На презентации компании Tesla Илон Маск показал гуманоидных роботов Optimus. На мероприятии они танцевали, гуляли среди людей и стояли за барной стойкой. Будущее уже наступило? Действительно ли уже в ближайшее время андроиды будут убираться в наших домах и работать на производствах? Рассказываем подробнее, что на самом деле умеют делать «Оптимусы», как в целом обстоят дела в сфере робототехники и когда гуманоиды заменят людей (и заменят ли).
«Вы можете иметь своего личного R2-D2 или C-3PO», — говорил со сцены на мероприятии We, Robot Илон Маск. Название конференции, очевидно, отсылает к фильму «Я, робот» (I, Robot) 2004 года с Уиллом Смитом. Так Маск представлял человекоподобного робота от компании Tesla по имени Optimus. И да, имя — тоже отсылка к кинематографу, гуманоида назвали в честь персонажа фильма «Трансформеры».
Впервые о разработке «Оптимуса» Tesla сообщила в 2021 году, а первый прототип показали в 2022-м на конференции по искусственному интеллекту. Еще спустя год продемонстрировали на видео, как андроид может автономно сортировать предметы по цветам и даже принимать позы из йоги.
По задумке, роботы Optimus будут как служить людям на производстве, так и помогать в быту. Маск говорил, что планируется уже в 2025 году начать использовать гуманоидов на заводах Tesla, а в 2026-м выпустить в ограниченную продажу по цене от 20 до 30 тысяч долларов.
«Он сможет делать все, что вы захотите. Он может быть учителем, нянчить ваших детей. Он может выгуливать вашу собаку, стричь ваш газон, покупать продукты, просто быть вашим другом, подавать напитки. Все, что вы можете придумать, он сделает», — сказал Илон на презентации.
Робот основан на тех же технологиях, что и беспилотные автомобили Tesla. Optimus оснащен камерами, лидарами и многочисленными датчиками, чтобы ориентироваться в пространстве и передвигаться, а с помощью нейросетей гуманоид может взаимодействовать с людьми и реагировать на речь.
В недавнем видео показали последние улучшения «Оптимуса»: теперь он может ходить по лестницам, удерживать при ходьбе грузы массой до 11 килограмм, а также самостоятельно находить зарядную станцию и подключаться к ней.
Несмотря на то, что Илон Маск и Tesla устроили на презентации We, Robot яркое шоу, где роботы-гуманоиды танцевали под Daft Punk и наливали участникам пиво, впечатлены были не все. По информации ряда западных медиа, на мероприятии лишь создавали видимость автономности «Оптимусов», а на самом деле они управлялись людьми «за кулисами». Это ставит под сомнение их уровень развития и то, что роботы могут действительно поступить в продажу всего через два года. Илон Маск нередко давал обещания на презентациях своих компаний, которые впоследствии не выполнялись, а сроки миллиардер склонен зачастую сильно преуменьшать.
Все познается в сравнении, и поэтому взглянем, что предлагает компания, которая гораздо дольше занимается разработкой роботов.
Это одна из самых опытных компаний в сфере робототехники. Она была основана в 1992 году на основе Массачусетского технологического института. Ранее Boston Dynamics принадлежала Google, но с 2020 года ею владеет корейский автоконцерн Hyundai.
О компании активно заговорили в начале нулевых, когда стало известно, что они разрабатывают BigDog — четвероногого робота по заказу военных США. Планировалось, что BigDog будет переносить снаряжение для пехоты массой до 150 килограмм в труднопроходимой местности, где не может передвигаться обычный транспорт. Проект был закрыт в 2013 году, так как робопес был слишком шумным для использования в бою из-за бензинового двигателя.
Однако Boston Dynamics в ходе разработки BigDog многому научились, и впоследствии компания выпустила электрического четвероногого Spot, который стал первым коммерческим роботом их производства. Новый робопес намного тише своего прародителя за счет электрических приводов и меньше в размерах и массе.
Уже сейчас Spot используют в самых разных сферах. В основном в местах, где может быть опасность для человека. Например, полиция Майами применяет робота для идентификации потенциально опасных устройств в спасательных операциях, а в парижском метро Spot проводит осмотры в труднодоступных местах в темное время суток. Робопес даже применялся для определения уровня радиации в Чернобыле.
Но есть у Boston Dynamics и человекоподобный робот, которого компания разрабатывает уже более 11 лет.
Параллельно с роботами-собаками «бостонцы» разрабатывали и двуногих гуманоидов. С 2013 по 2024 год в компании достигли впечатляющих результатов.
До апреля 2024 года Atlas имел рост 1,5 метра и вес 80 килограмм, питался от электрических батарей, но движения были основаны на гидравлических приводах. В голове и конечностях «Атласа» были размещены камеры, лидары, стереодатчики и акселерометры, позволяющие ему оценивать местность, избегать препятствий, сохранять равновесие и взаимодействовать с различными объектами.
На YouTube-канале Boston Dynamics регулярно появлялись видео, демонстрирующие умения гуманоида, которые поражали и одновременно ужасали людей, собирая миллионы просмотров.
Например, в августе 2021 года показали, как Atlas совершает приемы из паркура.
Однако 16 апреля 2024 года компания внезапно сообщила об остановке разработки гидравлического Atlas. А на следующий день показала совершенно нового робота — полностью электрического, которого в Boston Dynamics разрабатывали тайно.
Обновленный Atlas выглядит совершенно иначе: нет оголенных проводов и «рюкзака», туловище и конечности двигаются более свободно, а голова цилиндрическая и с освещением по диаметру, способная вращаться на 180 градусов.
Роберт Плейтер, CEO Boston Dynamics, так рассказывал о новом «Атласе» изданию TechCrunch: «Мы создали набор специальных, мощных и очень гибких приводов в большинстве суставов. Это огромный диапазон движений. В небольшом корпусе собрана мощь элитного спортсмена, и мы задействовали этот набор во всем роботе. Он будет способен выполнять ряд движений, которые не под силу людям. Этому найдется практичное применение».
По словам руководителя, проект все еще на ранней стадии разработки. В начале 2025 года электрический Atlas начнут испытывать на предприятиях Hyundai, а серийное производство роботов будет налажено через несколько лет.
Но даже в таком виде гуманоид от Boston Dynamics выглядит более совершенным, чем Optimus от Tesla. Будет интересно последить за развитием обоих проектов, за которыми стоят автомобильные гиганты.
«Для нас очевиден огромный приток интереса [к разработке гуманоидных роботов]. Я думаю, что этот наплыв был вызван тремя событиями. Boston Dynamics была приобретена [компанией Hyundai] почти за миллиард долларов. Это разбудило всех. Интерес Tesla к производству подтвердил то, чем мы занимались в течение долгого времени. А появление искусственного интеллекта как инструмента делает все это осуществимым», — объяснял новый этап развития в робототехнике Роберт Плейтер.
У вышеупомянутых компаний есть конкуренты, вокруг которых значительно меньше хайпа.
Например, Agility Robotics может похвастаться контрактом с американским логистическим гигантом GXO. Их роботы Digit преодолели пилотную фазу тестирования и уже выполняют простую работу — перемещают пластиковые контейнеры на фабрике Spanx в штате Джорджия.
Еще одна робототехническая компания Apptronic в прошлом разрабатывала гуманоидного робота для NASA, а затем, использовав наработки, создала собственного двуногого помощника — Apollo.
Весной 2024 года компания заключила партнерство с Mercedes-Benz. Генеральный директор Джефф Карденас отмечал: «Mercedes планирует использовать робототехнику и Apollo для автоматизации некоторых низкоквалифицированных, физически сложных, ручных работ — это пример использования, который мы увидим в других организациях в ближайшие месяцы и годы».
Также в начале 2024 года молодая робототехническая компания Figure AI, существующая с 2022-го, наделала шума в индустрии. Сначала она объявила о сотрудничестве с автоконцерном BMW по внедрению роботов на производство. А затем, в феврале, сумела привлечь 675 миллионов долларов инвестиций от таких крупных игроков, как Microsoft, OpenAI, Nvidia, Amazon, Intel Capital и прочих. После чего капитализация Figure AI достигла $2,6 миллиарда.
В августе компания представила новую версию своего робота Figure 02, который внешне выглядит весьма впечатляюще. А с момента презентации всего за три месяца гуманоиды стали выполнять задачи в четыре раза быстрее, точность и безошибочность их действий возросла в семь раз.
Очевидно, что в сфере создания гуманоидных роботов сейчас мощный подъем, то, что было фантастикой 10—20 лет назад, реализовывается в реальном мире благодаря развитию технологий. Однако о замене людей роботами говорить рано. Широкое внедрение андроидов на производства мы увидим еще не скоро, и касается это только самых примитивных задач:
«Низкая квалификация относится к уровню труда, который эти системы заменят. Я полагаю, что речь идет о перемещении большого количества контейнеров из точки А в точку Б — о повторяющихся и физически тяжелых работах, которые одновременно необходимы и (относительно) легко автоматизируются. Другая важная часть [использования] низкой квалификации, скорее всего, также является попыткой пресечь критику замены человеческих работников в зародыше. До полноценной замены [людей] гуманоидами еще далеко», — рассуждал CEO Mercedes-Benz.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by