только курлыканье, лай и мяуканье.
В лодке кота уже поджидает флегматичная, но дружелюбная капибара. Затем к «экипажу» присоединяется лемур с синдромом Плюшкина, бесконечно позитивный ретривер и сердобольная птица-секретарь, которую изгоняют из стаи. Вместе они с горем пополам пытаются управлять судном, добывать себе пищу, стараясь пережить последствия разрушительного потопа.
Важный момент: персонажи, собравшиеся в одной лодке, не хуманизированные. Они не общаются друг с другом, как в каком-нибудь «Зверополисе», а ведут себя как обычные животные. Капибара большую часть дня беззаботно дрыхнет, собака клянчит мяч и заливисто лает, а кот шипит, вылизывается и пытается забиться в укромный уголок. Это сильно контрастирует с тем, как себя ведут животные в тех же мультфильмах Disney: здесь герои не распевают песни, а просто думают о том, что съесть и где поспать.
Становятся ли они из-за такой реалистичности скучными? На наш взгляд, нет: персонажи развлекают не поставленными танцами, а ростом над собой. Например, к концу фильма собака понимает, что между погоней за зайцем и спасением товарища лучше выбрать последнее. Лемур осознает, что живые существа важнее вещей. А кот начинает доверять тем, от кого в начале картины шарахался.
Можно смело заявить, что в визуальном плане «Поток» получился самобытным. Во-первых, это первый мультфильм с «Золотым глобусом», который создали с помощью бесплатного ПО с открытым исходным кодом. Где-то анимация может выглядеть неказисто, но в большинстве случаев кадры «Потока» завораживают: одна только вода сделана с максимальной щепетильностью.
Во-вторых, мультфильм создавался без привычной раскадровки. Вместо этого Зильбалодис создавал 3D-среду, размещал свет и перетаскивал камеру по пространству картины. От того, куда в кадре падала тень, зависело то, куда режиссер переместит камеру. В итоге сложилась максимально динамичная картинка: камера постоянно двигается, то ныряя в воду, то взмывая ввысь. И работает все это в связке с музыкой: в интервью Variety режиссер говорил о том, что музыка в его анимационных фильмах рулит всем процессом.
В-третьих, животные в мультфильме выглядят максимально естественно. Аниматоры снимали референсы с собственных питомцев, а для того, чтобы правильно изобразить движение уха главного героя, специалисты могли потратить десятки часов на анализ видео с котами. В итоге игра стоила свеч: животные в ленте двигаются натурально, а кот одним движением глаз может сказать больше, чем Кристен Стюарт за все «Сумерки».
Скажем так: смотреть «Поток» вперемешку с роликами из TikTok не получится. Мультфильм требует от зрителя максимальной концентрации, и без последней ленту можно запросто записать в заумный артхаус.
Сам Зильбалодис говорил о том, что «не любит кормить зрителей с ложечки» и многое в мультфильме придется додумывать самостоятельно. И если позволить «Потоку» нести тебя по течению, то можно уловить десятки референсов, намеков и сюжетных кивков. Тут вам и аллюзия на Ноев ковчег, и история про постапокалипсис, и экологическая повестка — внимательный зритель точно сможет разглядеть в «Потоке» что-то свое. Но только при условии, что такое желание вообще появится.
В борьбе за «Оскар» «Поток» сойдется с четверкой других мультфильмов. Среди них числятся «Дикий робот» и «Головоломка 2» — кассовые бэнгеры, вышедшие из-под крыла именитых студий. Мелькали ли он в заголовках СМИ чаще, чем картина Зильбалодиса? Конечно. Обеспечено ли им первое место? Не факт.
Что «Головоломка 2», что «Дикий робот» могут похвастаться понятным сюжетом, запоминающимися героями и внятным посылом. Но фишка в том, что «Потоку» все это не нужно. Зильбалодис сделал фильм-ощущение, в котором музыка значит столько же, сколько картинка. Здесь нет антагонистов, четкой структуры и явного вывода: зрителя не водят за руку сквозь сюжет, а лишь подсказывают, куда стоит направить взгляд.
Куда пропали люди? Почему по этому миру разбросаны гигантские статуи котов? Откуда взялась вода, поглотившая землю? По словам Зильбалодиса, ответы на эти вопросы ему неинтересны. Вместо этого он решил сосредоточиться на персонажах и том, что их окружает. А окружают их не только тонны воды, но и таинственные статуи, космические лучи и киты, которые больше походят на инопланетян. Самое удивительное, что коту и его команде удается со всем разобраться — и прийти к точке, с которой все началось. Или же это другая реальность, в которую Зильбалодис забросил и персонажей, и зрителя? Что ж, это еще один вопрос, ответ на который вам придется искать самостоятельно.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by