В начале 70-х в мире случилась эпидемия угонов самолетов. Как ее победили

19 558
05 августа 2023 в 8:00
Источник: Сергей Сергеев

В начале 70-х в мире случилась эпидемия угонов самолетов. Как ее победили

Источник: Сергей Сергеев
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Самолеты считаются одним из наиболее безопасных средств передвижения, причем с годами, следует из статистики, снижается количество самих инцидентов и, соответственно, количество жертв. Летят высоко, вероятность столкновения минимальна, как и возможность «сойти с рельс». Технологии позволяют уменьшить шанс возникновения поломок и ошибок со стороны пилота, а правила на земле становятся преградой для влияния извне. Но так было не всегда.

В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века США захлестнула эпидемия самолетных угонов, однако десятки и даже сотни попыток предпринимались по всему миру.


Для справки. Первый в истории угон самолета случился задолго до того, как самолеты стали обычным и распространенным способом добраться из точки А в точку Б, — в 1931 году в Перу. Тогда страну раздирали внутренние политические дрязги, повстанцы боролись с правительством, правительство использовало авиацию для распространения пропаганды на неподконтрольных территориях. Один из самолетов, запасы топлива которого истощились, приземлился на аэродроме на территории, не контролируемой правительством. Повстанцы заправили борт, загрузили его своими листовками и отправили в столицу — Лиму. Самолет выполнил миссию, заодно войдя в историю и как первый условно угнанный.


В США эпидемия угонов самолетов возникла, предположительно, еще в начале 1960-х, однако большинство источников называет более поздний срок — 1968 год. Сейчас уже сложно представить, однако в те времена аэропорты мало походили на современные — с металлоискателями, бесконечными проверками перед посадкой, досмотром и так далее. Пронести на борт можно было практически что угодно, главное, чтобы предмет не бросался в глаза.

Угонщики выбирали разные направления: летали по Северной Америке, кто-то хотел в Европу и азиатские страны, но это потом, сперва многие рейсы отправлялись в направлении коммунистической Кубы. А Фидель Кастро даже увидел в прибывающих на «собственных» самолетах способ уязвить США.

Всего на период эпидемии (с 1961 по 1972 год) приходится более 150 угнанных самолетов только в Северной Америке. Пик случился в четыре последних года, когда каждые 5,6 дня в мире предпринималась попытка угона, — и 137 пришлись на тех, кто поднялся на борт самолета в США. Это не значит, что угонщики действовали по графику: иногда в один день захватывали пару самолетов.

На самом деле угонщики руководствовались разными мотивами: кто-то преследовал экономические цели и хотел выкупа, кто-то — политические. Желавшие оказаться в Гаване, писал редактор Wired Брендан Кернер в своей книге The Skies Belong to Us, видели себя героями революции, а страну назначения — раем. Кернер цитировал одного из угонщиков: «Куба взращивала настоящую демократию, место, где все равны, где насилие против черных, несправедливость и расизм ушли в прошлое. Я должен был оказаться на Кубе, чтобы ощутить вкус свободы хоть раз». Таким оптимизмом заряжались многие, хотя кубинцы вряд ли встречали угонщиков с цветами и песнями.

Фидель Кастро, в свою очередь, в целом лояльно относился к прибывавшим угонщикам, а за возврат самолета требовал от иностранных авиакомпаний в среднем $7,5 тыс. (сегодня это около $64 тыс. с учетом инфляции).

Угнав самолет, можно было оказаться на Острове Свободы в самые короткие сроки: от побережья Флориды до Кубы — рукой подать. Американская пресса иронизировала на этот счет, мол, за 1968 год около тысячи американцев посетили Кубу в качестве туристов поневоле. Говорят, для путешественников особой угрозы не было, они лишь теряли время, хуже приходилось пилотам, которые были вынуждены летать не по полетному плану. Правда, в какой-то момент авиакомпании начали выдавать всем пилотам карты Кубы и испанские разговорники — на всякий случай.

В 1968 году, когда стало понятно, что на убыль количество угонов не идет, а наоборот, растет, в Федеральном управлении гражданской авиации США (FAA) задумались над способами решения проблемы. Сперва подумали, что поделать ничего нельзя —«Невозможно досматривать каждого пассажира». Да, совсем ситуацию не отпустили: была разработана методика, позволявшая определить психологический тип пассажира, а если он демонстрировал какие-то особенности, человека отправляли заполнять анкету на 20 вопросов и проводили досмотр. Само собой, такой механизм работал со сбоями, эффективность его была невысокой.

Еще одним шагом было обратиться к обществу за советом с открытой просьбой: предложите ваши варианты.


Не исключено, что это только подстегнуло эпидемию. Исследователь Роберт Т. Холден из Университета Индианы в 1986 году предположил в книге The Contagiousness of Aircraft Hijacking, что именно широкий охват проблемы в СМИ привел к дальнейшему ее разрастанию, сделал ее «заразной» (Холден предложил математическую модель, в которой подтверждал свою гипотезу). Причем на рубеже 60—70-х не было никакого интернета, на который можно было бы катить бочки: газеты, журналы и ТВ справлялись не хуже.


Может, были среди предложенных простыми американцами действенные способы, однако они тонули в мусоре наподобие «Все пассажиры должны носить боксерские перчатки, что не позволит им достать пистолет», «Нужно устанавливать ловушки перед входом в кабину пилотов», «Давайте включать кубинский гимн перед взлетом и арестовывать всех, кто знает его слова». Более эффективными казались «Построить поддельный гаванский аэропорт на территории США для обмана угонщиков» и «Бесплатно отправлять желающих оказаться на Кубе в точку назначения». Последний вариант был актуален, так как американские авиалинии практически не летали на Остров Свободы.

В 1969 году «новые направления», отличные от Кубы, открыл некто Раффаэле Миникьелло, в прошлом воевавший во Вьетнаме, но так и не натурализовавшийся потом в США. Он был пассажиром рейса авиакомпании Trans World Airlines, чей самолет должен был следовать из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско. Но через 15 минут после взлета парень достал заряженную винтовку M1 (ее длина больше метра, между прочим, но на борт самолета Раффаэле пронес ее, конечно, в разобранном виде) и потребовал лететь в Нью-Йорк. По пути пришлось сделать дозаправку в Денвере, где Миникьелло отпустил 39 пассажиров (всех на том рейсе) и трех из четырех стюардесс.

Спустя почти семь часов после угона борт приземлился в одном из аэропортов Нью-Йорка, однако здесь парень решил дополнить маршрут: «Летим в Рим». По пути они оказались в Ирландии для очередной дозаправки, после чего — в столице Италии. Здесь вооруженного Раффаэле встретил сотрудник таможни, вызвавшийся добровольцем, вместе они сели в машину (экипаж был свободен). Опустим дальнейшие подробности, коротко: таможенник завез угонщика, который на деле стремился попасть домой, в городской тупик. После этого Миникьелло сбежал, а спустя короткое время его задержали возле одной из церквей — без какого-либо сопротивления.

Важно то, что другие поняли: за свободой можно лететь не только на Кубу, а еще в Северную Корею, Алжир, Аргентину и куда угодно еще. Это привело к взрывному росту угонов, резко выросли и запросы: речь шла о десятках и сотнях тысяч долларов, кто-то требовал золото взамен на безопасность пассажиров. А одним из наиболее известных угонщиков того времени стал Ди Би Купер в 1971 году.

Вероятно, это, а также случай, когда угонщик потребовал направить самолет на атомную электростанцию, к тому же стали чаще случаться смерти среди пассажиров и членов экипажа, подтолкнуло американские власти к каким-то более радикальным действиям. Хотя тому противились авиакомпании, которые боролись за клиентов: если всех проверять, люди будут ждать в очередях и откажутся от полетов в пользу наземного транспорта.

FAA все же ввела в 1972 году новые правила (которые сегодня кажутся чрезвычайно мягкими): обязательные металлодетекторы, быстрый ручной осмотр багажа и всех пассажиров. Вопреки сомнениям, никто не жаловался: напротив, многие устали от постоянных опасений оказаться вместо Портленда в Гаване. Это позволило в два раза сократить количество угонов, однако преступники стали более жестокими.

Но по-настоящему за потенциальных угонщиков взялись лишь после трагических событий 11 сентября 2001 года: после этого наметился резкий спад в популярности этого вида преступлений.

Выбор покупателей
825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
512 ГБ, экран 8.8", разрешение игр - WQXGA (2560x1600)
Выбор покупателей
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by