От каждого нового года мы ждем чего-то, что изменит нашу жизнь к лучшему. Иногда при этом мы забываем, что и уходящий год был наполнен хорошими событиями. Собрали подборку важных для человека прорывов в медицине — такие позволяют с оптимизмом глянуть в будущее. На самом деле, открытий куда больше, и все они по-своему важные. Но упомянуть каждое попросту невозможно — вот лишь некоторые, привлекшие особенное внимание международной прессы.
В 2024 году в прессе особенно живо обсуждали несколько событий из сферы, связанной с борьбой с ВИЧ и СПИД.
Весной сообщалось о ДНК-вакцине против ВИЧ, разработку которой ведут представители множества научно-исследовательских китайских организаций в рамках компании-стартапа. Одним из преимуществ предложенного препарата является то, что он относится к категории терапевтических, а не превентивных — то есть его можно применять, когда инфицирование уже произошло.
Позже разработчики препарата из гонконгской Immuno Cure заверили, что их препарат продемонстрировал «чрезвычайную степень безопасности» во время первой фазы клинических испытаний (в них приняли участие 45 добровольцев).
А на одной из недавних пресс-конференций представители стартапа заявили, что применение их решения позволяет подавить вирус до уровня, когда его следы не фиксируются в крови, причем на длительный промежуток времени. Важным моментом является и то, что препарат не требует регулярного введения. Также в компании отмечали: «Мы находимся на грани грандиозного открытия».
Следующая фаза клинических испытаний запланирована на середину 2025 года. Предполагается, что доступным для широкого применения препарат Immuno Cure станет в течение пары лет.
Журнал Science, в свою очередь, назвал «прорывом 2024 года» уже существующий препарат (мы не можем упоминать его название из-за особенностей белорусского законодательства). Летом 2024 года он стал едва ли не сенсацией после озвученных результатов клинических испытаний: его эффективность по предотвращению передачи ВИЧ достигла 99,9% при отсутствии значимой «побочки» (впрочем, некоторые аналоги имеют 99-процентную эффективность).
На «лекарство» специалисты возлагают надежды как на способное снизить общемировые показатели заражений при использовании его в качестве доконтактной профилактики ВИЧ (PrEP). Еще одной причиной, по которой препарат был удостоен звания «прорыва 2024 года», стали механизмы, обеспечивающие его эффективность.
Причем ученым удалось превратить один из недостатков в достоинство: будучи плохо растворимым, препарат практически не усваивался организмом. Это подтолкнуло к созданию инъекционной формы, для которой характерно чрезвычайно длительное время действия. Последние два года ее применяли как «спасительное средство» для носителей вируса, которым другие препараты не помогают. Теперь «лекарство» планируют использовать и как PrEP.
В 2022 году медики впервые провели успешную пересадку человеку донорского сердца от свиньи. Пациентом стал 57-летний британец Дэвид Беннетт, животным-донором — генно-модифицированная свинья. К сожалению, мужчина прожил около двух месяцев, постоянно находясь под присмотром врачей: все в этом деле было экспериментальным, и каждый участник проекта знал, на что идет, какие могут быть перспективы.
Организм не отторгал пересаженное сердце на протяжении семи недель. По результатам посмертной экспертизы предположили, что причиной сбоя стало сильно ослабленное здоровье пациента еще до проведения операции, введение иммуноглобулина, а также наличие латентной инфекции — цитомегаловируса свиней — в пересаженном сердце (однако следов его распространения найдено не было).
Как бы то ни было, идею ксенотрансплантации не забросили, тем более в декабре того же года была проведена экспериментальная операция по пересадке свиной почки человеку. Получателем стал пациент, чей мозг был признан мертвым, а целью было доказать саму возможность подобных манипуляций.
А уже в середине марта 2024 года в США была проведена первая операция по пересадки почки от генно-модифицированной свиньи живому пациенту. Им стал 62-летний мужчина из США, страдавший от терминальной стадии заболевания почек: до экспериментального лечения ему пересаживали человеческий орган, однако спустя пять лет начался процесс отторжения.
Для подготовки свиного органа медики использовали технологию CRISPR-Cas9: с ее помощью ученые удалили опасные для человека гены, добавив необходимые человеческие — это должно обеспечивать приживаемость пересаженного органа. Операция прошла успешно, Ричард Слэйман, у которого также были диагностированы диабет второго типа и гипертензия, прожил еще около двух месяцев. По данным экспертизы, смерть наступила из-за проблем с сердцем, а пересаженный орган признаков отторжения не показывал.
Может создаться впечатление, что обе истории о ксенотрансплантации закончились не слишком оптимистично, однако участники экспериментов и члены их семей смотрели на происходящее иначе. Как и медицинское сообщество, которое видит в ксенотрансплантации огромные перспективы для находящихся в бесконечных списках ожиданиях донорских органов людей (а многие не дожидаются). Именно потому в сторону генно-модифицированных свиней сейчас смотрят с особым вниманием.
Neuralink Илона Маска успешно популяризует идею применения новых технологий для повышения качества жизни людей с различными недугами (а кому-то они буквально могут вернуть возможность взаимодействовать с миром вокруг). Конечно, не Маск здесь первопроходец, но он точно подстегнул интерес широкой аудитории (и инвесторов) к словам с приставкой «нейро...».
Это привело к появлению новых компаний, которые выходят на рынок со своими решениями. Многие находятся на стадии «прощупывания почвы», да и Neuralink пока работает лишь с ограниченным количеством добровольцев, готовых получить нейрокомпьютерные интерфейсы для взаимодействия с внешней электроникой.
Некоторые решения направлены на помощь пациентам, полностью потерявшим возможность управлять своими конечностями (тут и используют технологии для управления компьютерами, смартфонами и инвалидными колясками «силой мысли»). Разрабатываются также неинвазивные устройства стимуляции для лечения пациентов с травмами спинного мозга (в случаях, когда травма привела к частичной потере контроля над верхними конечностями), нейростимуляторы для борьбы с ночным апноэ.
Хотя не все проекты смогут завоевать место под солнцем. Одним из ярких примеров неуспеха стал имплантат сетчатки Argus, который считался перспективным способом вернуть зрение полностью незрячим — к сожалению, стартап, выпустивший два поколения «биоглаз», прекратил свое существование. С другой стороны, кохлеарные имплантаты для восстановления слуха становятся доступнее.
Да, искусственный интеллект уже набил оскомину: сейчас практически все, что требует любых машинных вычислений, причисляют к деятельности ИИ. Тем не менее новые модели ИИ действительно делают жизнь лучше.
Среди прочих речь идет об алгоритме AlphaFold 3, который способен прогнозировать структуру белков, ДНК, РНК и других «строительных» элементов нашего организма. Для широкой аудитории звучит не слишком понятно, однако с его помощью медики могут проектировать и тестировать новые лекарства и вакцины, на порядок сокращая время их разработки. Причем новая версия инструментария, которую Google выпустила в 2024 году и сделала бесплатной для некоммерческих исследований, может применяться в разных сферах, не только медицине.
Конечно, это не панацея, так как является, прежде всего, «генератором» гипотез и инструментом поиска новых путей решения старых задач. Тем не менее ценность подобных решений очень высока.
Помимо AlphaFold 3, напомним, существует множество других проектов, направленных на раннюю диагностику опасных заболеваний, в том числе раковых, с помощью анализа изображений и данных компьютерной томографии.
Коронавирус уже не тот что раньше, однако он никуда не исчез, став опасным спутником нашей жизни. Потому летом 2024 года Moderna сообщила о разработке единой вакцины от гриппа и COVID-19.
Предполагается, что новая mRNA-вакцина станет широко доступна в 2026 году, однако не исключено, что это произойдет уже в 2025-м. Сейчас препарат проходит необходимые этапы клинических испытаний, по уже полученной информации, эффективность компонента вакцины против COVID-19 выше, чем некоторых препаратов конкурирующих компаний, а также собственного бустера Moderna.
Испытания проводились на 8 тыс. добровольцах в возрасте от 50 лет (половина — старше 64), однако вакцину планируется предлагать и более молодым желающим, когда она станет коммерчески доступной.
Аналогичные препараты двойного действия разрабатывают и другие компании, в том числе Pfizer и BioNTech.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by