Этот видик наверняка был у вас. Взлет и падение компании Funai

19 805
11 августа 2024 в 8:00
Автор: Клим Иванов

Этот видик наверняка был у вас. Взлет и падение компании Funai

Автор: Клим Иванов

Funai не была настолько крупной и инновационной, как, например, Sony или JVC. Но именно техника Funai в 1990-е встречалась в квартирах белорусов куда чаще, чем другие «японцы». Причина — необычайно низкие цены. Благодаря им, к слову, видеомагнитофоны Funai также активно закупали порносалоны по всему миру.

Традиционно для начала предлагаем пройти мини-тест из одного вопроса. Многие знаменитые фирмы прошлого века умудрились раствориться в истории. Другие были выкуплены более богатыми коллегами. Проверьте свои догадки на примере Funai, не заглядывая в Google. Правильный ответ найдете, прочитав весь материал. Ну или пару абзацев в конце.

Как вы думаете, что в итоге произошло с компанией Funai?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Не такие, как все

История большинства известных японских корпораций начиналась одинаково. Часто их взлет был связан с послевоенным развитием экономики и высоким спросом на простую технику вроде радиоприемников. Сначала они заваливали приемниками японский рынок, а потом потихоньку выходили во внешний мир.

История Funai заметно отличается от этой схемы. Компания появилась довольно поздно, в 1961 году. Основал ее Тецуро Фунаи, родившийся в семье владельца фабрики по производству швейных машин. В 18 лет он бросил школу и пошел работать учеником в конкурирующую компанию по производству швейных машинок, но позже вернулся в семейное предприятие. Пока один из братьев Фунаи руководил компанией, Тецуро работал продавцом.

Когда Тецуро было далеко за тридцать, он решил начать свой собственный бизнес. К тому времени внедрение транзисторов уже существенно изменило облик рынка электроники. Фунаи быстро осознал важность транзисторов для развития нового сектора бытовых приборов и в 1961 году основал собственную компанию Funai Electric, базирующуюся в Осаке. Конечно же, первыми устройствами стали радиоприемники.

Второе отличие Funai от местных конкурентов заключалось в том, что компания изначально совершенно не ориентировалась на японский рынок. Тецуро воспользовался связями, которые у него появились в США еще во время работы на семейной фабрике, и сразу начал поставлять свои приемники в Америку. Долгое время США были единственным рынком сбыта устройств Funai.

Дела пошли настолько хорошо, что уже через пару лет Тецуро Фунаи открыл в Японии второй завод. Там начали выпускать недорогие магнитофоны. В течение 1960-х количество заводов Funai увеличилось до четырех.

Коммунисты, беспорядки и первые «видики»

В начале 1970-х рост компании остановился. По словам Тецуро, все из-за того, что «в рабочую среду проникли коммунисты». В общем, не жаловавшая сотрудников высокими заработками Funai столкнулась с забастовками и даже беспорядками. Это вынудило руководство прекратить инвестировать в производство и порядком сократить штат. Funai растеряла импульс, который вполне мог бы вывести ее в конкуренты гигантам вроде Sony, Toshiba и Matsushita.

В целом 1970-е были непростым периодом для японских производителей техники. К тому времени было принято развивать небольшие сети из мелких монобрендовых магазинчиков. Например, какая-нибудь небольшая фирма с одним заводиком и парой тысяч работников открывала на рынке точку, где только и можно было найти ее товары. Однако в начале 1970-х стали появляться крупные мультибрендовые салоны, где можно было встретить технику и Sony, и Panasonic, и Sanyo. Там не только был шире выбор, но и, как правило, ниже цены. Мелкие производители начали разоряться и в конце концов были вытеснены.

Возможно, такая же судьба ждала бы и Funai, но компании удалось избежать банкротства. Как упоминали выше, все благодаря ориентации на экспорт. В 1980 году производитель вышел на европейский рынок, открыв представительство в Германии. В это время корпорация даже могла позволить себе эксперименты. Так, Funai попробовала себя в гонке видеоформатов. Мало кто знает, но помимо форматов VHS и Betamax некоторое время существовал формат CVC (Compact Video Cassette) от Funai.

Видеокассеты стандарта CVC были гораздо компактнее VHS и даже меньше, чем Betamax. Внешне — очень похожи на обычные аудиокассеты. Увы, но на такой носитель помещалась видеодорожка продолжительностью максимум 60 минут. К тому же из-за использования узкой магнитной ленты и не самого надежного лентопротяжного механизма часто можно было наблюдать эффект выпадения ленты, проявляющийся в белых полосах снизу и сверху кадра при воспроизведении видео.

Переносная видеодвойка — телевизор и видеомагнитофон в одном флаконе

Funai смогла заручиться поддержкой некоторых компаний, как, например, Technicolor, Grundig и Siemens. Однако популярности CVC было не видать. Некоторое время формат еще кое-где использовался, но в конце концов незаметно ушел с рынка. В Funai, однако, горевали недолго и быстро переориентировались на выпуск видеомагнитофонов VHS.

55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, Wi-Fi, смарт пульт
50" 3840x2160 (4K UHD), матрица VA, частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Samsung Tizen), HDR10, HDR10+, HLG, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт
55" 3840x2160 (4K UHD), матрица VA, частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Google TV), HDR10, HDR10+, Dolby Vision, HLG, DTS:HD, Dolby Atmos, DTS Virtual: X, Wi-Fi, смарт пульт

Видики — в каждый дом (и порносалон)

Свой первый видеомагнитофон VP-1000 компания выпустила в 1984 году. Благодаря низким ценам на свои устройства Funai за пару лет стала одним из крупнейших мировых поставщиков видеомагнитофонов. Более того, она выступала OEM-производителем для европейских и американских брендов.

К концу 1980-х отдел продаж компании вышел на видеосалоны, специализировавшиеся на показе порнофильмов. Некоторые из этих салонов решились на закупку видеомагнитофонов Funai. Но многих привлекло предложение компании по прокату техники. Неудивительно, что к 1990-м годам Funai стала крупнейшим мировым производителем техники для проигрывания видео.

Да, ставка была сделана на видики. Но все-таки Funai также пробовала выводить на рынок совершенно новые продукты. В качестве удачного примера можно упомянуть хлебопечку Rakuraku Panda. Ее на пробу выпустили в Японии, где она внезапно разошлась в количестве 100 тысяч единиц всего за год и сделала бренд Funai наконец-то узнаваемым и у себя на родине. Так что к концу 1980-х компания стала продавать свои видеомагнитофоны и в Японии.

Впрочем, экспорт все равно оставался для Funai в приоритете. К 1990-м годам 90% продаж компании приходились на зарубежные рынки, тогда как на Японию — всего 10%. С другой стороны, еще в середине 1980-х японские продажи Funai вовсе были нулевыми.

Ниже цены — выше продажи

В 1990-е Funai входила с амбициозными планами увеличения выручки более чем вдвое, с $100 миллионов до $250 миллионов. К этому времени компания решила проблемы с вечно недовольными японскими профсоюзами. Пока конкуренты на родине цеплялись за японский рынок труда, Funai одной из первых перенесла производство в более дешевые страны — сначала в Малайзию, а потом и в Китай.

Такой шаг позволил корпорации еще больше снизить цены на свою продукцию. Это, в свою очередь, еще больше привлекало к Funai как к OEM-производителю другие компании. Та же Sanyo заказывала у Funai производство видеомагнитофонов, которые затем продавала под своим брендом.

Более того, в качестве такого OEM-производителя компания активно осваивала и новые, порой неожиданные сферы. Так, Funai стала одним из ведущих мировых производителей принтеров. Она делала почти все струйные принтеры для некогда популярной Lexmark (в конце концов Funai вообще выкупила этот бренд).

Тем не менее видеомагнитофоны оставались основным продуктом компании. К началу XXI века Funai производила около 30% видиков во всем мире. Не всегда это были устройства под брендом Funai. В Европе, например, она выпускала видеомагнитофоны Philips, а в США — Sylvania и Symphonic.

В Беларуси в 1990-х продукция Funai (не только видики, но и телики) была широко распространена. Да, сначала было подозрительное отношение к «новому» бренду. Всем хотелось Sharp, JVC, Panasonic, Sony, Hitachi или Akai. Но уж больно дорого. А Funai — вроде как тоже Япония, но заметно, значительно дешевле. Кто-то купил, распробовал, проблем не обнаружил. А дальше свою роль сыграло сарафанное радио: «Настоящий „японец“, можно брать!»

Funai стала первой компанией, которая выпустила видеомагнитофон дешевле $100. Случилось это в 1997 году. Примерно в то же время 70-летний Тетсуро Фунаи, все эти годы руководивший корпорацией, стал первым в Японии миллиардером-гендиректором в сфере электроники. Стоимость самой Funai тогда оценивали более чем в $3 миллиарда.

На росте продаж положительно сказалось и тесное сотрудничество с американским торговым гигантом Walmart. В 1999 году руководство торговой сети заказало у Funai миллион магнитофонов для какой-то акции. Видики выпустили под названием полумертвого американского бренда Emerson. Всю партию магнитофонов в итоге распродали за несколько часов. После такого успеха Funai стала стратегическим партнером Walmart.

Несмотря на успех, достигнутый в производстве аналоговой техники, Тетсуро Фунаи пристально следил за новыми тенденциями. Так что Funai вовремя переориентировалась на выпуск DVD-плееров. Она же, к слову, первой в мире выпустила проигрыватель дисков дешевле $100. Стратегия была той же, что и в случае видеомагнитофонов. Неудивительно, что Funai в итоге стала одним из крупнейших производителей DVD-устройств.

Что сейчас?

Funai никогда не была гигантской корпорацией. Но, в отличие от многих из них, она выжила и относительно неплохо поживает до сих пор. В основном компания выступает в качестве OEM-производителя и выпускает технику для компаний вроде Sharp, Toshiba и Denon. Компания активно присутствует в США и продолжает партнериться с Walmart, в магазинах которой ежегодно продает по два миллиона телевизоров под брендами Philips, Magnavox и Sanyo.

В Японии под брендом Funai при желании можно купить недорогие телевизоры, плееры Blu-ray, мониторы и принтеры.

В 2008 году Тетсуро Фунаи после почти 50-летнего управления вышел на пенсию, но остался в качестве председателя совета директоров Funai. Он умер в 2017 году в возрасте 90 лет. На протяжении нескольких лет он входил в список миллиардеров Forbes, однако в конце концов выбыл из рейтинга в результате падения акций Funai из-за жесткой конкуренции со стороны китайских производителей. В 2015 году состояние Тетсуро оценивалось в $630 миллионов.

Летом 2016 года Funai выпустила последний в мире VHS-видеомагнитофон.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by