18 326
02 июля 2024 в 8:00
Автор: Герман Клименко

Инструкция к самому себе. Чем хороша «Головоломка 2»?

Автор: Герман Клименко

Сборы «Головоломки 2» переплюнули кассу первой части всего за две недели проката. Сиквел истории 2015-го стал первым анимационным фильмом, собравшим миллиард долларов за такой короткий срок, и самой прибыльной картиной 2024 года на данный момент. Заслуживает ли «Головоломка 2» всеобщего обожания или продолжение просто почивает на лаврах оригинала — давайте разбираться.

Для начала напомните: о чем была первая «Головоломка»?

Об эмоциях, которые живут в голове девочки Райли. В мире «Головоломки» процессами в нашей голове управляют хуманизированные чувства: чем старше мы становимся, тем больше эмоций размещается в нашей черепной коробке.

В голове 11-летней Райли живут Радость, Печаль, Гнев, Страх и Брезгливость. На решения девочки они влияют с помощью специального пульта, размещенного в подобии серверной комнаты. Остальной разум героини напоминает то ли гигантский торговый центр, то ли сюрреалистичный «Диснейленд».

По факту в первой «Головоломке» две главные героини. Первая — сама Райли, которая пытается справиться со стрессом, навалившимся на нее после переезда в другой штат. Вторая — Радость, которая тянет все одеяло на себя и пытается контролировать другие эмоции. Особенно сильно достается Печали, в которой Радость вообще не видит никакого смысла.

В финале мультфильма до Радости доходит, что для Райли важны все эмоции и в определенные моменты поплакать полезнее, чем похихикать. Герои открывают для себя силу смешанных эмоций и помогают Райли поймать душевный дзен.

Первую «Головоломку» хвалили всем интернетом, и самые размашистые лавровые ветви достались способности режиссера Пита Доктера изобразить подростка, зависшего на пороге переходного возраста. Доктер взял за основу Райли свою дочь и изменения, которые переживала личность девочки по мере взросления. Из перманентно радостного ребенка она превращалась в хмурого, задумчивого подростка — эту трансформацию в «Головоломке» режиссер и подловил.

И да, в «Головоломке» есть забавные разноцветные эмоции, черты личности, изображенные в виде островков, и куча цветастых гэгов, которые наверняка зайдут зрителям дошкольного возраста. Но лично я считаю, что в первую очередь «Головоломку» нужно смотреть взрослым, особенно тем, кто успел стать родителем.

Полуторачасовая лента Доктера — подсказка для тех, кто пытается понять, что происходит в голове у их ребенка. Это подтверждают и эксперты: профессор прикладной психологии Северо-Восточного университета Кристи Риззо говорит о том, что психологи рекомендуют «Головоломку» семьям, члены которой пытаются разобраться в собственных чувствах.

Сиквел «Головоломки» — тоже лента для родителей?

Скорее для тех, кто или прошел через переходный возраст, или еще барахтается в водах этого Рубикона.

После событий оригинала прошло уже два года. Райли теперь 13: девочка окончательно освоилась в Сан-Франциско, обзавелась подругами и двумя ногами запрыгнула в пубертатный период. До Райли добираются не только прыщи и брекеты, но и новые эмоции — Зависть, Стыд, Хандра и Тревожность.

Печаль, Гнев, Брезгливость, Страх и Радость от такого соседства не в восторге, но выбора им никто не давал. Тем более что на горизонте маячат более масштабные проблемы: подруги Райли после летних каникул перейдут в другую школу и героиня рискует остаться в одиночестве. И пока старые эмоции топчутся на месте, новые подстегивают Райли к поиску новых друзей — и не среди сверстников, а сразу в компании старшеклассников.

Такое «обновление» может обернуться для Райли потерей личности. Эмоции из первого фильма решительно выступают против, и так же решительно оказываются в местном аналоге тюрьмы. Теперь им предстоит не только выбраться на волю, но и уберечь Райли от «добра», которое ей собираются «причинить» Тревожность и компания.

Если в оригинале путешествие по разуму Райли совершали только Радость и Печаль, то сейчас в вынужденное турне отправляются все пять базовых эмоций. Зрителю попеременно будут показывать три главные сцены: то, что происходит с Райли в реальности, приключения Радости и ее напарников, а также попытки Тревожности взять абсолютно все под свой контроль.

Выбор покупателей
для домашнего кинотеатра, матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), яркость 1100 ANSI лм, расстояние 1.3-6 м, экран 40-180", Wi-Fi
Выбор покупателей
портативный, матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), яркость 900 ANSI лм, контраст 3000:1, расстояние 1.3-4 м, экран 40-120", Wi-Fi
для домашнего кинотеатра, матрица DLP, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), яркость 460 ANSI лм, экран 60-120", Wi-Fi

Тревожность — главная злодейка фильма?

Так можно заявить только с очень-очень большой натяжкой. Да, действия Тревожности приводят к проблемам, но по факту она хочет для Райли лучшего. Того же хочет и Радость, но и она наносит девочке урон — просто не так, как Тревожность.

В принципе, Радость — одна из самых токсичных эмоций во всей дилогии. В первом фильме она пыталась избавиться от Печали, во втором — от воспоминаний, в которых, по ее мнению, Райли не нуждается. Ее путь от «я знаю, как будет лучше» до «я ничего не знаю, давайте действовать вместе» — одна из самых важных сюжетных веток мультфильма.

Тревожность же хочется назвать не злодейкой, а обязательной эмоцией, с которой должна столкнуться Райли. Для подростков выстраивать негативные сценарии развития событий так же естественно, как пытаться ухватиться за все и сразу. И Тревожность, которая сопровождается Стыдом, Завистью и Хандрой, — идеальный способ показать всю нервозность этого жизненного периода.

Как вообще воспринимается мультфильм?

Как попытка Pixar и угодить новым зрителям, и не отпугнуть старых. Последним финансово успешным релизом студии считается «Душа», которая вышла еще в декабре 2020-го. Последующие мультфильмы вроде «Луки», «Я краснею» и «Элементарно» были хорошо восприняты критиками, но внушительными кассовыми сборами похвастаться не смогли.

Обострял ситуацию и тот факт, что сиквел «Головоломки» остался без режиссера оригинала. Место Пита Доктера занял Келси Манн, для которого «Головоломка 2» стала полнометражным дебютом. Высокие зрительские ожидания, кассовый голод, режиссер-фрешмен — определенно не тот расклад, при котором нужно пускаться в творческие эксперименты.

В принципе, Манн на них и не решился. Риску режиссер предпочел преемственность, и «Головоломка 2» ощущается как очень плавный сиквел. Эмоции вновь выбрасывает из Центра управления куда-то в дебри разума, Райли снова грозит пробежка по граблям, Радость опять учится чему-то новому — проверенных приемов здесь больше, чем нововведений.

При этом нельзя сказать, что Манн просто переснял оригинальную «Головоломку». Здесь есть и новые локации (чего стоит только одна Пропасть Сарказма), и расширенный пул основных героев (пофигистичная Хандра — наш фаворит). Нашлось место даже пачке рисованных сайдкиков: разделяем восторг Райли по поводу Лэнса Слэшблейда, пафосного, но обаятельного героя японской видеоигры.

У продолжения, как и у оригинала, ровный повествовательный темп, понятные сюжетные развилки и ожидаемый, но достойно прописанный финал. И обжечься о собственные ожидания можно только в том случае, если вы рассчитывали на экзотику вроде нелинейного хронометража.

Так что, стоит ли заскакивать на мультфильм в кинотеатры? 

Как минимум это одна из самых громких картин этого лета: есть ощущение, что переплюнуть «Головоломку 2» в плане ажиотажа сможет только «Дэдпул и Росомаха».

Можно ли пожурить Келси Манна за где-то чрезмерную сценарную осторожность? Да, но это ситуация, в которой у режиссера просто не было другого выхода. Pixar нужен был хит — и Манн его сделал. На удачных сборах сиквела сказались и выгодный летний слот для проката, и сарафанное радио, и имидж первой части.

У продолжения отменная картинка, удачный саундтрек и добротный, хоть местами и предсказуемый, сюжет. То, что в конце все друг с другом подружатся и начнут жить в мире, — естественно для Pixar. Но то, как ловко к этому финалу подводят зрителя, — уже отдельная история.

Пожурить ленту хочется только за то, что сюжет постоянно наводит объектив на Радость, а вот об остальных эмоциях из прошлого фильма периодически забывают. Если Печали еще достается отдельный квест, то Гнев, Страх и Брезгливость будто бы просто прихватили для компании. Хотя я бы с удовольствием посмотрел на тандем той же Хандры и Брезгливости — выглядит как дуэт, чьи раздраженные комментарии хотелось бы прокручивать снова и снова.

Глобально «Головоломка 2» получилась удачным сиквелом. Не разрушить то, что так старательно выстраивал оригинал (привет, «Базз Лайтер»), — уже достижение. А усилить это, предложив персонажам органичное развитие, — маленькая победа, на которую стоит потратить 96 минут своего времени.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by