Несколько месяцев назад Nintendo Switch исполнилось шесть лет. На момент выхода игровая консоль нас не впечатлила. Да и сейчас она может показаться устаревшей и ненужной. Но не все так просто. Стоило дать Switch шанс, и совсем скоро консоль раскрыла себя с неожиданных сторон. И стала понятна ранее казавшаяся странным совпадением популярность устройства во всем мире. Так, «взрослые» Xbox да PlayStation остаются собирать пыль, отступив перед маломощной Nintendo Switch.
Switch vs PlayStation и Xbox
Принято считать, что Nintendo Switch вроде как не конкурент для PlayStation и Xbox. Мол, Switch стоит в сторонке и с высоты холма наблюдает за войной между двумя оставшимися крупнейшими производителями консолей (точнее, за тем, как Sony избивает Microsoft). И вроде как почти у каждого обладателя консоли от Nintendo дома найдется еще PlayStation или Xbox.
Все это в целом так. У автора этого материала, например, тоже помимо Switch имеется более мощная современная консоль в виде Xbox Series X. Любопытно то, что со временем взятая «на передержку» Nintendo Switch начала отвоевывать время, ранее проводившееся за Xbox. Поэтому да, Switch действительно не исключает владение другой приставкой. Однако частенько все идет к тому, что старшая консоль остается пылиться на полке, тогда как более дешевый конкурент постоянно в деле.
Как так получается? Ведь скепсис в отношении Nintendo Switch вполне обоснованный. Это уже довольно старая консоль с морально устаревшей начинкой и смешной по сегодняшним меркам производительностью. Для сравнения: средняя производительность Switch оценивается в 0,5 TFLOPS, что в 25 раз ниже той же Xbox Series X. Мощность «Свича» куда ближе к PlayStation 3 (0,23 TFLOPS), которая вышла почти 17 лет назад.
К тому же игры для Switch дорогие и специфические, а консоль с возможностью взлома сегодня найти сложно. В общем, куда ни глянь — сплошные недостатки, логично объясняющие невысокую популярность Switch у нас. И все же есть обстоятельства, которые изменили мое отношение к этой приставке.
Портативность
Почему-то раньше этот фактор не казался важным. Но именно с Nintendo Switch портативность начинаешь ценить больше мощности, каталога с играми и всего остального.
Когда-то одним из аргументов в войнах обладателей консолей и «ПК-бояр» было быстрое начало игры без возни с кнопками и мышками. Включил приставку — и готово, можно валяться на диване и играть. В случае со Switch вопрос удобства продвинулся еще дальше. Грубо говоря, отпала необходимость в том самом диване и телевизоре. Ты вообще не привязан к месту и можешь запускать игры хоть в дороге, хоть на не очень веселой вечеринке, хоть в самой важной комнате дома. Да вообще, где и когда угодно.
Пусть даже у тебя всего пять свободных минут — этого достаточно, чтобы пройти уровень в Kirby, добраться до очередного замка в «Марио» или изучить новую механику в «Зельде». Игровой процесс перестал быть процессом, к которому надо готовиться чуть ли не с сопутствующим ритуалом. Не нужно планировать, где, когда и как выкроить час или два, просить домочадцев не мешать и прочее.
Еще лет десять назад была уверенность, что как раз такой портативный гейминг будет занят смартфонами и планшетами. Однако этого не произошло. Да, появилась огромная ниша мобильного гейминга с миллионами казуальных проектов и не самыми приятными способами монетизации. Но масштабные ААА-игры этот сегмент посещают крайне редко. Оказалось, что хардкорных геймеров, которым мало мобильных казуалок, все еще хватает.
Почему смартфоны так и не заменили портативные консоли? Дело, скорее всего, в сочетании нескольких факторов. Во-первых, в особенностях изначально сложившейся бизнес-модели распространения игр через каталоги приложений. Во-вторых, в технических ограничениях, точнее — в неспособности сенсорного экрана заменить аналоговое управление с нормальными физическими кнопками.
Как бы то ни было, но на момент выхода Nintendo Switch оказалась чуть ли не единственной портативной консолью, которая смогла предложить игрокам главное — отличные игры (в том числе кроссплатформенные) в сочетании с мобильностью.
А как же Steam Deck?
Портативный компьютер от Valve сегодня во многом выступает в том же сегменте, что и Nintendo Switch. Более того, Steam Deck выглядит отличным решением для тех, кто истосковался по толковым играм в мобильном формате. Здесь вам и схожий со «Свичом» формат, и куда более продвинутая начинка (Steam Deck мощнее конкурента в 3—4 раза), и безграничная база игр на любой вкус, цвет и кошелек из Steam.
И все же нельзя сказать, что компьютер от Valve бескомпромиссно предпочтительнее, чем консоль от Nintendo. Во-первых, Steam Deck хоть и считается портативной штуковиной, но все-таки заметно массивнее конкурента. Это устройство крупнее и тяжелее, чем Switch. Портативность здесь скорее условная. Да, Steam Deck тоже можно везде таскать с собой, однако места он занимает гораздо больше. В руках устройство тоже далеко не так удобно держать, как Switch.
Еще один важный фактор — цена. Игры для Steam Deck в большинстве случаев будут доступнее, чем для Nintendo Switch. Но порог входа гораздо выше у Valve, ведь у нас устройство от этой компании стоит в 2—2,5 раза дороже, чем японская консоль.
Безусловно, большие AAA-тайтлы — только для больших приставок. Другое дело, что таких больших, качественных и интересных проектов выходит хорошо если 1—2 штуки в год. Пока в этом году, кроме Hogwarts Legacy да Resident Evil 4, больше и вспомнить-то нечего.
Nintendo Switch — лучшее подтверждение того, что в играх главное не графика (и бюджет), а геймплей. При этом «Свич» до сих пор остается актуальной платформой, для которой выпускают большинство игр, выходящих также на конкурентных консолях и ПК. Даже те самые AAA-проекты. Правда, вот как раз их запускать на Switch вряд ли стоит, потому что это будет страшно и с фризами. Даже интересно, как на приставку портируют Hogwarts Legacy — из этого вряд ли выйдет что-то хорошее.
Зато в портативном формате отлично заходят не слишком требовательные к графической подсистеме проекты. Это не только многочисленные инди-игры, но и топовые тайтлы недавнего прошлого. В качестве примера приведу XCOM 2: War of the Chosen. Игра до сих пор потрясающе смотрится на Xbox Series X, да еще и купить ее можно за сущие копейки. И все же я предпочел заплатить вдвое больше за версию игры для Nintendo Switch. Решает опять же портативность, потому что сыграть партию где-то на ходу — это одно, а включать ради 10 минут игры приставку и телевизор — совсем другое.
Главное — не запускать ту же XCOM 2 на 4K-телевизоре. Да, формально Switch поддерживает вывод на телеэкран картинки с разрешением Full HD. И многие игры, особенно эксклюзивы для консоли от Nintendo, смотрятся на большом экране сносно. А вот на более-менее требовательные кроссплатформенные проекты без слез (и лагов) смотреть невозможно.
Switch вообще идеально подходит для неспешных тактических игр. А также для платформеров, на которых и специализируется Nintendo. Хотя в целом здесь можно найти какой угодно жанр под любые вкусы. Про эксклюзивы для консоли лишний раз писать не будем, благо недавно у нас выходила подборка топовых игр именно для Nintendo Switch.
Игры для Switch и правда дорогие?
Есть такое вроде как заблуждение, но имеющее под собой основание. Действительно, эксклюзивы от Nintendo стоят столько же, сколько топовые игры для PlayStation 5 и Xbox Series X/S. Многим кажется наглостью и безумием требовать за такие проекты по $60—70. Мол, как можно платить столько денег за примитивный платформер «про Марио»?
Здесь есть два не совсем верных утверждения. Даже если говорить сугубо об эксклюзивах, то на консоли полно разножанровых игр, а не только платформеров. «Зельда», например, чуть ли не эталонная RPG, Astral Chain — необычный экшен, Mario + Rabbids — одна из лучших в истории тактик. И все это дорогущие проекты, ничем (кроме графики) не уступающие конкурентам на других платформах.
Кроме того, у многих сформировалось неверное представление и о платформерах для Switch. Потому что современные «Марио» и «Кирби» зачастую только названием схожи с предшественниками для NES и прочих 8-битных приставок древности. Современные платформеры от Nintendo — это, как правило, продолжительные (часов на 10, а то и больше) игры с изобретательным и разнообразным геймплеем, который не мог даже присниться разработчикам и геймерам прошлого. Стоят ли такие игры своих $60? На наш взгляд, вполне, если отталкиваться от ценников на других консолях.
Плюс в игровом магазине Nintendo eShop регулярно проводятся распродажи. На японские эксклюзивы скидки бывают редко, да и почти никогда не переходят черту в 33%. Зато мультиплатформенные игры часто продаются за те же копейки, что и на распродажах в Steam. Тот же XCOM 2: War of the Chosen за $5 — обычное и частое явление. На распродажах, потратив $50, запросто можно забить всю карту памяти десятком-другим игр, на неспешное прохождение которых уйдут годы.
Купить или подождать?
Вероятнее всего, уже в следующем году выйдет наследник Nintendo Switch. Вроде бы логично подождать новинку. Но все-таки даже сегодня оригинальная приставка остается разумной покупкой.
Во-первых, актуальная версия с OLED-экраном стоит чуть больше 1000 рублей, или около $350. Это намного дешевле, чем любая другая актуальная консоль, портативная или настольная. Условная Nintendo Switch 2 наверняка будет стоить куда дороже, особенно в первый год-два. Еще дешевле (всего чуть больше $200 в эквиваленте) обойдется модель Switch Lite. Лайт-версия консоли претендовала бы на лучшую покупку, если бы не уменьшенный с 7 до 5,5 дюйма экран. Поддержка же вывода изображения на телевизор, которой нет у Switch Lite, не очень-то и нужна.
Во-вторых, Nintendo со скоростью пулемета продолжает выпускать и анонсировать все новые и новые игры для Switch. Тем самым компания поддерживает высокий интерес к консоли. Только в этом году вышли признанные шедевры вроде The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom, Metroid Prime Remastered, Bayonetta Origins: Cereza and the Lost Demon, Fire Emblem Engage и обновленная Advance Wars 1 + 2. На вторую половину года анонсировано не меньше потенциальных хитов, включая парочку новых проектов из серии «Супер Марио». И это только эксклюзивы именно для Nintendo Switch, а ведь и мультиплатформенные игры тоже продолжают выходить.
В-третьих, даже после выхода наследника Nintendo будет поддерживать Switch на протяжении нескольких лет. Для сравнения: провальный предшественник в виде Wii U продержался еще пять лет после релиза «Свича», а жизненный цикл вышедшей в 2006 году Wii вовсе завершился спустя 13 лет. Думаем, новые игры для Switch будут активно выходить еще как минимум два года, и еще лет пять пользователям будет доступна огромная библиотека из тысяч уже вышедших игр.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by