Человечество постоянно ищет новые пространства, но доступные нам, достижимые заканчиваются. Живя в заселенных и часто перенаселенных городах, мы ищем способы ограничить физические контакты, оставаясь при этом в социуме: без него нельзя построить карьеру и устроить жизнь. Есть и объективные причины оставаться на дистанции: многое становится доступно удаленно, а зачем тратить энергию и ресурсы, если есть способ добраться до необходимого без лишних телодвижений. В совместном спецпроекте с МТС Cloud разбираемся с метавселенными.
Фантасты регулярно рассматривают варианты будущего, где человек станет лишь носителем разума, который можно «переселить» в другое — виртуальное — место. Как это может выглядеть? Вспомните фильмы «Первому игроку приготовиться» и, конечно, «Матрицу». Они, хоть и с нюансами, рассказывают о возможностях создания новых миров, в которых есть все (или почти все): от развлечений до недвижимости и рабочих мест.
Виртуальные миры благодаря компании Meta начали переживать второе рождение — уже в новом формате. Но не Марк Цукерберг выдумал их: они появились, вероятно, одновременно с компьютерами, современным интернетом и, чуть позже, многопользовательскими играми (а до этого — говоря о фантастических произведениях — в таком контексте чаще всего упоминают роман «Лавина» Нила Стивенсона, однако все началось за десятилетия до этого). Рождались зачатки виртуальной примитивной экономики, которая была обращена исключительно на выдуманный мир.
Meta же предложила более четкую концепцию для нынешних реалий, хотя до создания «стандартов» пройдет еще немало времени. Сейчас часто, говоря о метавселенных, заодно упоминают криптовалюты, блокчейн, смарт-контракты и Web3 — концепцию децентрализованного интернета с основанной на токенах экономикой.
В отличие от «обычных» виртуальных миров (вспомним Second Life и даже Minecraft), идеальная метавселенная считается более объемным понятием, хотя сообщество еще не определилось с окончательной формулировкой: встречаются и противоречащие утверждения, а тот же Minecraft — вполне себе «метаверс».
Метавселенная подразумевает создание копии реального мира в «облаках» дата-центров: это не обычное игровое пространство, где главная цель — победить монстра (тот же World of Warcraft), а калька с настоящего с его экономикой, финансовыми отношениями, покупкой недвижимости, техники, одежды, поиском и выполнением работы за деньги и так далее. Разве что поесть не удастся. Важным аспектом является создание ощущения присутствия как самого пользователя, так и того, кто и что его окружает. Причем не обязательно нужны VR-шлемы, это лишь один из инструментов.
Теперь высказывается мнение, что метавселенные вполне могут стать очередной вехой, заметно изменившей экономику реального мира — как в свое время сделали компьютеры, интернет, а затем смартфоны. Почему?
Технологически появилось больше возможностей для создания виртуальных миров: настала эпоха больших данных, а средства для погружения в виртуальные миры стали доступнее и совершеннее. Интересный момент: элементы виртуального мира стали выбираться в наш мир: можно примерить одежду или обувь, не надевая ее (тогда уже речь о дополненной реальности — AR, которая становится частью метавселенных). А можно купить полностью виртуальные кроссовки — за большие деньги. И зарабатывать на них, гуляя «в них» по настоящим улицам. Неожиданно свою роль сыграл и блокчейн, который позволил родиться новому феномену — NFT.
Если не вдаваться в подробности, NFT позволяет создавать уникальные виртуальные копии или самостоятельные объекты — и на них есть спрос. Такое было и есть в Second Life и других MMO-играх, но «это немного другое». NFT, в отличие от внутриигровых покупок в Counter-Strike, позволят перенести купленный в одном виртуальном мире условный автомобиль в другой. Или купить в одной метавселенной мебель для дома, расположенного в другой, перенести заработанный вертолет из GTA в NFS — вся информация записана в NFT, подтверждающем ваше право владения. Но это все в теоретической перспективе.
Можно предположить, что метавселенные — это те же виртуальные миры (и просто игры), только обернутые в другую обертку, не обязательно реалистичную. Отличие будет в том, что в игры мы играем, а в метавселенных — живем и работаем, они продолжают существовать и действовать, когда вы выключаете компьютер. Метавселенная сейчас — это объединение виртуальных миров, осталось только выстроить между ними мостики. Получится ли?
Проще сказать, кто не занимается. Дело в том, что из-за размытости понятия «метавселенная» под это определение попадает огромное количество продуктов. Поэтому упомянем крупные фирмы с технологическим потенциалом: Meta, Microsoft, Roblox, NVIDIA, Unity, Tencent, Epic Games, Amazon и множество других, использующих в том числе наработки упомянутых выше (Decentraland, Sky Mavis, PIXOWL и так далее).
Будучи (в теории) отражением реального мира, метавселенные пытаются во всем походить на прототип. Здесь можно найти друзей, купить недвижимость и землю, организовать выставки и полномасштабные концерты, создавать новые объекты, которые также приносят прибыль — при должном умении. Часто все происходит в игровом ключе.
В теме нам помогали разобраться эксперты: Сергей Молчанов из компании Innowise и Антон Гарустович, владелец архитектурной компании «Аверса-групп»
«Есть несколько причин, по которым все это интерпретируется как новый вид игр. В мире примерно три миллиарда геймеров — на разных платформах. Это крупнейший рынок, который предлагает понятный путь привлечения пользователей, — пояснил Сергей Молчанов из компании Innowise, он как раз занимается развитием направления „метверсов“. — Погружать, вовлекать пользователей за счет игровых механик, вероятно, довольно просто. Как и вовлекать за счет механик заработка. Люди чего-то хотят, и мир это предоставляет».
По его словам, в метавселенной должна быть своя экономика и одновременно связь с действительностью.«Если мы обратим внимание на проекты NFT, которые имели или имеют успех, из них подавляющее большинство будет связано с реальностью, они отличаются «утилитарностью»: так, с получением токена у тебя появляется возможность не только перепродать его дороже, но и овладеть чем-то осязаемым. Например, стать одним из тысячи, кто получит доступ в гримерку к кумиру, билет на крутой фестиваль или доступ на закрытую встречу экспертов в той или иной области. И так далее — механики безграничны. А на заре, когда мало кто понимал, что к чему, было модно скупать все подряд для NFT-коллекций».
Потому один из винтиков метавселенных — игры Play-to-Earn («играй, чтобы заработать»). Звучит непривычно и совсем не походит на более знакомое Pay-to-Win («плати, чтобы победить»). Первые строятся на базе блокчейна и NFT, и это обеспечивает определенную долю уверенности в том, что тебя не «кинут», и, главное, там циркулируют вполне «живые» деньги. Из популярных проектов — Axie Infinity, The Sandbox, Gods Unchained и другие.
В такие игры заложены некоторые принципы метавселенных: благодаря NFT вы получаете не внутриигровой (отметим, что это не обязательно именно «игра») предмет, котируемый в отдельном проекте, площадке, а тот, который вы можете «вынести» и продать. В перспективе — перенести в другой мир, другую метавселенную.
Порог входа варьируется, иногда он может оказаться весьма ощутимым: нужно собрать крипты только для того, чтобы начать играть.
Своей историей с нами поделился Артем: она показательна тем, что отражает происходящее в новой строящейся реальности. Кроме того, его целью было не потратить ни копейки на изучение веяния. Его выбором стала «ленивая игра» (кликер) Axie Infinity компании Sky Mavis — популярный и классический пример многопользовательской «блокчейн-игры» с NFT в метавселенной (и она лишь одна из многих с подобной механикой).
«Увидел у друга, заинтересовался, так как заметил определенную схожесть с Hearthstone. Потом узнал, что это „криптоигра“, начал смотреть и изучать в прошлом году. Вход на тот момент был порядка $1,5—2 тысяч (в монетах эфира), но была возможность зайти бесплатно, арендовав аккаунт — такие предложения публикуют в соответствующих телеграм-чатах», — рассказывает собеседник.
«Но моя главная позиция была не вложить ни одного рубля. Если я теряю, то только время».
Так парень выяснил, что в этой метавселенной существует своя экономика: с зажиточными боссами (реальными) и всеми остальными — целый бизнес. Его работодателем стал мужчина, который продал бизнес, а за вырученные деньги приобрел учетные записи Axie Infinity. Их он и раздавал в «прокат» желающим сыграть — с условиями.
«Провел собеседование с веб-камерой, поговорили, он дал учетную запись с условиями играть каждый день, выполнять PvP-активности и прочее. Аренда была на условиях 60 на 40 (мне меньше). Если сделать больше „банок“ (так называют местную валюту, SLP), тогда 50 на 50. А „банки“ затем можно конвертировать в другую криптовалюту и вывести».
Само собой, валюту можно тратить и на новых «аксей» — местных существ, и на покупку земли. Как бы то ни было, Axie Infinity (как и подобные ей проекты) использует различные способы завлечь пользователя. Артем рассказывает, как это выглядит в его глазах: «Axie Infinity — это игра про математику. У тебя есть определенные навыки, у соперника есть. Ты изучаешь противника, действуешь согласно выбранной стратегии. Геймплей интересный, плюс постоянно идет развитие экосистемы».
Парень подчеркивает: до этого он не имел дела с криптовалютами. А «криптоигра» оказалась учебником — точнее, тем, что заставило его разбираться в разных блокчейнах, DeFi, NFT, «газе» эфира, биржах и белорусском законодательстве.
А где-то Axie Infinity стала вполне себе работой: на Филиппинах, где даже ввели налог на ее игровую валюту. Правда, речь идет о «фермах» с десятками смартфонов, за которыми и следит наемный работник. Как и в случае с нашим собеседником, заметную часть вырученных денег они передают «боссам». И те зарабатывают весьма ощутимо.
По словам Артема, определенную сумму он тоже заработал, но не вывел, потом случилось снижение курса: вслед за «отцом-биткоином» посыпались и другие, да и ажиотаж вокруг Axie Infinity спал. Потому белорус занялся тем, чем хотел изначально, — торговлей на бирже, тут пригодились полученные знания и накопленный запас крипты.
Очевидно, одними играми сыт не будешь: в метавселенных должно быть все, что есть в реальном мире, они должны работать всегда без перерывов на обед и вмещать неограниченное количество пользователей, причем не на словах. Пока же мы видим фрагментацию — много отдельных миров.
Сергей, в свою очередь, считает, что в идеале все метавселенные должны стать полностью пересекающимися: иначе может сложиться ситуация создания централизованного управления, когда вся власть принадлежит какой-то одной компании. Это же и один из насущных технических вопросов, решения которому на данный момент нет — разная графика, стилистика, движки делают это практически невозможным. Кроме того, подобные пересечения наверняка должны быть регламентированы правилами и законами, в противном случае может начаться анархия.
Не исключено, что Meta Марка Цукерберга «наведет порядок»: у него есть ресурсы в виде огромной пользовательской базы.
«Хайп возник, когда Цукерберг объявил о создании Meta», — размышляет Антон Гарустович, владелец архитектурной компании «Аверса-групп». А заодно интересуется криптовалютами, NFT и метавселенными — TON Earth, Decentraland и Sandbox. По его мнению, Facebook переживал определенный кризис, а это — вера инвесторов и огромные деньги, которых может не стать. Вероятно, руководство соцсети посчитало, что все те пользователи — достойный актив: «Давайте сделаем виртуальный мир».
«Вот вам потенциальный рынок. Правда, сейчас там происходят 90-е, законы не отрегулированы, люди сами создают микрорынки, многое базируется на игровой индустрии. Ведь игроки являются отличными покупателями, и если ты их приручил, они становятся постоянным идеальным потребителем», — продолжает он. И рассказывает о локальных тенденциях, к которым относит те самые Decentraland и Sandbox.
По его мнению, появлению метавселенных способствовали психологическая готовность людей к принятию этого феномена. А раз есть пространство, в нем может что-то продаваться, покупаться, появляются какие-то сопутствующие технологии.
Сергей же приводит дополнительные доводы: метавселенная требует выполнения ряда условий, к которым относятся условно процессоры, «облака», ПО, движки, пользовательское оборудование, финансовая инфраструктура, возможность обмена пользовательским контентом. Сейчас и эти условия выполнены.
Предположим, что вы смогли заработать деньги в одной из «криптоигр», но решили не тратить их на покупку локального надела, а завести участок в другом мире. Это, напомним, одна из ключевых особенностей метавселенных: они должны быть взаимосвязаны, и это работает: площадки предлагают алгоритмы вывода средств и перевода их из местных токенов в другие, более популярные (а кто-то уже задумался над унификацией и самих метавселенских токенов).
Ценник за «сотку» очень варьируется: здесь все продиктовано рыночными условиями, спросом и предложением, а также информацией — никто не мешает провести скрытую маркетинговую кампанию, создав определенный фон вокруг нового или устоявшегося проекта.
Люди сами определяют ценность тех или иных виртуальных предметов: на этом, среди прочего, и строится «заэкранная» экономика. Пример: легендарный Керамбит из CS:GO, который теперь стоит около полутора миллионов долларов — да, речь о «скине» для оружия. Он был создан в 2016 году, продан за 100 тыс. долларов. А в 2021 году коллекционер из Китая предложил за виртуальный нож $1,5 млн в биткоинах, но получил отказ: «Слишком дешево».
«Я наши виртуальные дома закинул в Opensea, смотрю, какая там реакция. Может, что-нибудь продам. Кроссовки вначале стоили 500—600 баксов, потом подскочили до $2 тыс. Одна кроссовка! Условно, в один день с нее капало 5 долларов, потом — 60. А сейчас уже невыгодно ходить в них», — смеется Антон.
Сделки по «согласованной» цене обычно проводятся либо через доверенные криптобиржи, либо на самих площадках. Цена в зависимости от платформы и престижности района на ней варьируется и может достигать десятков тысяч долларов за участок (но, по словам Сергея, на Opensea можно найти местечко и за полтора эфира — придется завести криптокошелек). «Престижность» объясняется соседством с кем-то известным, размером земли или иными аспектами: площадка раскручена, например.
Кому-то земля нужна для рекламы, другой хочет построить «дом», а третий — придумать активности, игровой опыт, которые привлекут других пользователей в виде аватаров, а кто-то еще — устроит офис или будет проводить вечеринки.
«Монетизация не обязательна. Мы себе сейчас, например, присматриваем место в Sandbox как компания: хотим клочок земли. Мне показалось прикольным купить участок, где мы построим офис (он уже строится). Представляешь, приходит к вам клиент и говорит: расскажите о вашем опыте работы с метавселенными. А я такой: давай сходим в мой офис в метавселенной», — смеется Сергей.
Наши собеседники сходятся во мнении: метавселенным необходимо содержание, которое наполнит виртуальные миры смыслом. В создании контента обязательно должны принимать участие пользователи — за счет их фантазии и инициативы графика на экранах мобильных устройств, компьютеров и шлемов AR/VR-реальности обретет смысл.
Реальны ли метавселенные? Трэвис Скотт провел в Fortnite концерт, который собрал более 12 млн зрителей. Говорят, мероприятие принесло 20 млн долларов (в сумму входит и мерч). Помимо рэпера, в игре выступали и другие известные артисты. Так что деньги вполне настоящие. А ведь еще в Sandbox проводятся выставки, появляются специализированные «метарумы», кто-то играет свадьбы.
«От этих технологий уже никуда не спрячешься. Говорят: „Я не верю в NFT“, „Я не верю в криптовалюту“. Это смешно, когда люди „вынимали“ десятки тысяч долларов… Если есть лишние деньги, и вы готовы вложить их в высокорисковые бизнесы, почему нет?», — резюмирует Антон.
Спецпроект подготовлен при поддержке СООО «Мобильные ТелеСистемы» УНП 800013732.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by