Еще от киберспортивного тренера-психолога мы слышали о том, что токсичности в играх хватает. Особенно достается девушкам, которых во время «катки» могут обвинить во всех грехах этого мира. Мы поговорили с белорусками-геймерами и узнали, как часто они сталкиваются с токсичностью в играх и как им удается отбиваться от нападок других игроков.
С компьютерными играми Виталина познакомилась в седьмом классе:
— Это был стандартный «Сапер». Учитывая, что сейчас мне 33 года, тогда выбора особо не было. Настоящей первой игрой стала Pharaoh, диск с которой мне подарил друг моего отца. Это был градостроительный симулятор 1999 года выпуска.
Во все понемногу девушка играла до 2014 года. Потом Виталина открыла для себя «Доту», которую ее уговорила скачать подружка из Курска:
— Я поехала к ней в гости в 2014 году, и она физически заставляла меня «садиться и фармить крипов за Фантомку». Мне максимально не нравилось то, что я делаю, поэтому я всячески отбивалась. Пообещала скачать «Доту» по возвращении домой и всячески искала отмазки этого не делать.
Но в итоге Виталина поддалась на уговоры подруги: вначале ей было скучно, но вскоре попытки высидеть один час игры превратились в восьмичасовые сессии.
— С тех пор я играю в «Доту» практически каждый вечер. Не фанатично, буквально пару «каток», ибо у меня и учеба, и работа и я всегда расставляла приоритеты в их пользу. Сейчас у меня «набито» 9175 часов на основном аккаунте.
В отличие от многих девушек, Виталина не только не боится говорить в микрофон, но еще и стримит «Доту». Она ставит ник своего канала в никнейм в игре, поэтому по нему могут перейти и враги, и союзники. И могут начать обзывать.
— Но есть и обратное процентное соотношение. И даже самые агрессивные «токсики» забываются после того, как заканчивается игра. Оскорбления в играх зачастую шаблонные и однообразные: к ним привыкаешь, и они становятся чем-то вроде белого шума.
Но был забавный момент. Я играла в «Доту» лет 8 назад, звук выводился через колонки. И тогда попались максимально агрессивные ребята, и они обзывали очень сильно моих родных. Моя мама как раз зашла в комнату, услышала оскорбления и с огорчением спросила: это на тебя так? На что я ее успокоила: нет, не переживай, в основном на тебя.
На мобильные игры Евгению «подсадила» старшая сестра: на тот момент она могла себе позволить Mobile Legends, позднее начала играть в PUBG Mobile. А когда появился ПК, девушка начала играть и в League of Legends, и в Warframe, и в ПК-версию PUBG.
— В последнюю долго не решалась зайти, потому что все вокруг трубили о том, что это намного сложнее мобильной версии и я не вывезу. Но вот я играю последние полгода, и мои соклановцы, которые играют в PUBG около 4—5 лет, говорят о том, что через полгодика я буду всех на лопатки класть.
Но то, что девушка хорошо держится в игре, не спасает ее от регулярных поддевок со стороны других игроков:
— «Твое место на кухне», «поплачь еще», «удали игру» — это самое безобидное из того, что я слышала. Таким мужчинам (если их так можно назвать) перед игрой как будто выдается пособие «Что говорить, когда с вами в игре оказывается женщина». Больше всего они агрессируют, когда ты в игре убиваешь их и их тиммейтов, а потом комментируешь это в голосовом чате. Из-за своего самолюбия они не могут признать, что их размотала девушка.
Сейчас Евгения к такой токсичности относится спокойно, но в прошлом все было иначе: она даже не могла говорить в голосовой чат из-за того, что боялась реакции других игроков.
— Больше всего меня задевало, когда начинали говорить про мою маму. Я не понимала, причем тут моя мама. И мне всегда было грустно и непонятно, чем я это заслужила — я ведь просто пришла поиграть и расслабиться.
Но потом я начала свыкаться. На меня сильно повлияла моя подруга, с которой мы вместе играли. Я услышала, как она ставит таких мужиков на место, не оскорбляя их: спокойным голосом, без агрессии и ругательств. Так они взрываются еще больше, а когда их еще давишь фактами и логикой, то они просто выходят из игры.
Я начала отвечать так же. Или же вообще игнорировать таких игроков, потому что теперь для меня их слова — это не больше, чем ветер.
По словам Ники, в компьютерные игры она начала играть с 17 лет: родители в складчину подарили деньги, которых хватило на сборку достойного ПК.
— Первой игрой стал шутер Far Cry 3. Он и до сих пор в топ-5 моих любимых игр! А дальше пошло-поехало: Assassin’s Creed, Mafia, Battlefield, Left 4 Dead… Всего уже и не вспомню.
Позже Ника села за «плойку» своего парня, а в 2019-м он же посоветовал скачать PUBG Mobile. Со временем у девушки там появились друзья-тиммейты. В соло-режим Нике играть скучно, и, если ее друзья не онлайн, девушке приходится искать других тиммейтов.
— Честно говоря, до сих пор с замиранием сердца нажимаю кнопку «присоединиться». Потому что тут как карта ляжет: команда может быть и суперадекватная, и мегаагрессивная.
Несколько раз я присоединялась к командам, состоящим только из парней, и меня удаляли только из-за того, что я девушка. Раньше меня это ужасно обижало, но сейчас я отношусь к этому как к защите от дураков.
А вот что действительно ужасно, так это когда выбросить тебя из команды предлагает другая девушка. Это те самые, которых принято называть модным словом «пикми»: они своих мальчиков-тиммейтов делить ни с кем не собираются.
Ника говорит, что во время игры парни и клеятся, и задают личные вопросы, и отпускают пошлые шутки. Часто это переходит в банальное обливание грязью.
— Если у меня есть настроение, то я начинаю парировать в ответ. Если нет, то просто «мьючу» этого тиммейта.
За годы игры к хаю в стиле «из-за тебя, курица, меня убили» выработался иммунитет. Если же меня как-то пытаются задеть, то я ставлю этого человека на место, спокойно объясняя, что я в свой адрес неуважения не потерплю.
Но также стоит сказать, что с каждым годом таких ситуаций становится все меньше. А девушек в играх — больше, и все привыкли. И среди девушек много «тащеров», что, безусловно, ценится в игре.
Первый компьютер у Алены появился в 2006 году: тогда же на нем оказались Shrek 2, Zuma и все кампании Warcraft III.
— Был бы там Sims — и мой игровой опыт сложился бы иначе, но имеем что имеем. Я крепко зависала на прохождении Reign of Chaos и The Frozen Throne, тратила на это все свое свободное время. Родители забирали шнуры от ПК, но я продолжала обыскивать дом. Так прошла моя старшая школа, но после поступления в университет «киберспортивную» карьеру пришлось поставить на паузу, так как учиться я уехала без компьютера.
В 2014 году Алена устроилась в Wargaming и активно играла в World of Tanks. Но в том же 2014-м у нее случилась любовь с другой игрой:
— Мое окружение активно играло в «Доту». Тогда я еще не догадывалась, что застряну там надолго: сегодня у меня без малого 8000 часов в игре. Внутренний рейтинг варьируется от 3500 до 3800, так что я оценила бы себя на крепкую серединку.
В 2024 году моя любовь к этому проекту обошлась нашей семье в две тысячи долларов: я побывала на The International. Спасибо неиграющему мужу, который меня поддержал, и в сентябре мы рванули в Копенгаген. Эмоций было море.
С учетом бэкграунда Алены, девушку можно спокойно отнести к «трушным» геймерам. Но это не уберегло ее от токсичности других игроков.
— По этой теме я могу защитить диссертацию. За десять лет я услышала все шутки, подкаты, оскорбления и диагнозы.
Могу сказать, что если каким-то образом выясняют, что я девушка, то в двух из трех случаев следуют оскорбления. Не имеет значения, что я делала до этого и что буду делать после.
Самое популярное из того, что могут выдать, — про кухню и борщи. Потом идет про то, что я наверняка страшная, а полируют это чем-то невнятным, типа лишнего веса. Апофеозом всего является то, что после окончания матча эти же люди могут кинуть приглашение в друзья. Эта часть меня особенно веселит, и такие запросы я из принципа никогда не принимаю. Они висят в отдельном окне, как головы оленей в домике охотника.
Обычно Алена отвечает, что издевка обидчика ее не впечатлила: мол, она все это уже слышала и нужно быть оригинальнее. Говорит, что обычно этого хватает:
— Их слова меня никак не задевают: я уже взрослая и прекрасно понимаю, что счастливый и здоровый человек такое не скажет. А с несчастных людей какой спрос? В крайнем случае всегда доступна кнопка блокировки голосовых сообщений как с моей, так и с их стороны.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by