В эти выходные в Минске пройдет финал чемпионата по Dota 2. Призовой фонд для Беларуси рекордный — 20 тысяч BYN. Бороться за него будут 16 команд со всей страны. Вместе с Lorgar мы поговорили с ребятами, которые будут сражаться за приз, и узнали, чем они занимаются вне мира «Доты».
Александра призовые интересуют «относительно». На чемпионат он вместе с командой отправился просто для того, чтобы хорошо провести время, но в итоге выиграл квалификацию в своем регионе.
При этом в обычной жизни Саша с киберспортом никак не связан: трудится дежурным электромонтером на Могилевском металлургическом заводе.
— На заводе работаю уже восемь лет. Я обхожу оборудование, слежу за индукционными печами, которые плавят металл. После того как металл подготовится, снимают шлак и выплавляют канализационные люки. Моя задача — следить за тем, чтобы оборудование работало исправно и без простоя, — рассказывает о своей работе Александр.
— Если получится выиграть чемпионат, рассматриваете переход с завода в киберспорт?
— Можно было бы. Но это тоже непростой труд: ранние подъемы, необходимость сыгрываться с другими.
— Как оцениваете свои шансы на победу?
— Шансы есть всегда. Кажется, на чемпионате есть две команды с профессиональными киберспортсменами. У них опыта побольше, но имеется же и человеческий фактор. Возможно, на них больше давления из-за их опыта, отсюда и риск ошибки. Так что тут все будет строиться за счет драфта, коммуникабельности в команде и морального давления на карте. Наши ребята настроены выиграть: профессионалы никого не пугают.
Никита в Dota 2 перешел после того, как устал от League of Legends и расстался с девушкой. Говорит, начал играть в 2021-м, и игра никак не может надоесть.
Зачем ему чемпионат? Захотел понять, какие эмоции испытывают профессиональные киберспортсмены. При этом его обычная жизнь тоже связана со спортом — но не виртуальным, а классическим.
— Я уже 12 лет занимаюсь современным пятиборьем. Являюсь серебряным призером вторых игр стран СНГ. По пятиборью у меня две тренировки в день, каждая — по два часа. А в «Доту», если нет никаких других дел, играю по 5—6 часов. В игре мне, безусловно, помогают навыки, полученные в классическом спорте: стрессоустойчивость, знания о режиме сна и питания, — замечает Никита.
Он говорит, что очень хотел бы стать профессиональным киберспортсменом. Но о том, на что потратить потенциальные призовые, еще не задумывался — «пока в голове только подготовка к турниру».
По словам Михаила, он был обычным мальчиком: бегал по двору, играл в футбол. В какой-то момент появился первый компьютер, платный интернет и первые соцсети, а чуть позже — Warcraft 3 Frozen Throne, где «Дота» была кастомной картой.
Молодой человек «сильно горел киберспортом в детстве», а сейчас игра помогает ему абстрагироваться от проблем вне монитора. Но место в IT-сфере на профессиональное геймерское кресло он не стал бы менять.
— В реальной жизни я уже два года работаю Node.js-разработчиком. Работу свою не променял бы, потому что это стабильный заработок, да и «Дота» стала привлекать меньше, — отмечает Михаил. — В свободное время я играю, хожу в тренажерный зал, встречаюсь с друзьями, гуляю с девушкой.
— Как она относится к вашему участию в чемпионате и увлечению «Дотой» в целом?
— Нормально! Только не любит, когда я играю слишком много. Квалификацию не посещала: смотрела трансляции, болела за нас из дома.
— Впервые скачал и запустил «Доту» в 2018 году. По незнанию пошел дабл-мид, меня обильно покрыли матом и посоветовали удалить игру. Я так и поступил, но снова скачал ее через год, — рассказывает Илья.
Тогда он не уделял внимания своему уровню игры, но прорыв случился в 2020—2022 годах. После появления в Пинске компьютерного клуба подход парня к «Доте» стал серьезнее. О том, что осенью в Беларуси пройдет чемпионат, Илья узнал еще летом, и сам стал собирать команду.
— Турнир рассматриваю как возможность улучшить свои игровые навыки. Вообще, я учусь в Индустриально-педагогическом колледже на техника-механика. Также уже больше двух лет делаю татуировки. Увлекся еще в школе. Тренировался на знакомых, которые уже были забиты «партаками» и им свою кожу было не жалко. А сейчас колю в студии. Учился сам, чаще всего работаю в графике, но хотелось бы делать больше «чернухи»: объемные работы, хоррор, абстракции.
— Сделали бы себе когда-нибудь татуировку по «Доте»?
— Да, были мысли наколоть себе что-нибудь связанное с игрой. Но сейчас у меня в приоритете не маленькие, а большие татуировки: «рукава», «ногав» и т. д.
— Мешает ли «Дота» всему, что происходит вне монитора?
— Если смотреть на ситуацию объективно, я бы сказал, что да, мешает. Но с моей колокольни — наоборот: большая часть того, что происходит вне монитора, мешает мне и «Доте».
Я согласен с тем, что «Дота» — токсичная игра, это ведь эмоции. Я сам считаю себя не то чтобы слишком, но все же токсичным игроком. И думаю, что без этого «Дота» не была бы той, какой мы ее любим, — замечает Илья. — Был бы очень рад попасть в киберспорт и стабильно получать с него достаточное количество средств, чтобы комфортно себя чувствовать. И работу в условном айти променял бы на место в тир-2-команде.
На чемпионате не ставлю себе цели выиграть. Скорее улучшить навыки, импрувнуться. Но если мы победим, то часть призовых — маме, оставшееся — на вкусную еду, новые наушники, микрофон и вебку. Потому что стримлю «Доту» для души.
— «Дота» в моей жизни появилась случайно. Когда-то к маме в школьный лагерь ходил, там был компьютерный клуб, где все играли в первую «Доту». Потом скачал ее себе на компьютер и играл, вначале с читами и ботами, — говорит Александр.
На чемпионат парня пригласил друг, и он согласился, чтобы «прочувствовать вайб киберспорта». А в обычной жизни от этого Александр, по его словам, далек:
— Я студент БНТУ, учусь на пятом курсе факультета горного дела и инженерной экологии. Параллельно получаю второе высшее образование по экономике и управлению в промышленности.
Я из Солигорска. Мой отец работает на руднике, его отец работал на руднике, у нас почти весь город там работает.
В шахте я был. Очень интересно посмотреть, как трудятся люди в тесных условиях, как происходит процесс добычи полезного ископаемого. Интересно увидеть всю эту технику вживую, а не на картинках, и самому поучаствовать в процессах.
Было ли мне страшно спускаться в шахту? Нет. Это как на обычном лифте спускаться, только гораздо глубже. Вы же пользуетесь лифтом и не боитесь? Вот там так же.
Евгений, участник витебской команды 862 и энергодиспетчер
С первой «Дотой» Евгений познакомился еще в 2010-м, а инвайт в Dota 2 получил еще в 2011-м. Говорит, что помнит времена, когда в онлайне было около 20 тысяч игроков и игру найти было не так просто.
Тема киберспорта молодому человеку интересна, и он хотел бы и дальше развиваться в ней, пусть и не в роли игрока. А сейчас трудится не на «миде», а в электросетях.
— Я работаю энергодиспетчером. В профессию пришел чисто случайно: выбирал между железнодорожной специальностью и электроснабжением. И так получилось, что у нас в городе как раз открылась специальность по электроснабжению, поэтому выбор был очевиден.
Работа интересная. Большая ответственность: нужно думать, анализировать ситуацию. Требуется постоянная концентрация, мало ли возникнет аварийная ситуация. Этим, наверное, работа и помогает в «Доте». И наоборот: и там, и там нужно многое держать в голове, — подчеркивает Евгений.
— «Дота» отнимает много времени?
— Если хочется как-то развиваться в игре, нужно в ней проводить много времени. Смотреть как повторы своих игр, так и повторы игр профессионалов, разбирать ошибки. Бывало, конечно, переставал играть. Но это не длилось больше двух-трех месяцев: потом выходил какой-нибудь патч, становилось интересно. И я возвращался обратно.
Напомним, что финал чемпионата Беларуси по Dota 2 пройдет 16—17 декабря. Местом для решающей битвы станет «Мета-Арена» в Минске.
Партнер проекта — бренд Lorgar. Организатор чемпионата — компания А1
Lorgar — международный бренд аксессуаров для гейминга и стриминга, призванный вывести ваш игровой опыт на новый уровень.
Миссия бренда — предоставить каждому геймеру возможность испытать живые и захватывающие эмоции от игры с помощью высококачественных устройств.
Ассортимент продукции включает в себя игровые мыши, коврики для мышей, геймпады, кресла, микрофоны, веб-камеры, гарнитуры и другие периферийные устройства.
Присоединяйтесь к племени Lorgar!
Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «ДНК Трейд», УНП 100220190.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by