21 171
25 ноября 2023 в 8:00
Автор: Герман Клименко

Супергерои — всё? Вот почему фильмы Marvel и DC всем надоели

Автор: Герман Клименко

«Капитан Марвел 2» ставит антирекорд по сборам, из вселенной DC пачками вырезают героев, а супергеройские картины Sony пестрят сценарными дырами. Почему фильмы про ребят в плащах свернули не туда и как киностудии пытаются спасти положение — пробуем разобраться. 

Дорогой, мы устали

Парадоксально, но факт: 10—15 лет назад фильмы про супергероев вызывали больший восторг, чем сейчас. Да, графика была проще, сюжеты — наивнее, масштаб событий — не таким размашистым. Но было ощущение новизны, которое органично перетекало в зрительский голод. Потому что мы получали тематический фильм не раз в сезон, а раз в несколько лет.

Судите сами. У Marvel в этом году уже вышло три фильма. У DC их тоже три, а в декабре нас еще ждет «Аквамен и потерянное царство». И это только полнометражные фильмы, а еще ведь есть анимация и сериалы.

Планы киностудий на супергеройский контент расписаны на годы вперед. От одной только Sony в 2024-м мы ждем «Крэйвена-охотника», «Мадам Паутину» и триквел «Венома». А планы Marvel вообще измеряются пятилетками: студия расписала даты выходов своих фильмов до 2026 года.

Кажется, все супер, но только вот на глобальном рынке уже появилось выражение superhero fatigue, которое дословно переводится как «усталость от супергероев». Джеймс Ганн, режиссер «Стражей Галактики» и глава DC Studios, считает большинство кинокомиксов «тупыми». А большие премьеры, вроде «Шазам! Ярость богов» или «Человек-муравей и Оса: Квантомания», даже не смогли отбить расходы на производство.

Сейчас супергероика переживает примерно то же, что в 1950-х переживал жанр пеплум. Это были дорогие, размашистые картины, посвященные сюжетам из древности. Тогда фильмы про Юлия Цезаря, Клеопатру и Бен-Гура считались беспроигрышными бэнгерами, спрос на которые не пропадет никогда. Но он истек, и пеплум из хедлайнеров перекочевал в нишевый жанр. И сейчас такая трансформация грозит лентам про супергероев.

Выбор покупателей
портативный, матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный, яркость 250 ANSI лм, контраст 1200:1, расстояние 1.5-3 м, экран 40-120", Wi-Fi
Выбор покупателей
для домашнего кинотеатра, матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный, яркость 1100 ANSI лм, расстояние 1.3-6 м, экран 40-180", Wi-Fi
для домашнего кинотеатра, матрица DLP, FullHD (1920x1080), светодиодный, яркость 460 ANSI лм, экран 60-120", Wi-Fi

Когда все пошло не туда?

Почему кризис подкрался к жанру, у которого совсем недавно все было хорошо? Ведь кажется, что только-только отгремели «Мстители: Финал», переплюнувшие по сборам «Аватара» Джеймса Кэмерона. Супергерои были на пике популярности, а сейчас подбираются к отшибу — почему так?

Причин у этого несколько. Раз — пандемия коронавируса, которая чуть ли не отменила кинотеатры, из-за чего той же Marvel пришлось сосредоточиться на контенте для стримингов. Два — отсутствие доступа к китайскому рынку: американские фильмы про супергероев три года не могли получить прокатные удостоверения в КНР. Три — забастовка Гильдии сценаристов США, которая замедлила производство новых фильмов и сериалов. Четыре — спад интереса к супергероике как таковой, зафиксированный американскими бизнес-аналитиками.

Последний пункт — штука, которая зависит не от внешних обстоятельств, а от стараний сценаристов и режиссеров. Последние релизы Sony, Marvel и DC напичканы ненужными сюжетными ветками, «мыльным» CGI, скудной мотивацией и героями, истории которых ведут в никуда. Эти огрехи сценаристы пытаются прикрыть акцентом на инклюзивность и равноправие, но такой ход больше нравится кинокритикам, чем простым зрителям.

Давайте посмотрим, что конкретно сейчас происходит в супергеройских вселенных Marvel, DC и Sony и как кинокомпании пытаются перебороть нависающий кризис.

Что там у DC?

Осенью 2022-го стало известно, что Джеймс Ганн, снявший для Marvel «Стражей галактики», станет одним из руководителей DC Studios. В принципе, это одна из главных вещей, произошедших со студией за последние годы.

Последние фильмы DC или показали сдержанные результаты, или вовсе провалились в прокате. Например, «Чудо-женщина 1984» собрала на 34 миллиона меньше, чем понадобилось на ее создание. А «Флэш», который одно время позиционировался как перезагрузка вселенной, должен был собрать 450 миллионов долларов, чтобы выйти в ноль. Но получил только 270 миллионов.

Ганн взялся за проблему радикально, практически обнулив киновселенную DC. Из старожилов останутся только Джон Сина, Виола Дэвис и Шоло Маридуэнья, исполнившие роли Миротворца, Аманды Уоллер и Синего Жука соответственно. А вот Генри Кавилл, Бен Аффлек, Галь Гадот, Джейсон Мамоа и Эзра Миллер (Супермен, Бэтмен, Чудо-женщина, Аквамен и Флэш) к своим персонажам больше не вернутся.

Что до сиквелов «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном и «Джокера» с Хоакином Фениксом, то они войдут в состав DC Elseworlds — ответвление основной киновселенной, где разместят фильмы, не вписывающиеся в текущий канон. Там же будет лента про чернокожего Супермена, которую планирует продюсировать Джей Джей Абрамс

В одном из своих интервью Ганн говорил, что кинокомиксы должны измениться, чтобы выжить. Но от классических персонажей глава DC Studios отказываться не планирует: первым фильмом обновленной вселенной станет картина про Супермена. Затем планируются ленты про Бэтмена, двоюродную сестру Супермена Кару Зор-Эл, Болотную Тварь и «Авторитетов», команду супергероев-радикалов.

Что интересного у DC можно глянуть сейчас? На наш взгляд, это проекты, не особо пересекающиеся с основной вселенной студии. Например, «Роковой патруль», посвященный супергероям-неудачникам. Или мультсериал «Харли Квинн» — чуть ли не ситком, где злодейства перемешаны с чисто житейскими вещами.

Что происходит с Marvel?

Киновселенная Marvel делится на саги. «Сага Бесконечности» завершилась победой над Таносом. А текущая, «Сага Мультивселенной», рассказывает об опасностях, которые таятся в альтернативных мирах. Собственно, прямо сейчас мы находимся в середине этой саги.

Одна из главных проблем, с которой столкнулись руководители киновселенной, — потеря персонажей, за которыми зрители следили целое десятилетие. Найти альтернативу Капитану Америке, Железному человеку и Тору пока не удалось, хоть Marvel и выдала целую плеяду новых героев. Дошло до того, что в студии всерьез обсуждают возвращение оригинальных «Мстителей».

Другая головная боль Marvel — скандал вокруг Джонатана Мэйджерса, сыгравшего Канга Завоевателя в «Локи» и «Человеке-муравье». Канга планировали сделать главным злодеем саги, эдаким новым Таносом. Но в марте этого года Мэйджерса арестовали по обвинению в домашнем насилии. В студии сомневаются, что актеру удастся выиграть это дело, поэтому подумывают перенести акцент с Канга на другого злодея, Доктора Дума. Только вот как это реализовать — большой вопрос.

Параллельно с этим Marel обвиняют в том, что студия перегружает специалистов по спецэффектам, а проблемы с глубиной сценариев компания пытается компенсировать количеством сиквелов. Последнее отметил даже генеральный директор Disney Боб Айгер: «Сиквелы обычно хорошо работают для нас, но, например, нужен ли вам третий или четвертый фильм про одного и того же героя? Или пора уже обратиться к другим персонажам?».

В принципе, сейчас студия этим и занимается. Marvel подыскивает сценаристов для новых «Людей Икс», готовится к перезапуску «Блэйда» с Махершалой Али и сдвигает премьеру «Громовержцев» — фильм про команду антигероев. В последнюю могут войти второстепенные персонажи, которых мы уже видели на больших и малых экранах, — Красный страж, Тасмастер, Призрак, Зимний солдат и т. д.

Что интересного у Marvel можно глянуть сейчас? Пока «Капитан Марвел 2» ставит антирекорд в прокате, можно обратиться к самым нестандартным работам студии за последние годы. Это, например, «Ванда/Вижн», имитирующая американские ситкомы разных десятилетий. Или спешл-хоррор «Ночной оборотень», снятый в духе олдскульных ужастиков Universal. Этой осенью мини-фильм как раз получил цветную версию.

А как дела у Sony? 

Аппетиты здесь поменьше, чем у DC и Marvel. Студия владеет правами на некоторых героев Marvel, вокруг которых и выстраивает свою франшизу.

Одним из ее центральных персонажей остается Человек-паук. В прошлом Sony через Columbia Pictures имела доступ к этому герою напрямую, из-за чего и появились фильмы с Тоби Магуайром и Эндрю Гарфилдом. Сейчас «дружелюбный сосед» завис в объятьях Marvel, и все, что остается Sony, — создавать ленты про врагов и союзников Человека-паука.

Это уже две вышедшие части «Венома» с Томом Харди и «Морбиус» с Джаредом Лето. А в 2024-м выйдет лента «Мадам Паутина», в которой будет сразу три Женщины-паука. И «Крэйвен-охотник», который представит суперзлодея-охотника Сергея Кравинова. Он должен был появиться еще в четвертом, не снятом фильме Сэма Рэйми о Человеке-пауке, но в итоге до больших экранов доберется только сейчас.

Новую супергеройскую киновселенную Sony объединяет не только паучья тематика, но и количество костылей в сценариях. И если фильмам про Венома это не помешало (и оригинал, и сиквел хорошо показали себя в прокате), то «Морбиус» провалился с хрустящим треском. Фильм был так плох, что зрители в шутку называли его оскароносным и просили показать его в кинотеатрах во второй раз. А маркетологи Sony купились на это: «Морбиуса» перевыпустили в прокат, где он провалился во второй раз.

Самое интересное, что может случиться с героями Sony, — это пересечение с персонажами Marvel. Нам уже показали, как Стервятник из фильма «Человек-паук: Возвращение домой» заглянул в сцену после титров «Морбиуса». И что частичка Венома осталась в мире Marvel в финале ленты «Человек-паук: Нет пути домой». Так что рассчитываем на интересные коллаборации, в которых будет не только фансервис, но и хороший сюжет.

Что интересного у Sony можно глянуть сейчас? Анимационные полнометражки «Человек-паук: Через вселенные» и «Человек-паук: Паутина вселенных» можем рекомендовать с чистой совестью. Отличная графика, бодрый темп, нестыдный сюжет — надеемся, что и триквел будет таким же.

Так а в итоге — мертва супергероика или нет?

Сейчас жанр завис на перепутье. У киноделов слишком много героев, сюжетов и локаций и слишком мало желания сворачивать с проторенной дорожки в поле экспериментов. До недавнего времени фильмы про супергероев можно было делать плюс-минус в одном ключе, но кредит зрительского терпения истекает. Чтобы восполнить его, киностудиям придется хотя бы минимально облагородить жанр.

Нам же пока остается либо довольствоваться попкорными блокбастерами, либо отыскивать жемчужины в нишевых поджанрах. Например, сейчас много классных сериалов про супергероев-неудачников: подборку таких шоу мы оставим прямо здесь.

50" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, HDR10+, Dolby Vision, HLG, Dolby Atmos, Wi-Fi
Выбор покупателей
55" 3840x2160 (4K UHD), матрица VA, частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, Dolby Vision, HLG, Dolby Atmos, Wi-Fi, смарт пульт
55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, HLG, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.b