2704
24 января 2025 в 9:00

Посмотрели, как выглядят и куда ведут баннеры платных подписок. Возникли вопросы

С 1 апреля на платные подписки белорусских операторов станет сложнее «попасть» случайно. Дело в том, что в законодательстве появятся изменения: согласие абонента на оказание услуги или отказ от нее станет возможным при выполнении дополнительных шагов. Мы же обратили внимание на другой момент, связанный с текущим процессом завлечения пользователей.

По новому закону согласие должно будет выражаться одним из способов:

  • проставление отметки в личном кабинете абонента на официальном сайте оператора, поставщика услуг электросвязи в сети Интернет (мобильном приложении);
  • направление USSD-запроса или СМС-сообщения;
  • подача заявления в сервисном центре оператора, поставщика услуг электросвязи.

А как завлекают пользователей сейчас?

Для этого применяются различные алгоритмы. Самые популярные из них — подмена страниц, когда после поискового запроса вместо результата браузер через цепочку перенаправлений отправляет пользователя на сайты с предложением подписаться, либо классические баннеры на сайтах.

Подчеркнем, что задачей Onlíner является отстаивание интересов читателей, которые пользуются услугами сотовой связи и регулярно сообщают о возникших сложностях с оформлением платных подписок. По этой причине названия операторов не упоминаются.

Исходя из жалоб пользователей, чаще всего, вероятно, они сталкиваются именно со вторым вариантом — баннерами. Мы собрали небольшую коллекцию таких баннеров:

Что объединяет все баннеры?

Все они размещены в контенте, который обычно содержит ссылки на видеоролики или собственно видео. Баннеры, в свою очередь, походят на плееры с кнопкой включения проигрывания, хотя остаются статичными баннерами-картинками.

На баннерах встречаются подписи «Смотреть», «Смотреть видео», «Приятного просмотра», также появляются менее банальные варианты наподобие «Психологические статьи», «Хорошего просмотра» и «Удачного просмотра».

На баннерах также бывают названия, предположительно, компаний, подающих рекламу, или указание на принадлежность сайта: иногда адрес сайта целиком, иногда частично (и иногда без этих условностей).

Что в ссылках

Узнать точный адрес, «зашитый» в баннеры, можно, например, скопировав ссылку и посмотрев через блокнот. Ниже — скриншоты таких ссылок, в них мы выделили адреса, куда перенаправляет клик по линку.

Если перейти по ссылке с мобильного устройства, пользователь окажется на лендинговой странице сервиса, где и будет предложено оформить подписку. Если же воспользоваться ссылкой в десктопном браузере — тогда на сайт, линк на который зашит в рекламный баннер.

Предположим, что на сайтах, адрес которых указан в баннере, происходит определение принадлежности пользователя, после чего его на уровне сервера отправляют «куда нужно».

Что за сайты?

Мы проверили некоторые сайты, адреса которых указаны в рекламных баннерах (адреса ниже содержат кириллические символы, чтобы предотвратить случайный переход по ним).

comfiwеb.com

На нем размещена информация о VPN-приложении, которое, утверждается здесь, является «залогом вашей абсолютной конфиденциальности в интернете». Скачать, правда, приложение нельзя, других упоминаний в сети программы нет.

Как следует из данных Whois-сервисов, домен был зарегистрирован летом 2024 года.

qаhуfоu9.sа.cоm

В настоящее время уже недоступен, однако до этого на нем размещалась информация о некоем «ведущем образовательном центре» Wiktron с адресом в Минске, был даже указан номер телефона для связи. Однако он почему-то совпадал с телефоном одной популярной сети ресторанов, а снимки сотрудников были взяты из фотостоков.

Что касается домена, он был зарегистрирован в ноябре 2024 года.

dосudах.cоm

Судя по всему, здесь размещается описание приложения для работы с PDF. Но скачать его нельзя (ссылки не работают), хотя на не слишком грамотном английском указано, что загрузили программу 5 млн раз.

Домен — один из старейших, появился в 2022 году.

silа-misli.ру

Ведет на «психологический портал о позитивном мышлении», здесь немало тематического контента.

Был также зарегистрирован в ноябре 2024 года, в данном случае — на частное лицо.

Это безопасно?

Мы отправили запрос 20 января в адрес компании, которая указана как предоставляющая услуги платных подписок, с просьбой рассказать, обеспечивается ли безопасность пользовательских данных при переходах по ссылкам, указанным в баннерах, на сайты, зарегистрированные в том числе на частных лиц.

К моменту публикации на запрос поступил лишь автоматический ответ, сообщающий, что заявка принята.

Также Onlíner поинтересовался видением ситуации у одного из операторов связи, в сети которого представлена возможность оформления этой услуги.

Нам пояснили, что «верификация подписки — прозрачный процесс, исключающий возможность совершения случайных действий», а также указали на то, что «обработка персональных данных клиентов осуществляется […] в строгом соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, а лендинговые страницы, относящиеся к […], размещены в белорусской доменной зоне».

В компании добавили, что «оказание услуг по подписке — сервис, оказываемый на коммерческой основе компаниями-провайдерами контента. Услуги таких контент-провайдеров доступны абонентам различных операторов. Операторы при этом выступают в роли биллинг-агентов, обеспечивая прием оплаты за подключенные самим абонентом услуги».

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by