Спецпроект

Игрушки для взрослых. Можно ли обычному человеку заработать на метавселенных

29 июля 2022 в 8:00
Автор: Ян Альшевский
Спецпроект

Игрушки для взрослых. Можно ли обычному человеку заработать на метавселенных

Автор: Ян Альшевский

Человечество постоянно ищет новые пространства, но доступные нам, достижимые заканчиваются. Живя в заселенных и часто перенаселенных городах, мы ищем способы ограничить физические контакты, оставаясь при этом в социуме: без него нельзя построить карьеру и устроить жизнь. Есть и объективные причины оставаться на дистанции: многое становится доступно удаленно, а зачем тратить энергию и ресурсы, если есть способ добраться до необходимого без лишних телодвижений. В совместном спецпроекте с МТС Cloud разбираемся с метавселенными.

Фантасты регулярно рассматривают варианты будущего, где человек станет лишь носителем разума, который можно «переселить» в другое — виртуальное — место. Как это может выглядеть? Вспомните фильмы «Первому игроку приготовиться» и, конечно, «Матрицу». Они, хоть и с нюансами, рассказывают о возможностях создания новых миров, в которых есть все (или почти все): от развлечений до недвижимости и рабочих мест.

Рождение метавселенных

Виртуальные миры благодаря компании Meta начали переживать второе рождение — уже в новом формате. Но не Марк Цукерберг выдумал их: они появились, вероятно, одновременно с компьютерами, современным интернетом и, чуть позже, многопользовательскими играми (а до этого — говоря о фантастических произведениях — в таком контексте чаще всего упоминают роман «Лавина» Нила Стивенсона, однако все началось за десятилетия до этого). Рождались зачатки виртуальной примитивной экономики, которая была обращена исключительно на выдуманный мир.

Фото: Biblio.com

Meta же предложила более четкую концепцию для нынешних реалий, хотя до создания «стандартов» пройдет еще немало времени. Сейчас часто, говоря о метавселенных, заодно упоминают криптовалюты, блокчейн, смарт-контракты и Web3 — концепцию децентрализованного интернета с основанной на токенах экономикой.

Что такое метавселенные?

В отличие от «обычных» виртуальных миров (вспомним Second Life и даже Minecraft), идеальная метавселенная считается более объемным понятием, хотя сообщество еще не определилось с окончательной формулировкой: встречаются и противоречащие утверждения, а тот же Minecraft — вполне себе «метаверс».

Метавселенная подразумевает создание копии реального мира в «облаках» дата-центров: это не обычное игровое пространство, где главная цель — победить монстра (тот же World of Warcraft), а калька с настоящего с его экономикой, финансовыми отношениями, покупкой недвижимости, техники, одежды, поиском и выполнением работы за деньги и так далее. Разве что поесть не удастся. Важным аспектом является создание ощущения присутствия как самого пользователя, так и того, кто и что его окружает. Причем не обязательно нужны VR-шлемы, это лишь один из инструментов.

Теперь высказывается мнение, что метавселенные вполне могут стать очередной вехой, заметно изменившей экономику реального мира — как в свое время сделали компьютеры, интернет, а затем смартфоны. Почему?

Технологически появилось больше возможностей для создания виртуальных миров: настала эпоха больших данных, а средства для погружения в виртуальные миры стали доступнее и совершеннее. Интересный момент: элементы виртуального мира стали выбираться в наш мир: можно примерить одежду или обувь, не надевая ее (тогда уже речь о дополненной реальности — AR, которая становится частью метавселенных). А можно купить полностью виртуальные кроссовки — за большие деньги. И зарабатывать на них, гуляя «в них» по настоящим улицам. Неожиданно свою роль сыграл и блокчейн, который позволил родиться новому феномену — NFT.

Если не вдаваться в подробности, NFT позволяет создавать уникальные виртуальные копии или самостоятельные объекты — и на них есть спрос. Такое было и есть в Second Life и других MMO-играх, но «это немного другое». NFT, в отличие от внутриигровых покупок в Counter-Strike, позволят перенести купленный в одном виртуальном мире условный автомобиль в другой. Или купить в одной метавселенной мебель для дома, расположенного в другой, перенести заработанный вертолет из GTA в NFS — вся информация записана в NFT, подтверждающем ваше право владения. Но это все в теоретической перспективе.

Можно предположить, что метавселенные — это те же виртуальные миры (и просто игры), только обернутые в другую обертку, не обязательно реалистичную. Отличие будет в том, что в игры мы играем, а в метавселенных — живем и работаем, они продолжают существовать и действовать, когда вы выключаете компьютер. Метавселенная сейчас — это объединение виртуальных миров, осталось только выстроить между ними мостики. Получится ли?

Кто занимается разработкой метавселенных?

Проще сказать, кто не занимается. Дело в том, что из-за размытости понятия «метавселенная» под это определение попадает огромное количество продуктов. Поэтому упомянем крупные фирмы с технологическим потенциалом: Meta, Microsoft, Roblox, NVIDIA, Unity, Tencent, Epic Games, Amazon и множество других, использующих в том числе наработки упомянутых выше (Decentraland, Sky Mavis, PIXOWL и так далее).

Так может работать «деловая метавселенная» Microsoft: почти реальные встречи и встроенный синхронный переводчик

Что происходит в метавселенных и можно ли тут заработать?

Будучи (в теории) отражением реального мира, метавселенные пытаются во всем походить на прототип. Здесь можно найти друзей, купить недвижимость и землю, организовать выставки и полномасштабные концерты, создавать новые объекты, которые также приносят прибыль — при должном умении. Часто все происходит в игровом ключе.

В теме нам помогали разобраться эксперты: Сергей Молчанов из компании Innowise и Антон Гарустович, владелец архитектурной компании «Аверса-групп»

«Есть несколько причин, по которым все это интерпретируется как новый вид игр. В мире примерно три миллиарда геймеров — на разных платформах. Это крупнейший рынок, который предлагает понятный путь привлечения пользователей, — пояснил Сергей Молчанов из компании Innowise, он как раз занимается развитием направления „метверсов“. — Погружать, вовлекать пользователей за счет игровых механик, вероятно, довольно просто. Как и вовлекать за счет механик заработка. Люди чего-то хотят, и мир это предоставляет».

Сергей Молчанов

По его словам, в метавселенной должна быть своя экономика и одновременно связь с действительностью.«Если мы обратим внимание на проекты NFT, которые имели или имеют успех, из них подавляющее большинство будет связано с реальностью, они отличаются «утилитарностью»: так, с получением токена у тебя появляется возможность не только перепродать его дороже, но и овладеть чем-то осязаемым. Например, стать одним из тысячи, кто получит доступ в гримерку к кумиру, билет на крутой фестиваль или доступ на закрытую встречу экспертов в той или иной области. И так далее — механики безграничны. А на заре, когда мало кто понимал, что к чему, было модно скупать все подряд для NFT-коллекций».

Потому один из винтиков метавселенных — игры Play-to-Earn («играй, чтобы заработать»). Звучит непривычно и совсем не походит на более знакомое Pay-to-Win («плати, чтобы победить»). Первые строятся на базе блокчейна и NFT, и это обеспечивает определенную долю уверенности в том, что тебя не «кинут», и, главное, там циркулируют вполне «живые» деньги. Из популярных проектов — Axie Infinity, The Sandbox, Gods Unchained и другие.

Фото: fashionnetwork.com

В такие игры заложены некоторые принципы метавселенных: благодаря NFT вы получаете не внутриигровой (отметим, что это не обязательно именно «игра») предмет, котируемый в отдельном проекте, площадке, а тот, который вы можете «вынести» и продать. В перспективе — перенести в другой мир, другую метавселенную.

Порог входа варьируется, иногда он может оказаться весьма ощутимым: нужно собрать крипты только для того, чтобы начать играть.

Решил заработать, играя в игры. Что вышло

Своей историей с нами поделился Артем: она показательна тем, что отражает происходящее в новой строящейся реальности. Кроме того, его целью было не потратить ни копейки на изучение веяния. Его выбором стала «ленивая игра» (кликер) Axie Infinity компании Sky Mavis — популярный и классический пример многопользовательской «блокчейн-игры» с NFT в метавселенной (и она лишь одна из многих с подобной механикой).

«Увидел у друга, заинтересовался, так как заметил определенную схожесть с Hearthstone. Потом узнал, что это „криптоигра“, начал смотреть и изучать в прошлом году. Вход на тот момент был порядка $1,5—2 тысяч (в монетах эфира), но была возможность зайти бесплатно, арендовав аккаунт — такие предложения публикуют в соответствующих телеграм-чатах», — рассказывает собеседник.

«Но моя главная позиция была не вложить ни одного рубля. Если я теряю, то только время».

Так парень выяснил, что в этой метавселенной существует своя экономика: с зажиточными боссами (реальными) и всеми остальными — целый бизнес. Его работодателем стал мужчина, который продал бизнес, а за вырученные деньги приобрел учетные записи Axie Infinity. Их он и раздавал в «прокат» желающим сыграть — с условиями.

«Провел собеседование с веб-камерой, поговорили, он дал учетную запись с условиями играть каждый день, выполнять PvP-активности и прочее. Аренда была на условиях 60 на 40 (мне меньше). Если сделать больше „банок“ (так называют местную валюту, SLP), тогда 50 на 50. А „банки“ затем можно конвертировать в другую криптовалюту и вывести».

Само собой, валюту можно тратить и на новых «аксей» — местных существ, и на покупку земли. Как бы то ни было, Axie Infinity (как и подобные ей проекты) использует различные способы завлечь пользователя. Артем рассказывает, как это выглядит в его глазах: «Axie Infinity — это игра про математику. У тебя есть определенные навыки, у соперника есть. Ты изучаешь противника, действуешь согласно выбранной стратегии. Геймплей интересный, плюс постоянно идет развитие экосистемы».

Парень подчеркивает: до этого он не имел дела с криптовалютами. А «криптоигра» оказалась учебником — точнее, тем, что заставило его разбираться в разных блокчейнах, DeFi, NFT, «газе» эфира, биржах и белорусском законодательстве.

А где-то Axie Infinity стала вполне себе работой: на Филиппинах, где даже ввели налог на ее игровую валюту. Правда, речь идет о «фермах» с десятками смартфонов, за которыми и следит наемный работник. Как и в случае с нашим собеседником, заметную часть вырученных денег они передают «боссам». И те зарабатывают весьма ощутимо.

По словам Артема, определенную сумму он тоже заработал, но не вывел, потом случилось снижение курса: вслед за «отцом-биткоином» посыпались и другие, да и ажиотаж вокруг Axie Infinity спал. Потому белорус занялся тем, чем хотел изначально, — торговлей на бирже, тут пригодились полученные знания и накопленный запас крипты.

Очевидно, одними играми сыт не будешь: в метавселенных должно быть все, что есть в реальном мире, они должны работать всегда без перерывов на обед и вмещать неограниченное количество пользователей, причем не на словах. Пока же мы видим фрагментацию — много отдельных миров.

Сергей, в свою очередь, считает, что в идеале все метавселенные должны стать полностью пересекающимися: иначе может сложиться ситуация создания централизованного управления, когда вся власть принадлежит какой-то одной компании. Это же и один из насущных технических вопросов, решения которому на данный момент нет — разная графика, стилистика, движки делают это практически невозможным. Кроме того, подобные пересечения наверняка должны быть регламентированы правилами и законами, в противном случае может начаться анархия.

Не исключено, что Meta Марка Цукерберга «наведет порядок»: у него есть ресурсы в виде огромной пользовательской базы.

Антон Гарустович

«Хайп возник, когда Цукерберг объявил о создании Meta», — размышляет Антон Гарустович, владелец архитектурной компании «Аверса-групп». А заодно интересуется криптовалютами, NFT и метавселенными — TON Earth, Decentraland и Sandbox. По его мнению, Facebook переживал определенный кризис, а это — вера инвесторов и огромные деньги, которых может не стать. Вероятно, руководство соцсети посчитало, что все те пользователи — достойный актив: «Давайте сделаем виртуальный мир».

«Вот вам потенциальный рынок. Правда, сейчас там происходят 90-е, законы не отрегулированы, люди сами создают микрорынки, многое базируется на игровой индустрии. Ведь игроки являются отличными покупателями, и если ты их приручил, они становятся постоянным идеальным потребителем», — продолжает он. И рассказывает о локальных тенденциях, к которым относит те самые Decentraland и Sandbox.

По его мнению, появлению метавселенных способствовали психологическая готовность людей к принятию этого феномена. А раз есть пространство, в нем может что-то продаваться, покупаться, появляются какие-то сопутствующие технологии.

Сергей же приводит дополнительные доводы: метавселенная требует выполнения ряда условий, к которым относятся условно процессоры, «облака», ПО, движки, пользовательское оборудование, финансовая инфраструктура, возможность обмена пользовательским контентом. Сейчас и эти условия выполнены.

Купить виртуальную землю в метавселенной. Зачем?

Предположим, что вы смогли заработать деньги в одной из «криптоигр», но решили не тратить их на покупку локального надела, а завести участок в другом мире. Это, напомним, одна из ключевых особенностей метавселенных: они должны быть взаимосвязаны, и это работает: площадки предлагают алгоритмы вывода средств и перевода их из местных токенов в другие, более популярные (а кто-то уже задумался над унификацией и самих метавселенских токенов).

Ценник за «сотку» очень варьируется: здесь все продиктовано рыночными условиями, спросом и предложением, а также информацией — никто не мешает провести скрытую маркетинговую кампанию, создав определенный фон вокруг нового или устоявшегося проекта.

Люди сами определяют ценность тех или иных виртуальных предметов: на этом, среди прочего, и строится «заэкранная» экономика. Пример: легендарный Керамбит из CS:GO, который теперь стоит около полутора миллионов долларов — да, речь о «скине» для оружия. Он был создан в 2016 году, продан за 100 тыс. долларов. А в 2021 году коллекционер из Китая предложил за виртуальный нож $1,5 млн в биткоинах, но получил отказ: «Слишком дешево».

«Я наши виртуальные дома закинул в Opensea, смотрю, какая там реакция. Может, что-нибудь продам. Кроссовки вначале стоили 500—600 баксов, потом подскочили до $2 тыс. Одна кроссовка! Условно, в один день с нее капало 5 долларов, потом — 60. А сейчас уже невыгодно ходить в них», — смеется Антон.

С «NFT-землей» то же самое

Сделки по «согласованной» цене обычно проводятся либо через доверенные криптобиржи, либо на самих площадках. Цена в зависимости от платформы и престижности района на ней варьируется и может достигать десятков тысяч долларов за участок (но, по словам Сергея, на Opensea можно найти местечко и за полтора эфира — придется завести криптокошелек). «Престижность» объясняется соседством с кем-то известным, размером земли или иными аспектами: площадка раскручена, например.

Кому-то земля нужна для рекламы, другой хочет построить «дом», а третий — придумать активности, игровой опыт, которые привлекут других пользователей в виде аватаров, а кто-то еще — устроит офис или будет проводить вечеринки.

«Монетизация не обязательна. Мы себе сейчас, например, присматриваем место в Sandbox как компания: хотим клочок земли. Мне показалось прикольным купить участок, где мы построим офис (он уже строится). Представляешь, приходит к вам клиент и говорит: расскажите о вашем опыте работы с метавселенными. А я такой: давай сходим в мой офис в метавселенной», — смеется Сергей.

Наши собеседники сходятся во мнении: метавселенным необходимо содержание, которое наполнит виртуальные миры смыслом. В создании контента обязательно должны принимать участие пользователи — за счет их фантазии и инициативы графика на экранах мобильных устройств, компьютеров и шлемов AR/VR-реальности обретет смысл.

Реальны ли метавселенные? Трэвис Скотт провел в Fortnite концерт, который собрал более 12 млн зрителей. Говорят, мероприятие принесло 20 млн долларов (в сумму входит и мерч). Помимо рэпера, в игре выступали и другие известные артисты. Так что деньги вполне настоящие. А ведь еще в Sandbox проводятся выставки, появляются специализированные «метарумы», кто-то играет свадьбы.

«От этих технологий уже никуда не спрячешься. Говорят: „Я не верю в NFT“, „Я не верю в криптовалюту“. Это смешно, когда люди „вынимали“ десятки тысяч долларов… Если есть лишние деньги, и вы готовы вложить их в высокорисковые бизнесы, почему нет?», — резюмирует Антон.


Облачные сервисы МТС
МТС Cloud предлагает комплексные решения на базе собственной облачной инфраструктуры.

Ресурсы размещены в надежном ЦОДе класса Tier3.

Сервис гарантирует уровень доступности в 99,95%.

Бесплатный тестовый период 14 дней, миграция, настройка и консультации специалистов.

Спецпроект подготовлен при поддержке СООО «Мобильные ТелеСистемы» УНП 800013732.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by