Спецпроект

Чем вредят смартфоны, выброшенные на свалку

24 347
13 июля 2022 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: Danielle Tunstall
Спецпроект

Чем вредят смартфоны, выброшенные на свалку

Автор: Ян Альшевский. Фото: Danielle Tunstall

Примерно половина населения Земли носит в кармане мобильный телефон — «обычный» ли, или смартфон, не имеет значения. Кому-то для жизни требуется сразу несколько аппаратов: бизнесменам, шпионам и просто увлеченным мобильной электроникой. И вряд ли мы задумываемся, сколько сил и ресурсов потрачено на то, чтобы эта коробочка, позволяющая всегда оставаться на связи и быть в курсе всего, работала. И какую опасность несет, если ее утилизировать неправильно. Разбираемся в новом проекте «Вторая жизнь мобильника» вместе с А1.

Лет 15 назад влияние, скажем обобщенно, «индустрии связи и информации», на экологию едва достигало 1% — и это речь только об углеродном следе, парниковых газах, попадавших в атмосферу из-за деятельности производств мобильных девайсов. Основная их часть генерируется во время добычи и обработки материалов, необходимых для создания процессоров, памяти, аккумуляторов и десятков других компонентов вплоть до припоя, удерживающего контакты на месте, и клея для экрана.

Сколько смартфонов отправляют на переработку?

Технически ответственность за это лежит вовсе не на крупных именах мира мобильников — известных брендах, которые у всех на слуху. Они как раз могут стать почти полностью «зелеными», перейти на возобновляемые источники энергии и тому подобное. Однако производственные цепочки, которые ведут к смартфону в вашем кармане, куда длиннее, чем от дата-центра или штаб-квартиры любого мобильного гиганта.

Жизненный цикл современного смартфона составляет около двух лет, с 2019 года он начал сокращаться.

С технической стороны дела смартфоны — вполне себе перерабатываемый продукт: в нем уйма редких элементов, добыча которых год от года становится дороже и труднее, а также опасных химических соединений, которые не стоит отправлять «обратно в природу», выбрасывая в мусорную корзину. Однако реальность вносит свои коррективы.

Считается, что жизненный цикл современного смартфона составляет около двух лет, временной промежуток может варьироваться в зависимости от региона: в странах победнее, вероятно, мобильники служат дольше, в богатых и с развитой экономикой имеется возможность менять телефон чаще. По некоторым данным, начиная с 2019 года жизненный цикл смартфонов начал сокращаться, но изменения пока нельзя назвать существенными.

Согласно доступным данным, в переработку отправляют совсем незначительное количество мобильных устройств, цифры, опять же, разнятся в зависимости от географии, но в среднем выходит около 5% от общего количества смартфонов, попадающих на грамотную утилизацию (важно отметить, что Европа, например, лидирует по объемам переработки «электронных отходов» — чуть ли не половина отправляется на переработку).

Считается, что «городская добыча» — проще говоря, разборка электроники — позволит частично снизить энергозатраты на добычу новых материалов, как следствие — и влияние на человека и окружающую среду.

В переработку отправляют около 5% от общего количества смартфонов.

«Ну и что?» — может последовать вопрос.

Один из аспектов упоминался выше: в каждом смартфоне можно найти немало редких и даже драгоценных металлов. Конечно, из одного мобильника вы не добудете достаточно золота даже для маленького колечка, а что если речь о сотнях миллионов телефонов в год? Приведем примерные цифры, опубликованные проектом Earth 911.

Миллион переработанных смартфонов вернет в оборот примерно 16 тонн меди, 350 килограммов серебра, 35 кило золота и 15 килограммов палладия. Забавно, но переработка тонны печатных плат приносит в 30—800 раз больше драгметаллов (зависит от добываемого элемента), чем переработка тонны руды. Предполагается, что сейчас в неиспользуемых мобильниках «прячется» 4 тысячи тонн серебра, 380 тонн золота, 200 тысяч тонн меди и другого понемногу.

Но на ситуацию можно посмотреть и с другой стороны. Согласно подсчетам Deloitte Global, по итогам 2022 года в мире будет насчитываться 4,5 млрд активных смартфонов, которые добавят атмосфере 128 тонн углекислого газа. Объективно это не слишком много на общем фоне в 34 гигатонны (менее процента), однако таких «мелочей» — уйма. Значительная часть выбросов — 83% — придется на производственный процесс и перевозки, доставку 1,4 млрд смартфонов продавцам и затем покупателям. 11% CO2 сгенерируют находящиеся в использовании 3,1 млрд мобильных устройств (работа приложений требует вычислительных мощностей серверов, а сам смартфон — электричества), переработка привнесет менее 1%.

Но проблема скорее в другом. Смартфон «содержит» (в основном — в экране и электронике) в виде соединений до 70 элементов периодической таблицы Менделеева: практически все нерадиоактивные элементы и примерно 60 металлов, в том числе редкоземельные (иттрий и скандий, например, да лантаноиды), по другим данным — задействованы примерно 30 элементов. Около половины необходимых элементов становятся все менее доступны: одни теряются в выброшенных устройствах, другие сложно добывать из-за региональных конфликтов, где-то растут цены и спрос.

И «теряются» вовсе не безобидные элементы, а вполне опасные: как минимум это мышьяк, ртуть, свинец, цинк, кадмий, хлор и бром. Подчеркнем, что сам мобильник не несет опасности здоровью — потенциальный вред проявляется, если он был неправильно утилизирован (выброшен в общую мусорку или из окна машины, сожжен в костре и так далее). Кроме того, регуляторы выдвигают серьезные требования к содержанию опасных материалов в компонентах электроники, а производители постепенно находят замену некоторым опасным элементам.

Остановимся на некоторых из них чуть подробней

Свинец можно найти во многих компонентах смартфона от печатных плат и батарей до пластика (полимеров), где он применялся как стабилизатор. Здесь имеется нюанс: чем старше мобильное устройство, тем выше содержание свинца может фиксироваться — с течением времени производители стараются заменить его другими соединениями. По некоторым данным, в современных девайсах на долю свинца приходится 0,1—0,5% от общего его веса.

Прямое отравление свинцом, пользуясь смартфоном, получить невозможно (это касается всех перечисленных ниже элементов). Однако токсичный металл способен оказаться в грунтовых водах и все-таки добраться до человека. В этом случае возникает риск негативного влияния на репродуктивную функцию, кроветворные органы, почки и нервную систему.

Ртуть может содержаться в определенных типах батарей, дисплеев и всех печатных платах. И вновь нюанс: в первую очередь речь идет о весьма старых устройствах, от данного элемента постарались отказаться давно. С точки зрения здоровья ртуть, будучи ядом, негативно влияет на почки и ЦНС.

Неожиданностью может стать то, что в смартфонах «проживает» мышьяк. Он является одним из многочисленных элементов, позволяющих создавать собственно микропроцессоры и некоторые другие компоненты, в том числе LED-экраны (напомним, его используют в стоматологии, встречается в продуктах и в целом «сопровождает» человека везде). Но, накапливаясь в организме, мышьяк влияет на центральную нервную систему, кожу и многие органы.

Хлор является одним из компонентов пластика (ПВХ), который используется практически везде и во всем, в том числе смартфонах. Сам по себе ПВХ стабилен и потому не опасен, дурная сторона может проявляться при производстве и неграмотной утилизации: например, сжигании — тогда токсичность зашкаливает. Очевидно, что никакой пользы организму это не несет.

Да даже магний (может применяться в корпусах и печатных платах), условно полезный для здоровья элемент, относят к «провокаторам» болезни Альцгеймера — все дело в дозе. А бериллий используют для систем охлаждения, в то же время в честь него назвали заболевание — бериллиоз, аллергию на пыль и пары этого металла.

Литий, который теперь применяется в аккумуляторах повсеместно, — самый, вероятно, коварный элемент. Хотя бы потому, что чрезвычайно востребован и никто не намерен отказываться от него. Казалось бы — простая батарейка! Но на производство одной тонны лития уходит 2,2 млн литров воды и до полутора лет времени. При этом шахты, лидирующие по объемам добычи этого элемента, находятся в чуть ли не самых засушливых уголках планеты.

В чилийском Салар-де-Атакама, например, 65% потребления воды приходится именно на добывающие шахты, а местные фермеры страдают от недостатка влаги. Очевидно, что металл начинает влиять на человека уже во время его добычи. Еще один аспект — утечка опасных химических соединений из испарительных бассейнов при неэффективной работе фильтрующих систем. Причем подобное происходит не только в развивающихся странах, но и в США.

Сюда можно добавить отработавшие свое аккумуляторы, которые редко отправляют на переработку: тому, среди прочего, мешает завеса тайны над технологиями производства, что не позволяет разработать нужный подход.

Кстати, согласно исследованию, проведенному около трех лет назад, часть важных химических элементов, которые необходимы для производства смартфонов, исчезнет через 100 лет.


Понятно, что перечислять все элементы нет смысла: практически каждый при определенных условиях может оказаться опасен как для человека, так и для окружающей среды (в том числе в процессе добычи). Объективно сделать смартфон «зеленее» возможностей практически нет: считается, что лучшим способом будет использовать уже купленный как можно дольше. Тем более их реальная производительность расти практически перестала.



Партнёр проекта – А1

Свой вклад в процесс минимизации электронных отходов можно сделать прямо сейчас, передав ненужные гаджеты на переработку. Каждый, кто позаботится об экологии и сдаст старые мобильные устройства в любой магазин А1 до 7 августа, получит шанс выиграть Xiaomi 11T 8GB/128GB. Компания в соответствии со своей стратегией экологического, социального и корпоративного управления (ESG) вместо вас передаст оборудование на безопасную утилизацию, а вы получите игровой код для участия в розыгрыше смартфона.

Спецпроект подготовлен совместно с Унитарным предприятием «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by