Пять малоизвестных, но перспективных технологий, отправленных на свалку

26 511
07 сентября 2024 в 8:00

Пять малоизвестных, но перспективных технологий, отправленных на свалку

По мере развития человечество придумывает все новые интересные штуковины, которые в свое время удивляют технологичностью, но могут очень быстро перейти в разряд устаревших или просто «теряются». Другие дают начало целым направлениям, оставаясь в практически неизменном виде десятилетиями. Собрали для вас список технологических решений, которые когда-то казались перспективными, но потом их отправили на свалку истории.

Интересно, что понятие «стартап» вполне себе не молодое, просто популярность оно начало обретать только лет 30 назад. До этого с новыми продуктами на рынок выходили «просто компании» — как новоорганизованные, так и вполне заработавшие репутацию (и деньги на новые проекты).

1. Philips Video 2000

Производители видеотехники, на самом деле, регулярно экспериментировали с новыми форматами, пытаясь предложить потребителю нечто «более лучшее». Первопроходцем стала Sony, за ней подтянулись Philips и JVC. Именно последняя создала будущего «короля» стандартов для видеокассет — VHS, который постепенно вытеснил более-менее популярный Betamax и других конкурентов.

Забытые технологии

Одним из них был Video 2000 (V2000) от Philips и Grundig, который впору назвать одним из наиболее амбициозных начинаний. Формат вывели на рынок в 1979 году как продвинутую альтернативу VHS. Однако с самого начала возникли нюансы, один из них: кассеты V2000 позиционировались как компактные, однако на деле они были крупнее VHS-конкурентов. Но!

К преимуществам нового формата и типа кассет относили два момента: они были «двухсторонними», потому объем записи увеличивался в два раза в сравнении с основным конкурентом. Второе преимущество касалось конструкции видеоголовок в магнитофонах, которые всегда находились в нужном положении относительно видеодорожки, не требуя от пользователя подстройки (трекинга).

На старте все же случилась проблема: Philips и Grundig, выпустив свои видеомагнитофоны для V2000, проморгали размещение аудиоголовки. Уже после того, как VR2020 и V1600 попали на прилавки, выяснилось, что звукосниматели в них находятся на разной высоте. Это приводило к рассинхрону звука и видео при использовании кассет одного производителя на магнитофоне другого (проблему исправили в следующих моделях видиков).

Формат и техника для V2000 продавались до 1988 года, после чего от технологии все же отказались. Почему? Она была дорогая в разработке и для конечного потребителя, не поддерживала стереозвук Hi-Fi. Потому дешевый и очень популярный формат VHS остался королем, хотя и его время давно прошло.

2. Osborne 1

Современный ноутбук во много раз мощнее и меньше любой самой производительной вычислительной электроники прошлого века. Но ведь с чего-то нужно было начинать, а Osborne 1 — это пример «первопроходца» в нише лэптопов (он, может, и не первый в своем роде, но первый коммерчески успешный).

Osborne 1 вышел весной 1981 года и стоил $1795 — ощутимая сумма даже по нынешним меркам (сегодня с учетом инфляции ценник бы составил $6,3 тыс.). Звучит забавно, однако Osborne 1 работал исключительно от розетки, так как никаких аккумуляторов на борту не нес. Портативным же он считался благодаря формфактору «чемодана»: ноутбук складывался и его можно было легко переносить. Легко в сравнении с другими компьютерами, так как Osborne 1 весил больше 11 килограммов.

Сейчас принято рассказывать о безрамочных дисплеях, предок же современных ноутбуков был оснащен монохромным экраном с диагональю 5 дюймов — меньше, чем у большинства современных смартфонов. На самом деле, иронизировать над техническими характеристиками Osborne 1 можно долго, но это будет нечестно.

Osborne 1 обрел популярность среди энтузиастов и профессионалов, интересу способствовало и наличие достаточного количества ПО для работы на этом портативном компьютере. Однако компьютерная индустрия стала активно развиваться, условная портативность уступила производительности компьютеров IBM PC, в 1983 году появился Compaq Portable, а операционная система CP/M для Osborne 1 начала сдавать позиции.

Однако фатальную ошибку сделала сама компания Osborne Computer Corporation, которая анонсировала новую модель Osborne до того, как она была готова, — Osborne Executive. В итоге спрос на Osborne 1 рухнул: дилеры стали ждать выхода более производительной системы, а склады все еще были завалены «первенцем». В общем, уже в 1983 году компания Адама Осборна подала на банкротство, а в 1985, спустя пять лет существования, окончательно закрылась. А могла стать еще одной Apple.

Выбор покупателей
для домашнего кинотеатра, матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), яркость 1100 ANSI лм, расстояние 1.3-6 м, экран 40-180", Wi-Fi
Выбор покупателей
портативный, матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), яркость 900 ANSI лм, контраст 3000:1, расстояние 1.3-4 м, экран 40-120", Wi-Fi
Выбор покупателей
портативный, матрица LCD, WXGA (1280x720), светодиодный (LED), яркость 250 ANSI лм, контраст 1500:1, экран 40-100", Wi-Fi

3. «Синерама»

Задолго до всяких «имаксов» и «3D-кино» существовала технология, позволявшая кинозрителям оказаться почти в виртуальной реальности — еще в 50-х годах прошлого века. Речь о «Синераме», которая предлагала панорамное кино на гигантских экранах. Тогда владельцы кинотеатров и киностудий вовсю искали способы конкурировать с телевидением, которое активно набирало поклонников, что и дало толчок развитию новых технологий.

В отличие от классического экрана того времени, «Синерама» представляла собой набор из трех полотен (которые, в свою очередь, сшивались из очень узких полосок), картинка на которые выводилась отдельным проектором. Сперва создатели системы предполагали, что съемка кино для их кинотеатров будет вестись с трех синхронизированных камер, однако затем предпочтение отдали широкому формату, а позже — еще и сверхширокоугольным линзам.

Демокино This Is Cinerama вызвало определенный ажиотаж. Это был почти двухчасовой документальный фильм, показ которого организовали с хитростью: первые минуты скучной экранной лекции об эволюции развлечений выводили на центральный экран в черно-белом варианте, а затем внезапно расширяли пространство до формата 2,65:1 и переводили в цвет. Аплодисменты, переходящие в овации.

Как это бывает, ожидания столкнулись с реальностью. Оборудования для съемки подобного кино стоило дорого, кинотеатры нужно было менять под новую технологию, но некоторые на это все же шли. Хотя синхронизированный показ с трех проекторов — та еще задача (особенно с учетом того, что пленка могла порваться в любой момент). И наконец, билеты зрителям обходились в копеечку.

Были и другие технические нюансы: идеальным изображение выглядело только с определенной точки ближе к центру зрительского зала, недостаточная настройка проекторов приводила к смещению картинки, да и в целом, полностью избежать искажений перспективы не удавалось. К тому же были сложности с адаптацией уже отснятого материала под стандартный для кино формат.

«Синераму» еще некоторое время развивали, для нее появлялись новые фильмы, однако широкого распространения технология в первоначальном виде не получила. Хотя традицию успешно продолжили в современных IMAX-системах.

4. Power Glove

В 1989 году в продаже появился интересный девайс: Power Glove для Nintendo Entertainment System. Звучит мощно, однако на деле это игровой контроллер в стиле Перчатки бесконечности (хотя тогда ее еще, кажется, не было). В любом случае, устройство выглядело футуристично и технологично. Пишут даже, что Power Glove дарило некое ощущение «ранней виртуальной реальности» — механиками взаимодействия.

Перчатка стала официальным аксессуаром, однако ее производство велось за пределами Nintendo (самой компании до этого предлагали концепт, но что-то не устроило, а в Mattel и японской Pax усмотрели определенные перспективы). Некоторые идеи инженер-создатель Power Glove Самюэль Купер Дэвис почерпнул у «киберперчатки» Sayre Glove образца 1977 года, а также DataGlove компании VPL — это были неигровые и дорогие девайсы.

На перчатке имелись стандартные для геймпадов NES элементы управления, а также дополнительные и программируемые, набор спикеров для воспроизведения 40 кГц звуков, а также комплект микрофонов для их приема — чтобы триангулировать положение перчатки. Помимо этого, Power Glove реагировала на определенные движения руки, передавая их игровому персонажу на экране.

Правда, выпустили только пару игр, столько же анонсировали, но до релиза последние не добрались. В итоге владельцы NES быстро потеряли к Power Glove интерес, который продержался чуть дольше как к более дешевому аналогу DataGlove. Тем не менее считается, что перчатка для приставки Nintendo стала коммерчески успешным продуктом: продали более миллиона экземпляров. Однако манипулятор был чрезвычайно неудобным для геймеров, «отваливался» от консоли, да и стоил дорого, если учитывать его ограниченную применимость.

5. BeBox на BeOS

Имя Жана-Луи Гассе может ничего особенного не значить для обычного обывателя, однако его карьера интересна. Он успел поработать в Hewlett-Packard, где разворачивал бизнес компании во Франции, затем занимал пост CEO в Data General, которая была одним из пионеров в производстве мини-компьютеров, а потом «приземлился» в Apple.

Тут Гассе назначили ответственным за европейский рынок, однако запомнился он в том числе из-за отношений со Стивом Джобсом: говорят, мужчины не ладили. И в том числе благодаря наводке француза сооснователя Apple отстранили от управления компанией в 1985-м. Правда, в 90-м уже самого Гассе попросили уйти — тогда он и основал собственную фирму — Be Inc.

Гассе поставил по-настоящему амбициозную цель: предложить рынку новую программно-аппаратную платформу. Инженеры Be разработали ОС, оптимизировали ее для работы на многопроцессорных системах с реальной многозадачностью. ОС получила название BeOS (Be Operating System). Ее первая версия была «заточена» под работу на собственных многопроцессорных компьютерах BeBox, а последующие же BeOS для охвата рынка портировали на «макинтоши» и их клоны на базе PowerPC.

BeOS предназначалась для работы в первую очередь с различными формами мультимедиа — это были доступные «графические» станции. Саму же BeOS называли «сверхбыстрой» и «чрезвычайно легкой» (речь об объеме самой ОС и ее интерфейсе). И главное — она умела в настоящую многозадачность, причем без особого напряжения, а также поддерживала 64-битную журналируемую файловую систему.

Не исключено, что Гассе делал ставку именно на Apple: создать ОС, которая очень понравится «яблочной» корпорации, и продать ей полностью готовый продукт. С учетом того, что у самой Apple намечались проблемы с ее устаревшей System, с Copland ничего не получилось, вопрос казался решенным. Но тут в дело вмешался Стив Джобс. Точнее, его компания NeXT, основанная сразу после увольнения из Apple. Если опустить всю происходившую некоторое время «Санта-Барбару», совет директоров проголосовал за разработку сооснователя компании, а не BeOS. Ну и сам Джобс вернулся в родные пенаты.

Be еще какое-то время подавала признаки жизни, пытаясь выйти на новые рынки, а также подавалась на IPO, однако все шло туго из-за соглашений значительного количества OEM-производителей с Microsoft. В итоге Palm недорого приобрела наработки компании Жана-Луи Гассе, еще немного Be заработала на судебных исках к фирме Билле Гейтса. Сегодня же наследие BeOS живет в открытой ОС Haiku.

13.6" 2560 x 1664, IPS, 60 Гц, Apple M3, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки серый, аккумулятор 52.6 Вт·ч
15.4" 2880 x 1800, IPS, Intel Core i7 4770HQ, 16 ГБ DDR3L, SSD 256 ГБ, Mac OS, цвет крышки серебристый, аккумулятор 95 Вт·ч
Onlíner рекомендует
13.3" 2560 x 1600, IPS, 60 Гц, Apple M1, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки золотистый, аккумулятор 49.9 Вт·ч

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by