Киноиндустрия в историческом масштабе еще достаточно молода. Но скорости внедрения инноваций, причем как в художественном, так и техническом планах, ей не занимать. За последние десятилетия прогресс в качестве визуальных эффектов стал наиболее заметным. Во многом благодаря компьютерной графике (CGI). Вместе с VOKA размышляем, в каком направлении станет развиваться вся отрасль. Проше говоря, как мы станем смотреть кино в будущем. Спойлер: кажется, без технологий виртуальной (VR) и/или дополненной (AR) реальностей не обойтись.
В комментарии для BBC Culture художник и специалист виртуальной реальности Крис Милк (Chris Milk) заявил: вероятно, киноиндустрия относительно недалекого будущего сможет предложить более «индивидуальный подход». Крис даже использует определения вроде «иммерсивного и интерактивного опыта, созданного под конкретного зрителя».
Иммерсивность — это способ восприятия произведения, при котором создается «наибольший эффект погружения в искусственную среду». В общем, специалист полагает: технологии могут дорасти до уровня, при котором фильмы начнут «приспосабливаться к потребностям конкретного человека». И достигать такого эффекта собираются, если верить эксперту, благодаря технологиям виртуальной реальности, а также искусственного интеллекта.
Последний «позволит созданным на компьютере персонажам в реальном времени реагировать на запросы зрителей». Появляется вариативность развития сюжета или как минимум его деталей. Милк приводит параллель с еще более развитой версией виртуальных ассистентов наподобие Siri (или Alexa). Только не в форме голосового помощника, а в форме персонажа из фильма. Сколько еще ждать подобного? «Полагаю, в пределах двадцати лет», — резюмирует Крис.
Нонни де ла Пенья (Nonny de la Peña), еще один цитируемый эксперт (американская предпринимательница, журналистка и автор ряда документальных фильмов), придерживается схожего мнения. Причем не только в деле кинопроизводства, но и документалистики.
Например, в материале The Wall Strat Journal Нонни и вовсе называют «крестной матерью виртуальной реальности». Если коротко, то эксперт полагает: уже скоро (правда, конкретные сроки не разглашаются) видеоряд перестанет быть исключительно двумерным. И речь не здесь не про 3D-эффект, для достижения которого сегодня кино снимают на специальные видеокамеры, а зрители надевают очки, а про настоящее «объемное изображение реальности». Вплоть до «виртуальной копии нашего мира».
Достижение подобного, опять же, видится с помощью шлемов (или очков) виртуальной реальности. В статье издания со слов Нонни приводится следующая характеристика: «Нас ожидает опыт полного воплощения объема мира, практически осязаемых трехмерных предметов вокруг людей». И с течением времени таких фильмов якобы может становиться больше, ведь этого будет требовать «привыкшая к этому опыту молодая аудитория».
Австралийская художница, режиссер и лауреат премии «Эмми» Линетт Уоллворт (Lynette Wallworth) в упомянутом выше комментарии для BBC Culture дает более точное определение того, как VR-фильмы могут давать эффект полного присутствия в происходящем.
Линнет уверена: VR- и AR-способы выражения повествования отличаются от традиционной кинематографии тем, что позволяют «переключаться» с обычного «смотрения» кино на полноценное погружение в роль того или иного персонажа. Причем по воле зрителя. «Представьте, что вы, например, смотрите „Безумный Макс: Дорога ярости“ с устройством на голове, которое позволяет переключаться: единственный щелчок — и вы уже в кабине рядом с Фуриосой мчитесь по пустыне на всей скорости», — говорит Уоллворт.
Но при этом такие «новые способы рассказывать истории» по нраву не всем режиссерам — причем даже одним из самых знаменитых. Например, еще шесть лет назад Стивен Спилберг заявлял: «Технологии виртуальной реальности могут стать опасными для кинопроизводства». Об этом писали в The Guardian. В 2016 году во время Каннского кинофестиваля Спилберг предположил, что «новый формат рискует подорвать контроль режиссеров над их искусством».
«Я думаю, что мы движемся в опасную среду с виртуальной реальностью. Единственная причина, по которой я это говорю, в том, что такая возможность дает зрителю большую свободу действий, чтобы не следовать указаниям рассказчиков, а выбирать, когда и на что смотреть. Просто надеюсь, что истории не станут забываться, когда они начнут окружаться миром, который мы свободно можем видеть вокруг себя», — говорит оскароносный режиссер.
Таким вопросом задаются в Forbes, акцентируя внимание на некоторых ограничениях технологии (во всяком случае тех, что присутствуют на сегодня). Так, в издании утверждают: из-за «принципиально различающегося способа потребления контент в виртуальной реальности следует испытывать небольшими порциями». Проще говоря, два-три часа динамического 360-градусного видео в шлеме могут оказаться избыточными для множества кинолюбителей: их просто начнет мутить. «Лучшим опытом станет разделение фильмов на главы», — говорят собеседники Forbes. Причем максимум — по двадцать минут.
В материале добавляется: «Десятилетиями мы были пассивными наблюдателями, поглощенными линейными, хорошо продуманными нарративами. В виртуальной реальности у зрителей появляется свобода выбора, когда и на что смотреть». Из этого делается предположение: традиционные режиссерские инструменты в VR просто перестанут работать — от авторов потребуется применение иных подходов постановки. И пока индустрия к этому еще мало готова.
В общем, только зрительский спрос покажет, «станут ли художественные полнометражные фильмы в виртуальной реальности простой причудой или окажутся закономерным развитием жанра развлечений». В Forbes ставят на то, что полного перехода от одного формата к другому вряд ли произойдет. Вероятно, они смогут существовать параллельно.
1. Главные спортивные события — «Формула-1» , Английская Премьер-лига, UFC в разделе Setanta Sports.
2. Новинки кино и не только в формате 4К.
3. Сериалы в формате 4К.
Видеосервис VOKA для жадных до всего интересного. Больше позитивного, яркого и в то же время содержательного, а главное — всего самого интересного в одной подписке! VOKA — лидер в ассортименте контента, на видеосервисе вы сможете найти контент самых известных и популярных правообладателей: онлайн-кинотеатров, студий (Amediateka, Premier, Start, more.tv, ivi, Paramount, Disney, Fox, Sony, Warner), более 130 ТВ-каналов, спортивные трансляции от Setanta Sports и собственный эксклюзивный контент платформы.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by