29 072
16 декабря 2023 в 10:00
Спецпроект

Пашут на заводе и бьют тату. Реальная жизнь белорусских геймеров

В эти выходные в Минске пройдет финал чемпионата по Dota 2. Призовой фонд для Беларуси рекордный — 20 тысяч BYN. Бороться за него будут 16 команд со всей страны. Вместе с Lorgar мы поговорили с ребятами, которые будут сражаться за приз, и узнали, чем они занимаются вне мира «Доты».

Александр, участник могилевской команды Team Frostbite и работник завода

Александра призовые интересуют «относительно». На чемпионат он вместе с командой отправился просто для того, чтобы хорошо провести время, но в итоге выиграл квалификацию в своем регионе.

При этом в обычной жизни Саша с киберспортом никак не связан: трудится дежурным электромонтером на Могилевском металлургическом заводе.

— На заводе работаю уже восемь лет. Я обхожу оборудование, слежу за индукционными печами, которые плавят металл. После того как металл подготовится, снимают шлак и выплавляют канализационные люки. Моя задача — следить за тем, чтобы оборудование работало исправно и без простоя, — рассказывает о своей работе Александр.

— Если получится выиграть чемпионат, рассматриваете переход с завода в киберспорт?

— Можно было бы. Но это тоже непростой труд: ранние подъемы, необходимость сыгрываться с другими.

— Как оцениваете свои шансы на победу?

— Шансы есть всегда. Кажется, на чемпионате есть две команды с профессиональными киберспортсменами. У них опыта побольше, но имеется же и человеческий фактор. Возможно, на них больше давления из-за их опыта, отсюда и риск ошибки. Так что тут все будет строиться за счет драфта, коммуникабельности в команде и морального давления на карте. Наши ребята настроены выиграть: профессионалы никого не пугают. 

Никита, участник могилевской команды evil woods и пятиборец 

Никита в Dota 2 перешел после того, как устал от League of Legends и расстался с девушкой. Говорит, начал играть в 2021-м, и игра никак не может надоесть.

Зачем ему чемпионат? Захотел понять, какие эмоции испытывают профессиональные киберспортсмены. При этом его обычная жизнь тоже связана со спортом — но не виртуальным, а классическим.

— Я уже 12 лет занимаюсь современным пятиборьем. Являюсь серебряным призером вторых игр стран СНГ. По пятиборью у меня две тренировки в день, каждая — по два часа. А в «Доту», если нет никаких других дел, играю по 5—6 часов. В игре мне, безусловно, помогают навыки, полученные в классическом спорте: стрессоустойчивость, знания о режиме сна и питания, — замечает Никита.

Он говорит, что очень хотел бы стать профессиональным киберспортсменом. Но о том, на что потратить потенциальные призовые, еще не задумывался — «пока в голове только подготовка к турниру».

Михаил, участник молодечненской команды KrotS и разработчик в IT

По словам Михаила, он был обычным мальчиком: бегал по двору, играл в футбол. В какой-то момент появился первый компьютер, платный интернет и первые соцсети, а чуть позже — Warcraft 3 Frozen Throne, где «Дота» была кастомной картой.

Молодой человек «сильно горел киберспортом в детстве», а сейчас игра помогает ему абстрагироваться от проблем вне монитора. Но место в IT-сфере на профессиональное геймерское кресло он не стал бы менять.

— В реальной жизни я уже два года работаю Node.js-разработчиком. Работу свою не променял бы, потому что это стабильный заработок, да и «Дота» стала привлекать меньше— отмечает Михаил. — В свободное время я играю, хожу в тренажерный зал, встречаюсь с друзьями, гуляю с девушкой.

— Как она относится к вашему участию в чемпионате и увлечению «Дотой» в целом? 

— Нормально! Только не любит, когда я играю слишком много. Квалификацию не посещала: смотрела трансляции, болела за нас из дома. 

Илья, участник пинской команды Cobra Team и татуировщик

— Впервые скачал и запустил «Доту» в 2018 году. По незнанию пошел дабл-мид, меня обильно покрыли матом и посоветовали удалить игру. Я так и поступил, но снова скачал ее через год, — рассказывает Илья.

Тогда он не уделял внимания своему уровню игры, но прорыв случился в 2020—2022 годах. После появления в Пинске компьютерного клуба подход парня к «Доте» стал серьезнее. О том, что осенью в Беларуси пройдет чемпионат, Илья узнал еще летом, и сам стал собирать команду.

— Турнир рассматриваю как возможность улучшить свои игровые навыки. Вообще, я учусь в Индустриально-педагогическом колледже на техника-механика. Также уже больше двух лет делаю татуировки. Увлекся еще в школе. Тренировался на знакомых, которые уже были забиты «партаками» и им свою кожу было не жалко. А сейчас колю в студии. Учился сам, чаще всего работаю в графике, но хотелось бы делать больше «чернухи»: объемные работы, хоррор, абстракции.

— Сделали бы себе когда-нибудь татуировку по «Доте»?

— Да, были мысли наколоть себе что-нибудь связанное с игрой. Но сейчас у меня в приоритете не маленькие, а большие татуировки: «рукава», «ногав» и т. д.

— Мешает ли «Дота» всему, что происходит вне монитора?

— Если смотреть на ситуацию объективно, я бы сказал, что да, мешает. Но с моей колокольни — наоборот: большая часть того, что происходит вне монитора, мешает мне и «Доте». 

Я согласен с тем, что «Дота» — токсичная игра, это ведь эмоции. Я сам считаю себя не то чтобы слишком, но все же токсичным игроком. И думаю, что без этого «Дота» не была бы той, какой мы ее любим, — замечает Илья. — Был бы очень рад попасть в киберспорт и стабильно получать с него достаточное количество средств, чтобы комфортно себя чувствовать. И работу в условном айти променял бы на место в тир-2-команде. 

На чемпионате не ставлю себе цели выиграть. Скорее улучшить навыки, импрувнуться. Но если мы победим, то часть призовых — маме, оставшееся — на вкусную еду, новые наушники, микрофон и вебку. Потому что стримлю «Доту» для души. 


Александр, участник солигорской команды RetroFe$t и потенциальный шахтер

«Дота» в моей жизни появилась случайно. Когда-то к маме в школьный лагерь ходил, там был компьютерный клуб, где все играли в первую «Доту». Потом скачал ее себе на компьютер и играл, вначале с читами и ботами, — говорит Александр.

На чемпионат парня пригласил друг, и он согласился, чтобы «прочувствовать вайб киберспорта». А в обычной жизни от этого Александр, по его словам, далек:

— Я студент БНТУ, учусь на пятом курсе факультета горного дела и инженерной экологии. Параллельно получаю второе высшее образование по экономике и управлению в промышленности. 

Я из Солигорска. Мой отец работает на руднике, его отец работал на руднике, у нас почти весь город там работает.

В шахте я был. Очень интересно посмотреть, как трудятся люди в тесных условиях, как происходит процесс добычи полезного ископаемого. Интересно увидеть всю эту технику вживую, а не на картинках, и самому поучаствовать в процессах. 

Было ли мне страшно спускаться в шахту? Нет. Это как на обычном лифте спускаться, только гораздо глубже. Вы же пользуетесь лифтом и не боитесь? Вот там так же.

Евгений, участник витебской команды 862 и энергодиспетчер

С первой «Дотой» Евгений познакомился еще в 2010-м, а инвайт в Dota 2 получил еще в 2011-м. Говорит, что помнит времена, когда в онлайне было около 20 тысяч игроков и игру найти было не так просто.

Тема киберспорта молодому человеку интересна, и он хотел бы и дальше развиваться в ней, пусть и не в роли игрока. А сейчас трудится не на «миде», а в электросетях.

— Я работаю энергодиспетчером. В профессию пришел чисто случайно: выбирал между железнодорожной специальностью и электроснабжением. И так получилось, что у нас в городе как раз открылась специальность по электроснабжению, поэтому выбор был очевиден.

Работа интересная. Большая ответственность: нужно думать, анализировать ситуацию. Требуется постоянная концентрация, мало ли возникнет аварийная ситуация. Этим, наверное, работа и помогает в «Доте». И наоборот: и там, и там нужно многое держать в голове, — подчеркивает Евгений.

— «Дота» отнимает много времени? 

— Если хочется как-то развиваться в игре, нужно в ней проводить много времени. Смотреть как повторы своих игр, так и повторы игр профессионалов, разбирать ошибки. Бывало, конечно, переставал играть. Но это не длилось больше двух-трех месяцев: потом выходил какой-нибудь патч, становилось интересно. И я возвращался обратно.


Напомним, что финал чемпионата Беларуси по Dota 2 пройдет 16—17 декабря. Местом для решающей битвы станет «Мета-Арена» в Минске.

игровое (геймерское) кресло, механизм мультиблок, максимальная нагрузка 150 кг, ширина кресла 57 см
наушники с микрофоном, мониторные (охватывающие), геймерские, 20-20000 Гц, кабель 2 м
полноразмерная игровая мышь для ПК, проводная USB, сенсор оптический 12000 dpi, 11 кнопок, колесо с нажатием, цвет черный

Партнер проекта — бренд Lorgar. Организатор чемпионата — компания А1

Lorgar — международный бренд аксессуаров для гейминга и стриминга, призванный вывести ваш игровой опыт на новый уровень.

Миссия бренда — предоставить каждому геймеру возможность испытать живые и захватывающие эмоции от игры с помощью высококачественных устройств. 

Ассортимент продукции включает в себя игровые мыши, коврики для мышей, геймпады, кресла, микрофоны, веб-камеры, гарнитуры и другие периферийные устройства.

Присоединяйтесь к племени Lorgar!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «ДНК Трейд», УНП 100220190.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by