В прошлом году мы рассказывали, как белорусы ругаются из-за компьютерных игр. А сегодня показываем вам истории людей, которые долгое время мучились из-за тяги к играм, но смогли обуздать свою зависимость. Развод, отчисление, увольнение — глядите, через что пришлось пройти этим белорусам перед тем, как взять себя в руки.
Станислав называет Hearthstone игрой, от которой невозможно скрыться:
— Она есть абсолютно везде. Запускается практически на всем. Там низкий порог входа, что-то постоянно происходит, все искрит — «it’s a trap», как говорили в «Звездных войнах».
В эту коллекционную карточную игру от Blizzard Станислав попал в 2015-м. Hearthstone быстро зацепила мужчину из-за его любви ко вселенной Warcraft:
— Я помню времена, когда Мукла был топовой «легендаркой». Помню, как зависал в «Приключении Наксрамаса» и «Черной горе». Игра хороша и сейчас, но тогда она была ламповой. Из-за картинки, музыки в меню, наборов карт — из-за всего.
Мужчина рассказывает, что Hearthstone была установлена у него везде. На смартфоне, планшете и компьютере. А в один момент игра перекочевала и на рабочий ноутбук. И если первые партии были разыграны, когда в офисе никого не оставалось, то через несколько месяцев Станислав мог раскладывать карточки чуть ли не на совещании:
— В руководстве поняли, что для меня это постоянная история. И все мои рабочие недочеты связывали с игрой. В один день подходит менеджер, мол, тебя хочет видеть директор. А тот с порога сказал, что тут игроманы не нужны, и меня уволили в течение недели.
С трудовой на руках Станислав осознал, что с одержимостью Hearthstone нужно что-то делать. Мужчина говорит, что сложнее всего игру было удалить со смартфона, ведь на нем он играл везде — от метро и до туалета. Но сила воли победила, и Hearthstone осталась только на ПК, до которого еще нужно добраться:
— Кстати, увольнение из-за игры мне даже чем-то помогло. Я быстро смог найти работу получше в той же сфере: тут лучше зарплата, офис и команда. Но считаю, что это чистое везение: уволили-то меня по соглашению сторон. Все было бы печальнее, если бы указали реальную причину расторжения контракта.
По словам Александра, он шесть лет страдал от игровой зависимости, которая началась в 10-м классе:
— В основном играл в стрелялки — CS, Tom Clancy's Rainbow Six, Valorant, Apex Legends. Были проблемы с тайм-менеджментом в университете, потому что за компьютером часы пролетали незаметно.
Ближе к концу университета Александр осознал, что работать будет на удаленке. А сесть за компьютер поработать, когда постоянно тянет играть, очень тяжело. Поэтому нужно было с этим что-то делать:
— Сложнее всего перестать играть было из-за друзей, с которыми мы общались в играх. Зная неэффективность полумер в своей жизни, играть перестал совсем. Просто резко оборвал на силе воли и перетерпел первичный дискомфорт.
В первый месяц-два сильно тянуло вернуться. Я постепенно заменял игры другими хобби — фильмами, чтением, спортом. Начал больше встречаться с друзьями вживую, стал организовывать совместные просмотры фильмов в Discord.
В таком режиме Александр живет уже год. Говорит, что о периоде, когда играл много, не жалеет. Но отмечает, что сейчас мотивации и энергии точно стало больше:
— Сейчас могу на телефоне в общественном транспорте поиграть, но на этом все.
Арсений рассказывает, что играл «днями и ночами, забивая на учебу и на жизнь в целом»:
— Когда уже достаточно повзрослел, начал осознавать, что забываю даже приготовить себе ужин и сделать дела по дому. Везде, кроме игрового места, месяцами копилась пыль. Но даже оно иногда было завалено бутылками и тарелками.
Играл в «Доту», League of Legends, WoW, Diablo, «Гвинт», Hearthstone и множество других сюжетных проектов. Все это безвылазно около четырех лет. Бывало, что ты ложишься поздно спать, но ставишь будильник на 5 утра, чтобы успеть еще поиграть перед учебой.
В один момент Арсений решил, что нужно что-то менять. Начал молодой человек с того, что запрещал себе играть, пока не сделает все по учебе и по дому:
— Начал больше выходить на улицу, и со временем просто ушло желание играть. Надо занимать себя другими делами, отвлекаться на общение с живыми людьми. И почаще запускать солнечный свет в комнату.
На самом деле, игры — это серьезная зависимость. Человек начинает строить свою жизнь так, чтобы поиграть — чего бы ему это ни стоило.
Долгое время жизнь Кристины вертелась вокруг кей-попа:
— Я танцевала k-pop, плакала во время показа концерта BTS в Минске, была подписана на соцсети самых популярных айдолов. Ну и музыка: BLACKPINK, BTS, Stray Kids, ITZY, EXO, aespa и SHINee навсегда в моем сердечке.
Когда ты увлекаешься кей-попом, у тебя все с ним. Кружки с айдолами, значки, тетрадки, футболки, постеры — вообще все. Игры в том числе. Был период, когда я запоем сидела в штуках вроде Idol Queens Production, Kpop Idol Simulator и K-POP Idol Producer. Это такие игры, в которых персонажей нужно отправлять на тренировки, подбирать им костюмы, проводить концерты, записывать музыку и т. д.
По словам Кристины, подобные игры сильно затягивают своей простотой и регулярными обновлениями. Когда она поступила на первый курс, на ее телефоне было больше десяти таких игр:
— Я могла проводить в них по 10—12 часов в день. Еду в метро — играю. Ем — играю. Стою в очереди — играю. Перерыв — играю. Пылесошу — одной рукой держу пылесос, другой — смартфон. И если во время первого семестра на первом курсе я себя еще сдерживала, то на втором телефон даже не прикрывала. Выбор нового аутфита для чаров был интереснее пар по менеджменту.
К сессии у меня скопилась гора долгов. Я решила даже не пытаться с ними разобраться, а просто забрала документы. Мама не знала, что со мной делать, а я просто на два месяца ушла в игры. Опомнилась только после того, как мама зарыдала, в очередной раз увидев меня за игрой. Стало стыдно, и в тот день я игры не запускала.
Девушка вспоминает, что игру запустила уже на следующий день, но поиграла на полчаса меньше. На следующий день — еще меньше. Но играть все равно хотелось. Блокировать телефон и удалять игры не срабатывало — девушка просто устанавливала все заново:
— В постоянных обещаниях и себе, и маме прошло полгода. Мое личное чудо случилось из-за рекламы в «инсте»: таргет подсунул курсы гейм-дизайна. Тогда я подумала, что можно не мучать себя, пытаясь избавиться от игр про айдолов, а попытаться создать что-то в таком стиле. Превратить зависимость в профессию.
В итоге пошла на курсы. Оттуда — на следующие. Потом стажировки — одна, вторая, третья. От первых занятий до оффера прошло два года. Игры из развлечения превратились в работу, на которую не хочется тратить свободное время.
Кристина говорит, что свою игру про айдолов еще не сделала, а кей-поп остался только в плейлисте. Но она до сих пор считает, что именно кей-поп привел ее к профессии, в которой она нашла себя.
С компьютером Александр познакомился в восемь лет, было это в компьютерном клубе. Играл в Warcraft 3 и CS 1.6. В 13 лет у парня появился свой компьютер — и понеслось:
— Познакомился с миром MMORPG. Долго играл в Lineage 2. У нас в городе был локальный сервер, и в среднем в день я наигрывал по 8—10 часов. В 10—11 классе начал играл в RF Online. Там доходило до абсурда. Трижды в день в игре происходили специальные активности, чип-вары — в 6 утра, в 14 дня и в 20 вечера. Я их практически не пропускал: вставал с утра и бегал на переменах домой, чтобы поиграть.
После школы Александр поступил в медуниверситет. К RF Online добавилась Dota 2, за которой молодой человек проводил все свободное время. А на четвертом курсе вернулась Lineage 2:
— Тогда случился критический жизненный период: меня чуть не отчислили из университета, потому что вместо сдачи экзаменов во время сессии я играл. Просыпался в 3—4 ночи и до 18 вечера проводил время в игре. Из-за игр пришлось уйти в академический отпуск. В нем я тоже продолжил играть, правда, уже в Dota 2.
После восстановления в университете молодой человек играл дальше, параллельно подрабатывая продавцом в магазине фильтров для воды. Доучился, поступил в интернатуру, и там с играми пришлось завязывать:
— Все свободное время я проводил на работе, домой приходил только спать. После окончания интернатуры распределился в районный центр Минской области, и там тоже было много работы. Времени на игры не было, а после пропало и желание. Сейчас остался только один фетиш: я периодически покупаю игры с надеждой, что у меня когда-нибудь появится возможность их пройти.
Самое интересное, сейчас я работаю в области наркологии и гемблинга. А сам стараюсь играть примерно час в день — больше не получается физически.
По словам мужчины, его увлечение «Дотой» началось с карты в третьем «Варкрафте»:
— Середина нулевых, прокуренный компклуб под домом, пузатые белые компы. В «Доту» я начал играть в четвертом классе. Мы с одноклассниками каждый день заглядывали в «компы», чтобы сделать пару «каток». Для нас это было постоянным поводом для обсуждения.
Кирилл вспоминает, что его любовь к «Доте» никак не сказывалась на учебе, и родители к его увлечению игрой относились спокойно. Ничего не поменялось и в университете, когда вышла Dota 2:
— Это, конечно, был разрыв. Да, непривычно, но очень красиво и необычно. Старые герои ощущались новыми, артефакты нужно было скрещивать иначе. Про первую «Доту» все сразу забыли, и все свободные часы проводились в «двушке». Забавно, что это не помешало мне закончить универ чуть ли не с красным дипломом, потому что я учился так же много, как и играл.
После окончания университета Кирилл нашел работу в IT-компании на позиции фронтенд-разработчика. Там же и познакомился с будущей женой. По словам молодого человека, поженились они спустя год отношений. Жена о любви Кирилла к «Доте» знала: увлечение не разделяла, но и ссор из-за игры в доме не было:
— Все пошло куда-то не туда после того, как к «Доте» примагнитились ставки. Сразу оговорюсь, что квартиру я там не проиграл — ставки всегда были маленькими. Меня просто радовал факт того, что победа моей любимой команды приносит какую-то копеечку. А вот проигрыши меня просто убивали.
Когда были проигрыши, в доме все летало. За год я сломал несколько клавиатур. Бил по стенке, столу, швырял кресло. Разговаривать в эти моменты со мной было нельзя — я не говорил, а орал. Супруга пыталась меня как-то успокоить, но в итоге не выдержала.
Одержимость Кирилла привела к тому, что его жена подала заявление на развод. Когда мужчина официально остался один, пришло осознание, что надо что-то менять. Быстро понял, что сам не справится, поэтому обратился к психологу:
— Наверное, это одно из лучших решений в моей жизни. На то, чтобы отказаться от ставок и перевести «Доту» в обычное увлечение, мне понадобилось почти два года. Сейчас увлеченность вспоминаю, как страшный сон.
К слову, с бывшей женой я сошелся заново. А с психологом продолжаю работать до сих пор: считаю, что такая терапия нужна каждому человеку.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by