Если «Берсерк» — это история для игроков из СНГ, то Magic: The Gathering можно смело записывать в общемировые развлечения. Сейчас в этой коллекционной карточной игре зависает более 50 млн человек, а некоторые карточки из MTG оцениваются в миллионы долларов. Узнали у геймера-коллекционера с 20-летним стажем, насколько это дорогое удовольствие и просто ли начать играть в Magic: The Gathering с нуля.
Сейчас Игорь живет в Минске, работает в геймдеве и держит на полках несколько тысяч карт из Magic: The Gathering. А 20 лет назад он был студентом Полоцкого государственного университета и собирался с друзьями в местной библиотеке не для учебы, а для партий в MTG.
— Потом еще объясняли библиотекарям, что это не «Дурак», а интеллектуальная настольная игра. И вешали объявления на местную доску, чтобы найти единомышленников.
В те времена существовало такое молодежное движение — ролевики. И возле этого движения были разнородные активности, связанные с фэнтези, реконструкцией и так далее. И среди них был Magic: The Gathering.
— Где в Полоцке нулевых можно было найти карты для MTG?
— Кто-то покупал их через друзей и знакомых. Еще в Минске проходили книжные ярмарки, и там иногда встречались продавцы, которые продавали бустеры с такими карточками. Можно было обменяться с другими игроками.
Еще были в Минске точки, где такая продукция просто продавалась. Для студента это было дорогое удовольствие, но бустер из 15 карт сильно оживлял игру.
По словам Игоря, в нулевых сложности были не только с добычей карт, но и с пониманием того, что на них вообще написано.
— Когда я начинал, русскоязычного MTG не было. И было тяжело, потому что тогда английский на должном уровне я не знал.
С одной стороны, в игре есть глоссарий, который позволяет разбираться в картах, с другой — были карты с целыми абзацами текста. Иногда у нас уходили недели на то, чтобы понять, что делает та или иная карта.
Потом MTG стали локализовывать. Первые переводы были топорные: там были слова типа «бибизьянить». Но со временем ситуация улучшилась, и MTG долгие годы был русскоязычным. Я даже познакомил с этой игрой своего сына, и ему было очень комфортно из-за того, что текст на картах был на русском языке.
— Интересно ли играть с собственным ребенком в игру такого формата?
— Мне безумно нравится. Коллаборация двух людей ради одной цели — это в принципе круто.
Например, в Полоцке у меня был очень хороший друг, с которым мы были тиммейтами по MTG. Вдвоем приходили на турниры, пытались выиграть, калькулировали наш общий пул карт. Это вылилось в несколько лет очень эффективной коллаборации. Это было классно, и то же самое я сейчас пытаюсь провернуть с сыном.
— Насколько просто новичку войти в Magic: The Gathering?
— Когда у нас проводятся турниры, опытные игроки готовы дать новичку колоду просто так. Мол, сегодня получи эмоции, а потом подумай, хочешь ли ты себе такую колоду.
На мой взгляд, порог входа тут невысокий. Да, можно не пойти в клуб, а просто разбираться в этом самому, постоянно покупая бустеры с картами. Но не факт, что это принесет удовольствие. Как по мне, одному игроку стоит общаться с другими игроками и обмениваться картами, чтобы прийти к колоде турнирного уровня.
— MTG — это вообще дорого?
— Недавно в Минске было довольно крупное событие — Big Magic Weekend, на котором собралось несколько сотен игроков MTG. На второй день там проводили формат с названием «Бедняк». Он так называется, потому что порог входа там низкий. Там используются только обычные карты, самые простые и дешевые.
И после этого турнира опубликовали стоимость колод, участвующих в этом формате. Моя колода стоила $21. Мне кажется, это довольно комфортный порог для входа в игру. Вторая моя колода, для другого формата, стоила $140. Это уже дороже, но в этом случае и аудитория шире, и уровень игры другой. Но это все еще не ужасающая цена за колоду.
— Чем дороже колода, тем она сильнее?
— Не все так однозначно. Можно инвестировать много денег в одну колоду, но не уметь с ней управляться. Это как навык пилотирования болидом.
Второй момент — метагейм. Можно купить очень дорогую колоду, но с учетом специфики места, в котором ты живешь, она не будет давать тебе нужный результат. MTG сбалансирована, как «Камень, ножницы, бумага». Условно говоря, ты сделал себе идеальную «бумагу», а в клубе, в который ты пришел, одни «ножницы», заточенные против твоей колоды.
— Вы подсчитывали стоимость своей коллекции?
— Нет, не было такой цели. Есть отдельные карты, которые стоят дорого. Но я не занимаюсь перепродажей. Могу только подмечать, когда карта, которая 20 лет назад ничего не стоила, сейчас оценивается в $100. Глобально это абсолютно непредсказуемая биржевая история.
— Можно ли заработать на современных выпусках MTG?
— В наших реалиях в продаже доступны бустеры, которые выпускались последние несколько лет. И стоимость карт, которые там можно найти, несравнима со стоимостью условного «Черного лотоса».
При этом открытие нового бустера — это всегда волнительно. Бустер можно открыть в надежде найти какую-нибудь прикольную карту, которая будет в пять раз дороже самого бустера. Это такая небольшая, очень умеренная «лотерейка». Миллионером в одночасье тут не станешь.
— Вы знаете, сколько карт у вас в коллекции?
— Где-то четыре тысячи. Некоторые из них были получены благодаря одному из турнирных форматов, в рамках которого вы играете на бустерах. Приходишь, открываешь бустер и на полученном играешь. Такие турниры обогащают тебя «картоном».
Вообще, у MTG за эти годы было выпущено 27 тыс. карт. И, когда готовишь колоду для турнира, ты как будто у себя в гараже создаешь автомобиль для участия в гонках. Можно ориентироваться на популярные модели, а можно пойти дальше и сделать какую-нибудь интересную раскоряку, с которой оппоненты не будут знать, что делать.
Например, на последний турнир я пришел с колодой, в которой были карты с разными грибочками-росточками. А остальные игроки играли быстрыми, агрессивными колодами. Они изучали топ-30 популярных колод, но почему-то не могли одолеть какие-то росточки. И в этом огромный плюс MTG: тут ты можешь сварганить что-то интересное. Это игра для тех, кто готов создавать свои рецепты.
При этом Игорь отмечает, что для него Magic: The Gathering — это в первую очередь коллекционирование, а не соревнования. И говорит, что даже коллекционировать MTG можно по-разному.
— В прошлом одной из отличительных черт MTG был необычный лор. Там встречались существа, которых не было в других фэнтези-мирах. Например, мерфолки — это целый морской народ, который сделали на основе известных всем русалок. И одна из моих первых удачных колод была основана на этих существах. Я их называл «селедками» и получал кучу эмоций, играя со своими друзьями в Полоцке.
Игорь листает страницы альбомов со своими самыми ценными карточками и подчеркивает, что MTG — это еще и про то, как развивался рисунок на картах.
— У меня есть папка, в которой карты собраны не по предметам и существам, а по признаку художника, который их рисует. В моем случае это работы Ребекки Гуэй. Она уже давно не рисует для MTG, но карты с ее иллюстрациями я считаю неповторимыми.
Это акварель, интересные полутона — в глаза бросается сразу. В принципе, старому MTG было присуще визуальное разнообразие: листая карты, ты понимал, как эта игра разворачивается в представлении различных художников. Современный MTG более стандартизированный.
Кстати, я давал часть карт с иллюстрациями Гуэй другу, который отправлялся в США, и она оставила на них свои подписи. Для меня это очень ценно: карты с 20-летней историей, локализацией и автографом художника.
— Вы смогли бы сформулировать главную фишку MTG?
— Для меня Magic: The Gathering — это как набор фотокарточек. В рамках игры ты встречаешься с людьми, общаешься с ними, получаешь эмоции. И приятно, когда после таких встреч остается какой-то артефакт. Для многих это может быть фотография с места событий. А в MTG это карты, которыми ты играл много лет назад.
В моем альбоме лежат карты, которым больше 15—17 лет. Некоторые игроки хотели их у меня купить, потому что эти карты редкие и цена их выросла. Но я не продаю их, хотя мне делали хорошие предложения — в четыре раза выше рыночной стоимости.
Не продаю, потому что для меня это предмет памяти. И то, что они значат для меня, никто больше не сможет ощутить. Такой Омут памяти, как у Дамблдора, но в виде альбома с карточками.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by