Canon EOS R1 и EOS R5 Mark II: все, что нужно знать о флагманах, которых ждали

9655
18 июля 2024 в 9:09
Автор: Влад Борисевич. Фото: dpreview.com, petapixel.com

Canon EOS R1 и EOS R5 Mark II: все, что нужно знать о флагманах, которых ждали

Автор: Влад Борисевич. Фото: dpreview.com, petapixel.com

Вчера Canon представила две свои самые главные камеры: флагманскую беззеркалку R1 ($6300) и «народную крутую» R5 II ($4300). Присмотревшись к новинкам, задаешься вопросом: а кто из них на самом деле флагман? Традиционно такие камеры выпускают раз в 4 года – аккурат к Олимпийским играм. На фоне постоянных инноваций Sony и быстрой на новинки Nikon – Canon смотрится то ли хитрым стратегом, то ли гигантом, которого застали врасплох.

Он будто специально не спешит. И лишь когда инноваторы разведают новые территории и наконец начнут понимать, чего хочет их клиент, объявляется Canon и стремительно перебивает конкурентов по цене и функциям. Но до этого – только пробные шары в виде урезанных моделей. К примеру, наиболее близкая к вершине беззеркалок камера Canon EOS R3 специально была лишена пылевлагозащиты, обязательной для репортажных флагманов.

«Это еще не единичка, это еще не единичка», – утешали себя фанаты Canon и ждали. И вот спустя четыре года новой «единички» дождались. Но реакция на один фотоаппарат получилась смешанная, на другой – неожиданная.

Начнем с более дорогой и сложной Canon EOS R1. На камеру возлагалось много ожиданий и подогревалось много слухов: она должна была иметь безграничный буфер съемки, глобальный затвор (как у Sony A9 III) и даже новый тип сенсора, как в кинокамерах.

Действительно, в R1 японцы сделали новую архитектуру сенсора в беззеркалках – Dual Pixel Intelligent AF. Микроструктура фазовых пикселей на матрице теперь не только вертикальная, но и перекрестная, что делает R1 еще более чувствительной и точной, даже на низкоконтрастных деталях и при слабом освещении.

Также EOS R1 умеет распознавать не только лицо и глаза, но и тело человека, понимает, где рука, нога и корпус. Анализируя изменение поз, камера предсказывает движение и направление человека.

Перед съемкой камере можно указать до 10 лиц, приоритет которых будет максимальным: при съемке в толпе R1 выхватит зарегистрированные по списку физиономии.

Режим приоритета «Движения» на бумаге звучит скучно, но по отзывам на практике работает как магия. Фотоаппарат предсказывает моменты при съемке спорта – например, камера будет заранее фокусироваться на тех футболистах, в сторону которых полетел мяч. Или самостоятельно переключаться на баскетболиста, который владеет мячом в текущий момент времени, игнорируя все остальные помехи.

Протестировавшие камеру в работе фотографы однозначно заявляют: в R1 лучшая система автофокуса за историю фототехники. Камера теперь видит в темноте вплоть до –7.5 EV, что совершенно за гранью. Например, редакционная Canon EOS-1D X Mark III видит до –4EV, чего хватает для фокусировки в условиях кромешной темноты. Кнопка AF-ON (которая с ИК-тачпадом) теперь имеет две стадии нажатия, как и кнопка спуска затвора. Удобно для работы c техникой Back Button Focus, о которой мы рассказывали ранее.

До второй версии обновилась система Eye Control AF — точкой фокуса можно управлять буквально силой мысли: куда вы будете смотреть в кадре, туда камера и поместит точку фокусировки.

Для некоторых фотографов именно эта функция перекроет все остальные недостатки.

Разрешение OLED-видоискателя – как у Sony A9 III, 9,44 Мп. То есть лучшее в классе.

Не обошлось и без здоровой дозы AI/нейросетей: это умеренный встроенный апскейлер, способный увеличить разрешение снимка с 24 до 96 Мп за 10 секунд и нейросеть для подавления шумов в изображении прямо на камере. Апскейлер, кажется, внедрили исключительно для любителей сильного кадрирования и снимающих птичек издалека – чтобы базовое разрешение в 24 Мп не звучало обидно на фоне камер Sony A1 и Nikon Z9 с 50 и 46 мегапикселями соответственно.

К слову, Canon EOS R1 как флагман обходит Sony A1 и Nikon Z9 в серийной съемке JPEG (40 против 30 кадров/с), но уступает глобальному затвору Sony a9 III c 120 кадрами/с с полным автофокусом. Canon EOS R1 получила буфер в 1000 кадров, тогда как Sony – лишь пару сотен. Короче, там, где R1 не берет топовыми характеристиками, она полагается на выносливость.

Canon обещает выдержки до 1/64 000 секунды и минимальный эффект плавающего затвора, известный как «желе». Напомним, Sony A9 III решила этот вопрос глобальным электронным затвором, когда информация со всех пикселей матрицы снимается единомоментно.

По заявлению Canon, сенсор в два раза быстрее выдает сигнал, чем R3, то есть скорость снятия сигнала за счет stacked-архитектуры выросла, также должен был уменьшиться и шум. На ISO 51200 качество картинок выглядит очень хорошо. Учитывая то, что на высоких ISO Canon EOS R3 был заметно лучше A9 III, R1, скорее всего, будет лидером по динамическому диапазону (Canon заявила 16 ступеней, на уровне камер с DGO-сенсорами) и по качеству картинки при слабом свете.

Как и полагается гибридной камере, EOS R1 снимает видео 6K 60p RAW на карту CF Express Type B, есть режим одновременной записи Proxy-файла на вторую карточку. Поддерживается Canon Log2 c кинокамер EOS. Камера позволяет вести предварительную запись до 5 секунд перед началом съемки, как и за 0,5 секунды до спуска затвора камера может успеть снять до 20 снимков. Во время Full-HD-видеозаписи можно снимать частотой до 10 JPEG/c в разрешении 17 Мп без прерывания видео.

У Canon и раньше было все хорошо со встроенным звуком, но стало еще лучше – встречайте 24-битный 4-канальный звук.

На передней части камеры появился красный светодиод – он сигнализирует о старте видеозаписи.

Некоторый конфуз вышел с дисплеем: разрешение поворотного экрана в два раза меньше, чем у Canon EOS R3.

Максимальная скорость синхронизации вспышки – 1/400 секунды. Классно, но до глобального затвора – как до луны. Беззеркалка получила встроенный Wi-Fi-трансмиттер c Wi-Fi 6E и встроенными MIMO-усилителями и Ethernet-порт. Модель на 300 грамм легче «отца» в лице Canon EOS-1D X Mark III c EF-байонетом и на 100 грамм тяжелее EOS R3 на байонете RF. Весит 1100 грамм.

У последних беззеркалок Canon отличный динамический диапазон, а оттенок кожи людей — лучше, чем у конкурентов при любом освещении. Еще один плюс системы Canon RF: уникальные, универсальные, удобные, однако дорогие объективы – например RF 28-70 F2 и RF24-104 F2.8.

Однако индустриальная пресса считает, что эта камера на самом деле не R1, а R3 Mark II, то есть минорное обновление, без революций. Еще один конфуз: впервые «единичка» оказалась не быстрее более бюджетных моделей, например начальные полнокадровые R8 и R6 II тоже умеют 40 кадров/c, хоть и с заметным эффектом «желе». Для владельцев R3 переход на R1 выглядит сомнительным, для владельцев R5 – нецелесообразным и дорогим.
Некоторые конфузы у камеры намекают нам на слухи о том, что Canon R3 должна была быть названа R1, однако внезапное появление Sony A1 вынудило Canon переосмыслить понятие флагмана линейки RF. Но не хочется думать, что это заняло у японцев 3 года.

Впрочем, есть и хорошие новости. Похоже, все согласились: вторая представленная камера Canon EOS R5 Mark II и есть тот самый неформальный флагман, который выглядит местами привлекательнее флагмана формального – R1.

EOS R5 Mark II получила 45-мегапиксельный BSI-CMOS-сенсор со stacked-архитектурой (то есть единым чипом) и скоростью сканирования сенсора, близкой к показателям EOS R3, что очень круто в перерасчете на такое разрешение. Эффект желе есть, но минимальный. Единственное важное отличие от EOS R1 – это отсутствие более мудреных перекрестных фазовых пикселей, нужных для особо точной автофокусировки, и чуть меньшая скорость серийной съемки (30, а не 40 кадров/c). Для цены $4300 – это настоящий зверь. То есть все остальные характеристики, описанные в первой части статьи, — режимы автофокуса, регистрации лиц, распознавание поз и анализ сцены съемки – в Canon EOS R5 Mark II тоже есть.

Если кратко, EOS R5 Mark II прекрасно сочетает в себе высокое разрешение и высокую скорость съемки – золотая середина. У модели средний буфер для серийной съемки (230 RAW), но заполнить его – это надо постараться. Модель обладает буфером в 15 предварительных кадров и «жарит» до 30 кадров/с c электронным затвором. По предварительным тестам, автофокус R5 Mark II на две головы выше предшественника и, по словам Canon, идентичен системе R1. Но как мы знаем из личного опыта, лаг затвора ниже, а цепкость автофокуса у «единиц» всегда на уровень выше. Предварительная съемка тоже есть, но она, как и у R1, не такая настраиваемая, как у камер Sony.

Также у беззеркалки появился радиатор для эффективного охлаждения – решена головная боль владельцев R5.

Это не вентилятор, как в R5 C, но и тут Canon постаралась – выпустила к камере ручку с кулером, который включается при малейших признаках перегрева сенсора и доводит время записи с 40 до 120 минут.

EOS R5 II к тому же получила функцию waveform-монитора для записи видео, а вот EOS R1 его не досталось.

Видоискатель получил разрешение 5,9 Мп, и он защищен от конденсата. Модель тоже унаследовала систему фокусировки по отслеживанию движений зрачка – опять же, одной этой функции для некоторых фотографов будет достаточно, чтобы без раздумий купить EOS R5 II. Как и у R1, горячий башмак с цифровыми контактами получил суперкрышечку, которая защелкивается на замок.

И EOS R5 Mark II, и EOS R1 получили систему стабилизации до 8,5 стопов: тут и сдвиг матрицы, и работа в тандеме с объективом.

Canon EOS R5 Mark II записывает 8K-RAW-видео до 30 кадров/с и 4K до 60 кадров/с.

Есть зебра, 4-канальное аудио, HDMI, HDR-видео и лампочка — сигнал о записи.

Глядя на EOS R5 Mark II, вспоминаешь появление в 2008 году Canon EOS 5D Mark II. Новинка настолько хороша, что в треугольнике «цена — качество — возможности» у нее фактически нет естественных врагов. И она совершенно в каждой метрике лучше своего предка.

Вместо заключения

Несмотря на то что характеристики моделей на бумаге выглядят местами не так круто, как у конкурентов, Canon славится своим фундаментальным подходом.

В этот раз флагман Canon EOS R1 выглядит значительно запоздалым ответом на камеры 2021 года, а Canon EOS R5 Mark II – вообще разработанным вопреки продажам флагмана. Однако возможно, что съемка спорта и фотожурналистика – не такое уж и массовое увлечение, поэтому такая нишевость может быть оправдана.

Новая структура матрицы, управление автофокусом глазами, предсказывающие место фокуса по анализу сцены алгоритмы – если это понравится фотографам на Олимпиаде, успех предопределен. Там, где Canon не является законодателем мод и выступает догоняющей, компания подходит консервативно и начинает демпинговать, спуская технологии в сегменты ниже.

И как показывает реакция медиа и соцсетей на недавнее покушение на Дональда Трампа, фотография по-прежнему живее всех живых и является мощным сообщением сама по себе. Особенно если вы находитесь в нужном месте и с правильной камерой в руках.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by

Покупайте в Каталоге Onlíner в рассрочку на 5 месяцев без первого взноса


• Ищите товары, воспользовавшись фильтром Minipay, в разделах Каталога.
• Оформляйте рассрочку онлайн за считанные секунды прямо в корзине.
• Вносите оплату за заказ мини-платежами начиная со следующего месяца или погасите досрочно в приложении INSNC «Альфа Банка».
• Акция с рассрочкой Minipay на 5 месяцев действует до 26 июля.

> Перейти в Каталог