28 275
09 сентября 2024 в 8:00
Автор: Герман Клименко

«Я это ненавидела». Вот как айтишники страдают из-за странных рабочих задач

Автор: Герман Клименко

Может показаться, что IT-сотрудники уже давно отделались от странных просьб, которые сопровождаются аргументом: «Ты ж программист». На деле же айтишники до сих пор получают вагон сомнительных задач, где переустановка Windows — это меньшее из зол. Ремонт фритюрниц, «прошивка» приставок и рисование табличек, — узнали, из-за каких рабочих задач страдают белорусские айтишники.

«‎Нужно было рассчитать количество и мощность вентиляторов для офиса»

Наш читатель вспоминает времена работы сисадмином в компании, занимавшейся разработкой сайтов на базе «Битрикс24»:

— Помимо широкого круга задач, от ремонта техники и до DevOps-обязанностей, директор компании ставил задание по расчету количества и мощности вентиляторов для офиса. Для другой задачи нужно было спроектировать, рассчитать и смонтировать систему охлаждения стойки с дисковыми полками. Она, к слову, стояла в отдельно арендованном кабинете в офисном здании, которое находилось в 55 километрах от основного офиса.

Задачи были дикими, но на зарплату это не влияло — $600 в эквиваленте. Сейчас уже работаю в другой фирме: настоящее IT, с нормальным кругом задач и высокой зарплатой.

«Воспринимали нас как жрецов всесильного компьютерного божества»

В прошлом Дмитрий руководил IT-направлением на предприятии. В подчинении у читателя были не только инженеры КИПиА, но и служба энергетиков.

— Последних передали мне по причине того, что они тоже связаны с проводами и электричеством. На замечание, что я ничего не понимаю ни в том, ни в другом, гендиректор только что-то пробурчал.

В начале карьеры доводилось ремонтировать мойку высокого давления (а там одна электроника) и вещательный FM-передатчик, мол, а что такого? Почти Wi-Fi. Также моим системным администраторам постоянно поступали предложения по ремонту копировальной машины, очистке компьютерной мыши и клавиатуры.

Однажды для промбезопасности надо было нарисовать табличку — обратились к сисадминам, хотя у нас был целый отдел с дизайнерами. А обратились потому, что воспринимали нас как жрецов всесильного компьютерного божества, которые могут все и немного больше. Во многом это признак невежества обратившихся, которые не понимали ни рода наших занятий, ни наших возможностей, — рассказывает Дмитрий.

— Например, у нас на заводе, как в заставке «Симпсонов», была крупная табличка, типа «ХХ дней с момента последнего инцидента». Ее сделали по-идиотски: сброс происходил вручную с помощью кнопки, которая находилась на шестиметровой высоте. Когда в попытке сбросить счетчик упал очередной промбезопасник, я не выдержал и отвел провод кнопки в их кабинет. Это было воспринято круче, чем организация IP-телефонии на предприятии. За это мне премию не дали, а за отвод провода — дали.

Дмитрий говорит, что признаком принадлежности чего-либо к IT могло стать что угодно — от длинной инструкции и до большого количества кнопок на устройстве:

— И неважно, что это — контроллер для химического реактора, блок управления парораспределением или автокран. Я своих админов к подобным работам привлекать не разрешал: мы все абсолютно некомпетентны в подобных вещах и наши действия могли привести к авариям. Так что иногда ходил сам, иногда — нет. Но порядок понятен: в нас видели магов, которым нужно просто прочитать заклинание — и вот оно, пожалуйста.

«На меня сыпались вообще все задачи, связанные с визуалом»

Алеся — 3D-дизайнер, в данный момент работающая на фрилансе. Но еще полгода назад она трудилась в IT-компании с несколькими сотнями сотрудников.

— Моей главной задачей было 3D-моделирование для одного архитектурного проекта. Но из-за того, что в списке сотрудников напротив моей фамилии была приписка «дизайнер», на меня сыпались вообще все задачи, связанные с визуалом.

По словам девушки, она делала все презентации для своего руководства, брошюры для ивентов, открытки для компании и изображения, которые потом печатались на мерче:

— Отдельно за задачи, которые не входили в мои прямые обязанности, мне не доплачивали. Якобы это входило в окладную часть, и раз у меня был какой-то кусочек свободного времени, то его обязательно нужно было заполнить версткой какой-нибудь открытки.


При этом у меня складировалась моя основная работа: из-за того, что к Новому году нужно было нарисовать стикеры, задач по моделированию меньше не становилось. Я это ненавидела: приходилось овертаймить и периодически работать ночью. Самое неприятное, что другие воспринимали это как «так и надо», а вот сами даже в 18:30 не отвечали на сообщения.

Донести до руководства мысль, что под разные дизайнерские задачи нужны разные дизайнеры, у Алеси не получилось. Поэтому она ушла из компании и начала заниматься только тем, что интересно ей.

«Там кофемашина показывает что-то непонятное, почини»

Дмитрий работает проджектом в относительно небольшой компании, и IT-отдел там в меньшинстве. Поэтому ему, по его словам, на постоянной основе приходится сталкиваться с самыми разношерстными задачами:

— Например, не работает принтер: обычно нужно или просто поправить проводочек, или подключить его к «‎винде». Могут позвать, потому что у кого-то не включается «‎системник»: в итоге я один раз менял блок питания, вынув последний из ненужного ПК.


Не включается ноутбук у дочки коллеги, или у сына другой компьютер глючит — классика. Или придет новый сотрудник в бухгалтерию, и ему приходится устанавливать «‎винду». Бывает даже что-то в стиле: «‎Там кофемашина показывает что-то непонятное — почини».

Еще часто просят подобрать кому-нибудь ПК или ноутбук. По сути, всем этим должен заниматься отдельный человек. Но у нас такого нет, поэтому отдуваться приходится или мне, или нашему DevOps.

Выбор покупателей
15.6" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, AMD Ryzen 7 7435HS, 16 ГБ DDR5, SSD 512 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 4060 8 ГБ (TGP 140 Вт), без ОС, цвет крышки серый, аккумулятор 90 Вт·ч
Выбор покупателей
17.3" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, Intel Core i5 12450H, 16 ГБ DDR5, SSD 512 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 4050 6 ГБ (TGP 105 Вт), без ОС, цвет крышки черный, аккумулятор 53.5 Вт·ч
Выбор покупателей
15.6" 3200 x 2000, IPS, 120 Гц, AMD Ryzen 7 7840HS, 16 ГБ LPDDR5, SSD 512 ГБ, видеокарта встроенная, цвет крышки серый, аккумулятор 72 Вт·ч

«‎Прилетает какой-то сюр»

Уже несколько лет Руслан работает тестировщиком в одной из минских IT-компаний. Своей работой молодой человек в целом доволен: его устраивает и коллектив, и зарплата, и его рабочее место. Единственное, к чему у молодого человека есть вопросы, — это своеобразные запросы руководителя.

— Это такой дядька, которому по паспорту почти 50, но в душе ему 18. Он со всеми на «‎ты», и его на «‎вы» тоже называть нельзя. Круглый год ходит в гавайских рубашках, ездит на мотоцикле. Он профессионал, и к его бизнес-решениям вообще вопросов нет. А вот к каким-то точечным запросам — есть, — замечает Руслан.

По словам нашего читателя, глава компании может «‎подплыть» к любому из сотрудников во время обеда и поручить абсолютно непредсказуемое задание:

— Парень, с которым я сижу за одним столом, в прошлом году помогал боссу регистрироваться в дейтинг-приложении. Тимлида моего он водил в парфюмерный магазин, чтобы вместе подобрать нужную туалетную воду. А я недавно перепрошивал Nintendo Switch его сына: он заметил, что у меня такая же приставка на столе лежит, и попросил пошаманить с консолью своего младшего.

Из самого последнего — просьба поковыряться в его аккаунте в Hearthstone. Он как-то узнал, что я тоже в этой игре есть, и попросил собрать ему несколько актуальных колод.

Бесят ли такие задачи? Иногда да, особенно когда это конец месяца, вам надо закрывать проект, а тут какой-то сюр прилетает. Но самое смешное, что задания такого плана потом отображаются на квартальной премии. Понятно, что в табличке это идет как какая-то вовлеченность в дела компании, но мы-то знаем, что бонусы падают из-за того, что мы помогли боссу с чем-то вроде создания аккаунта в Epic Games.

«‎Ковырялся в чайниках и настольных лампах»

Никита говорит, что его главная задача — это разработка встроенного программного обеспечения. Мужчина разбирается и в коде, и в ‎железе. И иногда это ему выходит боком.

— Несколько раз коллеги тащили в офис из дома технику, в которой что-то сломалось. После уговоров я ковырялся в чайниках, ноутбуках, смартфонах, настольных лампах. Один раз даже была фритюрница: я так и не смог объяснить, что с большой вероятностью я ее скорее добью, чем починю.

Однажды Никите пришлось отвлечься от своих непосредственных задач на сборку мебели.

— Мы переезжали, и в комнате, где находился я и мой коллега, который на момент переезда был в отпуске, вся мебель была в разобранном состоянии. На мой вопрос, когда кто-нибудь придет ее собирать, офис-менеджер ответила, что никто никого не ждет и все собирать придется мне. Аргументация была в духе: «Ну ты ведь занимаешься компьютерами, а это компьютерная мебель — разберешься».

Это самая большая дурость, которую приходилось делать на работе. Мелочи, вроде помочь подключить принтер или переустановить Windows, я не считаю. Отмечу, что обычно такие задачи прилетают от тех, кто к IT относится косвенно: бухгалтеров или офис-менеджера. Бесит? Конечно. Но я стараюсь быть вежливым, даже когда очень сильно хочется быть грубым, — уверяет Никита.

«‎А, это тоже интернет, да?»

Историю Елизаветы рабочей можно назвать с натяжкой, но это тоже кейс с забавной задачей для сотрудника IT.

— Я проджект-менеджер, который работает из дома. В основном мои соседи — это пожилые бабушки, которые не соприкасаются с технологиями. В соседнем доме открылся ПВЗ Wildberries, и одна из соседок спросила меня, что это такое.

 Я ей объяснила, а она уточнила, где я работаю. Я ответила, что в IT, — видимо, она не особо поняла, но сказала что-то вроде: «‎А, это тоже интернет, да?».

И после этого понеслось: сначала она попросила установить ей приложение на телефон и научить всем пользоваться. Что-то находить там она особо не умеет, поэтому иногда просит меня. Слухи о том, что я помогаю оформлять заказы, расползлись по подъезду: теперь есть уже три женщины, которые или просто просят меня найти какую-то информацию в интернете, или где-то зарегистрироваться, или оформить какой-нибудь заказ.

Я всегда соглашаюсь помочь и по возможности стараюсь научить. Но мне кажется, что тут даже дело не в том, что соседям тяжело чему-то научиться, а в том, что им просто хочется пообщаться с молодежью, — говорит Елизавета.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by