Последние четыре дня мы напрягали мозги в The Talos Principle 2 — главной головоломке этого года. В свое время первая часть игры стала хитом, сравнявшись в популярности с Portal 2. Приумножил ли сиквел плюсы оригинала, или получился самоповтор — расскажем во всех подробностях.
Там рассказывали, как человечество допрыгалось. Безостановочное потребление ресурсов, мировые конфликты и глобальное потепление привели к тому, что из районов вечной мерзлоты выбрались древние вирусы. Для людей они оказались смертельными.
Чтобы спасти себя хоть в какой-то форме, люди бросают оставшиеся силы на создание идеального ИИ. В нем заключены все знания человека, а в качестве физической оболочки используется тело андроида.
Все это игрок узнает в конце первой части. А до финала бродит по Симуляции, тестовому полигону для искусственного интеллекта, где разгадывает разношерстные загадки. Разгадали — получили фигурки из тетриса, которые тут называют сигилами. Они нужны для открытия новых локаций, где игрока поджидают новые сигилы, а вместе с ними — тайны постапокалипсиса.
Чем The Talos Principle отличается от других игр, где человечество сгинуло? Во-первых, здесь не нужно драться — ну вот совсем. Вместо сражений у нас разговоры и головоломки. Последние, к слову, тоже отличаются от собратьев по цеху из других игр. Например, игрока не загоняют в какую-нибудь лабораторию или подземелье — 99% шарад нужно раскусывать на открытом воздухе.
В целом, The Talos Principle запомнилась как размеренная и красивая игра, которая не подгоняла геймеров в шею, давая столько времени на решение задачек, сколько нужно. В принципе, все эти черты перекочевали и в сиквел. Но обо всем по порядку.
Андроид, в тело которого игрок переносится в конце первой части, создает других андроидов. У них появляется цель — создать тысячу роботов, которые станут гражданами единственного города на Земле.
Игрок становится тем самым тысячным роботом, которого все зовут 1k, или Уанкей. Казалось бы, сплошная идиллия: футуристичный город, населенный машинами. Но в один момент к ним в гости заглядывает гигантский фиолетовый призрак. Называется Прометеем и просит о помощи: якобы его в плену удерживает другое божество, Пандора.
Горстка роботов с мыслью «А почему бы и нет?» отправляется на поиски Прометея. Кажется, того могут держать в Мегаструктуре — гигантской пирамиде, внезапно выросшей под боком. Чтобы туда пробраться, нужно вновь решать загадки, одна заковыристее другой.
Главное, что отличает сиквел от оригинала, — то, насколько персонажи осознают, что происходит вокруг.
Оригинальный The Talos Principle — это сплошная мистика. То ли проекция, то ли реальный мир, в центре которого торчит башня, и на нее игроку под страхом смерти запрещает подниматься некое божество. История подается через компьютерные терминалы и аудиозаписи, и то тут, то там мелькают загадочные QR-коды.
В The Talos Principle 2 роботы переместили эти QR-коды в музей. Вместе с гексаэдрами, вентиляторами и прочими инструментами, которыми игроки пользовались в оригинале. Андроиды даже воссоздали уровень из первой игры, за прохождение которого можно получить игрушечный сигил. А на терминалах, из которых игроки черпали крупицы информации, теперь можно сыграть в текстовую игру.
Роботы называют себя «людьми», обожают кошек и считают, что Homo sapiens исчезли из-за своей жадности и глупости. Симуляция, которая в прошлой игре заменяла реальность, для них превратилась в сновидения. А «божество», гремевшее откуда-то из-под небес, стало частью их внутренней системы.
В сиквеле мистика и однозначность перетекли в обыденность, они получили объяснение. И роботам, как герою знаменитого мема, «этот мир абсолютно понятен». По крайней мере, был понятен до того момента, пока в гости не заглянул Прометей.
Иронично, что для роботов мир снова становится сложным после появления Мегаструктуры и головоломок-пазлов. Разбираться с ними приходится главному герою, остальные даже не пытаются что-то сделать.
Где-то головоломки стали проще. Например, здесь нет турелей-пулеметов, а взрывающиеся дроны встречаются только один раз. Зато появились новые инструменты: в некоторых пазлах нужно телепортироваться, управлять гравитацией и перемещаться в тело другого робота.
В The Talos Principle 2 больше нужно ломать голову не над загадками, а над фундаментальными вопросами, которые выдают персонажи. Остановиться на тысяче роботов или наклепать еще? Нужны ли другие города? Как не повторить ошибок человечества? Роботы — это «новые люди» или просто машины? И что вообще важнее — прогресс или единение с природой?
Персонажи задаются такими вопросами постоянно. И умудряются делать это не занудно, особенно с учетом того, что в диалогах есть вариативность ответов. Минус в том, что тебя постоянно отрывают от философских размышлений для того, чтобы ты оттащил в сторону очередной куб. Многие головоломки повторяются: если в начале их решаешь с удовольствием, то с середины игры — с раздражением. Потому что хочется поскорее убежать от перенаправления лазеров к занятным диалогам и сюжетным твистам.
У студии Croteam, создавшей The Talos Principle, есть собственный движок — Serious Engine. На нем создавался оригинальный The Talos Principle, а также вся серия Serious Sam.
В какой-то момент разработчики решили, что Serious Engine пора на покой: другие студии уже делали игры на Unreal Engine 5, а их движок мог приблизиться только к возможностям «четверки». Поэтому The Talos Principle 2 решили делать на актуальном UE 5.
Что это дало? Мы проходили игру на Xbox Series X. Это было плавно и красиво. В сети жалуются, что на ПК The Talos Principle 2 иногда «крашится», но на консоли такого замечено не было.
Зато было видно, как постарались художники. Героя закидывает в леса, пески и снега, и все они выглядят одинаково приятно. Особенно удачными вышли Мегаструктура и город андроидов — кадры оттуда хочется скринить. При этом The Talos Principle 2 отлично бы смотрелся и в формате пиксельной новеллы. Просто из-за того, что сюжет здесь все еще важнее визуала.
Это во всех планах неспешная игра. Как минимум 20 часов игроку нужно будет ходить, болтать и точить зубы о головоломки. Два раза придется пробежаться, а экшен встретится только в диалогах. Если вы привыкли к играм в формате «беги-стреляй», то The Talos Principle 2 может показаться скучной возней.
Но если искали чего-то глубокого и продуманного, то вам сюда. Одних отсылок здесь — целый воз: от Библии и мифов Древней Греции до «Бегущего по лезвию» и «Электрических снов Филипа К. Дика». И если вы задумывались, мечтают ли андроиды об электроовцах, то в The Talos Principle 2 есть ответ на этот вопрос.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by