От фейспалма к политическому триллеру. Рецензия на второй сезон НФ-сериала «Укрытия»

1868
30 ноября 2024 в 8:00
Автор: Сергей Сергеев. Фото: Apple

От фейспалма к политическому триллеру. Рецензия на второй сезон НФ-сериала «Укрытия»

Автор: Сергей Сергеев. Фото: Apple
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

К моменту публикации во втором сезоне сериала «Укрытие» (оно же Silo в оригинале) вышло три эпизода. Недостаточно, чтобы сделать окончательные выводы, однако вполне хватит на предварительную оценку: «пока спорно». Первый сезон ТВ-шоу об огромном подземном бункере подкупал определенной серьезностью на фоне другой телевизионной научной фантастики, в сравнении с которой как будто меньше ляпов и несостыковок. Хоть до идеала далеко.

В основу сериала Apple TV+ легла одноименная серия американского писателя Хью Хауи. Интересна и сама история ее появления, которая началась с небольшого рассказа, обретшего популярность за счет самиздата в Kindle Direct Publishing. Затем работой заинтересовались крупные издательства и киностудии, после чего «Укрытие» и превратилось в серию.

К слову, сотрудничество автора с телевидением «Укрытием» не ограничилось: не так давно в сериал превратили и серию «Маяк 23» (для MGM+). Однако достойной эту телеадаптацию назвать можно едва ли, и казавшийся сперва амбициозным проект закрыли после второго сезона. В отличие от Silo, который смотрится почти как «Экспансия» или первый сезон «Мира Дикого Запада» — с точки зрения идеи и воплощения.

События «Укрытия» разворачивается внутри огромного подземного бункера, где автономно от внешнего мира проживает 10 тыс. человек. Выход наружу им запрещен и как будто не имеет смысла, лишь изредка в красивый, но смертельно опасный мир отправляют одного жителя, облаченного в защитный костюм. Выйдя, он протирает линзы камеры, изображение с которой проецируется на экран в общественном пространстве, а затем умирает.

Главную роль в сериале исполняет Ребекка Фергюсон — она играет Джульетт Николс, опытного инженера с собственной точкой зрения на происходящее, хорошую компанию ей составляют Коммон, Тим Роббинс, Иэн Глен и исполняющие менее заметные роли актеры.

Первый сезон неплохо создавал атмосферу сначала утопии, затем постепенно антиутопического общества, добавлял драмы, детектива и немного триллера. Теперь остались позади предположения о том, как хорошо жить в жестко управляемом обществе с четко распределенными ролями и выстроенной иерархией, но с намеками на демократию. Такого не бывает, ведь жизнь и судьба каждого зависит от четкого следования правилам, разработанным невероятно давно: в «Укрытии» преподносят компактный вариант вначале внешне спокойного общества, а за счет камерности все его черты можно показать в утрированном виде.

Во втором сезоне шоураннеры решили отойти от повествования о распланированной жизни и создания тайн к поиску ответов (такой вывод — по итогам трех серий, напомним). Процесс стартовал еще в первом сезоне, но теперь это, судя по всему, превратилось в основную цель.

«Укрытие» сохраняет мрачную атмосферу погибшего (?) мира, и наконец кто-то должен выживать по-настоящему — этим занимается героиня Фергюсон, вынужденно покинувшая родной бункер. Остается неясным, почему прирожденный «технарь» использовала [мини-спойлер] для скрепления тяжелой металлической конструкции, которой нужно выдержать серьезный вес, полиэтиленовые полоски вместо проволоки из следующего кадра, резала канаты, чтобы потом их связывать вместе, и так далее.

Именно первый эпизод вызвал двойственные чувства: бодрящий, чем-то напоминающий постапокалиптический (захватывающий) квест, и одновременно — немного фейспалма и обычного удивления. В то же время нет лишних флешбэков, новый сезон стартует практически сразу. Да, после его просмотра возникли опасения о будущем сериала, но под финал стало почти хорошо: уровень кринжа, нехарактерного для в меру достоверной научной фантастики, сходит на нет.

Постепенно «Укрытие» возвращается на привычные рельсы, отказываясь от экшена в стиле Лары Крофт в пользу размеренного темпа: здесь чуть загадок («Что это за странный сумасшедший за тяжелой дверью?»), тут немного недомолвок, а потом, не особенно подвешивая зрителя, — к разгадкам, общественно-политическим конфликтам и намекам на то, «что все не так очевидно». Да, банально и предсказуемо, однако скучной тягомотины нет и перематывать некоторые сцены почти не хочется.

Правда, и погружения в жизнь главных героев, ведущих собственную игру по отдельности — в своих собственных арках, также нет: просто возникает интерес, как именно персонажи приблизятся к точке кипения и очередной развязке (и одновременно завязке следующего сезона, если он произойдет). И в этом кроется отличие первого сезона от второго — в том «трава была зеленее». Так что не ждите сюрпризов: даже не читая оригинальные рассказы и романы Хью Хауи, догадаться о сюжетных поворотах не сложнее, чем в мультиках про Тома и Джерри.

Очевидно, что зрителя готовят к новым «откровениям» в следующих эпизодах: и «плохие», и «хорошие» начали резко снимать маски — оказывается, среди жителей убежища есть огромное количество тех, кто верит руководству все меньше. А мотивы управленцев, знающих все, вопреки ожиданиям, не столь очевидны (или такое мнение формирует сюжет). И наконец, тот самый сумасшедший по имени Соло — от него точно не жди ничего хорошего. Или жди? Пока непонятно, и это радует.

Печально от предсказуемости? Да ни разу. Запутаться в происходящем можно разве в фильме «Начало» Кристофера Нолана, главный вопрос в подаче истории. «Укрытие» пока неплохо справляется со своей задачей, не скатываясь в попсовый формат, игра актеров — достоверна, не выглядит нарочито театральным кривлянием, как в том же «Маяке 23». Стоит ли смотреть? Если вы поклонник добротной научной фантастики — да, в ожидании нового сезона «Разделения», который стартует сразу после выхода последней серии «Укрытия».

55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Google TV), HDR10, HDR10+, Dolby Vision, HLG, DTS:HD, DTS:X, Dolby Atmos, Wi-Fi, смарт пульт
55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, Wi-Fi, смарт пульт
65" 3840x2160 (4K UHD), матрица OLED (WOLED), частота матрицы 144 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, Dolby Vision, Dolby Vision IQ, HLG, DTS:X, Dolby Atmos, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by