«Самые распространенные фобии в мире». Почему мы панически боимся пауков и змей? Отвечает наука

17 июня 2023 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков. Фото: Pixabay

Автор: Антон Мерзляков. Фото: Pixabay
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Мы привыкли рассуждать так: страх — естественный предохранитель, защищающий нас от опасностей. В действительности дело обстоит немного сложнее, подробнее рассказывали об этом здесь. Но существуют также иррациональные, неконтролируемые нами страхи: их еще называют фобиями. А истинному ужасу перед определенными представителями животного мира — особенно пауками, змеями и другими тварями — подвержены люди разных рас, вероисповеданий и культурных групп. Но почему? Что об этом говорит наука.

Пауков страшатся больше, чем огнестрельного оружия

Арахнофобией (от древнегреческих слов «паук» и «страх») называют частный случай зоофобии — боязнь паукообразных, относящийся к числу самых распространенных фобий в мире. Согласно опросам, пауков страшатся больше, чем огнестрельного оружия, автомобилей или самолетов (и это лишь в США).

Но по какой причине? Исследования на этот счет проводились различными учеными на протяжении последних полутора десятков лет, и результаты не всегда совпадали. Так, например, в 2017 году биологи из Института Макса Планка (Германия) показывали шестимесячным детям, сидящим на руках у родителей, изображения пауков, змей, рыб и цветов. Оказалось, что даже в таком возрасте дети намного встревоженнее реагировали на кадры с пауками и змеями. Это поняли по результатам измерения инфракрасным оборудованием расширения их зрачков. Так, разница в расширении (при показе фотографий пауков и фото цветов) составила внушительные 4,6 раза. «Мы пришли к выводу, что страх перед змеями и пауками имеет эволюционное происхождение», — говорят исследователи. Это на самом деле так?

От арахнофобии страдает 6% населения планеты

Одна из последних работ на эту тему опубликована в известном журнале Scientific Reports в декабре 2021 года, кратко о выводах сообщают на официальном сайте Британского психологического общества (British Psychological Society). В материале утверждается: порядка 6% всего населения Земли страдает от полноценной арахнофобии. И одно из основных устоявшихся объяснений заключалось в том, что предки Homo Sapiens эволюционировали таким образом, чтобы бояться пауков специально. Но с подобным подходом есть некоторая неразбериха.

Во-первых, только 0,5% от всех видов пауков потенциально опасны для человека. Во-вторых, эти виды в основном встречаются не в Африке, где изначально эволюционировали наши предки, а в Австралии и Южной Америке — то есть на двух континентах, колонизированных людьми относительно недавно (в исторической перспективе). Из-за этого известное предположение об обобщенном, едва ли не генетическом, страхе именно перед пауками «кажется не слишком убедительным». Во всяком случае, так полагает Даниэль Фринта — исследователь из Карлова университета в Праге. Версия эксперта и его команды состоит в том, что во время эволюционных процессов мы приспосабливались опасаться не «по сути безобидных» пауков, а их «родственников» с похожим строением тела — скорпионов. При этом человеческий мозг склонен все обобщать и поэтому реагирует схожим образом на паукообразных.

Все дело в скорпионах?

Чтобы проверить это, исследователи провели эксперимент и взяли представителей 62 видов членистоногих: 15 пауков, 10 скорпионов, 5 других арахнидов, 10 тараканов, 10 гемиметаболических насекомых наподобие саранчи, 6 мириаподов, а также 4 жука и 2 краба. Каждое из упоминаемых выше существ поместили в прозрачную коробку и выставили в ряд для осмотра 329 участниками опыта. Их просили по семибалльной шкале оценить каждое из животных с точки зрения вызываемого страха, отвращения и красоты.

Выяснилось: виды, получившие высокие оценки по шкале «Отвращения», имели низкие баллы по «Красоте». Но связи между красотой и оценкой страха не наблюдалось. Проще говоря, отыскать членистоногое, которое с точки зрения человека было бы одновременно и страшным, и красивым, возможно. С оцениванием существ по «Страху» ситуация изменилась. Так, пауки, скорпионы и прочие арахниды стали лидерами в этой категории. За ними пошли мириаподы (проще говоря, многоножки), а замыкали тройку насекомые и ракообразные. По «Отвращению» мириаподы получили наибольший средний балл, но он был совсем немного ниже в сравнении с пауками. В общем, оценки страха и отвращения коррелируют.

До 2,6 тысячи смертей в год

Исследователи обращают внимание: самый большой статистический раскол между «Страхом» и «Отвращением» случился между группами пауков со скорпионами и кластером ракообразных с насекомыми. «Это подтверждает мысль, что хелицеровые (в них входят и пауки. — Прим. Onlíner) воспринимаются как единая и сплоченная группа, отличная от других членистоногих», — заключается в материале.

В отличие от большинства пауков скорпионы действительно представляют опасность — ежегодно от их жала умирает около 2,6 тысячи человек. Кроме того, скорпионы — древний вид, обитавший в том числе в Африке и на Ближнем Востоке. Наши далекие предки, вероятно, развивались бок о бок с ними. «Поэтому страх перед скорпионами кажется куда более обоснованным в сравнении со страхом перед пауками», — пишут ученые. Но важно помнить: полученные данные не доказывают, что люди способны переносить эволюционно выработанный страх от одного вида к другому — для этого требуются дальнейшие исследования. Впрочем, по сравнению с иными теориями, почему так много людей по всей планете страшатся пауков, она видится одной из наиболее убедительных.

А что со змеями?

Исследования ученых, направленные на изучение процесса формирования страха перед пауками, часто затрагивают и змей. Во всяком случае в сети обнаружилось несколько материалов, в которых причины фобий к представителям обоих видов объединяют. В частности, об этом в 2017 году писали в National Geographic.

В статье издания немного подробнее рассказывают про эксперимент Института Макса Планка, упоминаемый в самом начале. Так, расширение зрачков у шестимесячных малышей при виде пауков со змеями связали с активностью норадренергической системы мозга — то есть системы, ответственной за обработку стресса. Стефани Хёль, ведущий автор работы, также отметила: точную природу подобного стресса охарактеризовать сложно, но расширение зрачков указывает на некоторое возбуждение, а также умственную обработку поступающих зрительных сигналов. В общем, речь как минимум про интенсивную сосредоточенность, природу которой экспертная группа пыталась объяснить. По версии Хёль, все дело в весьма длительном периоде совместной эволюции. «Этот процесс занял от 40 до 60 миллионов лет, когда взаимодействовали наши предки, пауки и змеи», — говорит она. Ядовитый укус одного из существ мог привести к тому, что наши праотцы могли быть «выведены из строя» или даже убиты. Следовательно, «врожденный страх людей перед подобными животными может служить защитным механизмом».

Это утверждение, как добавляют в National Geographic, подтверждается предыдущими исследованиями (работы 2001, 2008 и 2014 годов) среди взрослых и детей, «указывающими на врожденный эволюционный страх перед этими существами». Но еще раз: с таким подходом согласны не все ученые. Например, Дэвид Ракисон — профессор психологии из Университета Карнеги Меллон (США) — считает иначе. «Ни одна из существующих работ не предоставила доказательств того, что боязнь змей и пауков является врожденной», — говорит психолог. Статья, опубликованная в журнале Current Directions in Psychological Science, утверждает: да, младенцы быстрее замечали изображения змей, но не проявляли особенных признаков страха (не путать со сосредоточенностью). Это говорит о том, что у детей может не быть врожденного страха перед этими существами, но его им прививает «социальное окружение». Проще говоря — родители, педагоги и другие взрослые, которым такие страхи передались в рассказах уже их старшего поколения. Но, вероятно, дело в некоем симбиозе этих факторов, утверждают в статье.

Onlíner рекомендует