Кажется, кризис полупроводников с нами надолго. Недавно один из ключевых поставщиков кремниевых пластин заявил, что дефицит в отрасли может продолжаться еще несколько лет. И если производители смартфонов более-менее справляются (известные аналитические компании даже говорят о росте рынка), то с комплектующими для компьютеров и игровыми приставками последнего поколения дело обстоит куда хуже. В сети бытует мнение: в сложившейся ситуации уже обкатанные консоли предыдущего поколения, такие как PS4, выглядят более рациональным приобретением даже в 2022 году. Разбираемся в достоинствах и недостатках такого подхода.
Более доступная цена по сравнению с PS5 — это, наверное, главное достоинство базовой PS4 и даже более технически продвинутой PS4 Pro. Да, новых «четверок» сейчас в продаже также не особо много. Но в среднем комплект из PS4 Slim с 1 ТБ хранилища и двух игр оценивается в 1400 рублей. И, по данным Bloomberg, несмотря на желание закончить производство PS4 в конце 2021-го, собирать эти консоли будут весь 2022 год.
Подобные бандлы с новенькими PS5, если судить по расценкам на сайте одного из официальных реселлеров в Беларуси, обойдутся в 1989—2349 рублей. Впрочем, приобрести комплект не то что в свободной продаже, придя в магазин, а даже по предзаказу сейчас крайне сложно. На сайте продавца красуется только надпись «Узнать о поступлении», причем без предложения оставить заявку на покупку.
Если обратиться к неофициальным магазинам, которые всеми правдами и неправдами привозят консоли в страну, то стоимость PS5 (версия с дисководом) без каких-либо дополнений в виде игр или еще одного геймпада в комплекте стартует от 2380 рублей. Но больше всего предложений в пределах от 2500 до 2600 рублей, а у некоторых ценник перешагивает порог в 3000. В общем, разница двукратная.
Есть и еще один вариант — попробовать найти б/у версию PS4 / PS4 Pro. Финальная цена такой консоли будет зависеть от продающего ее человека, но в среднем за обычную PS4 просят 700—800 рублей, а за Pro-модификацию — 900—1000. Это все еще дорого (до начала кризиса на полупроводники в такие суммы оценивались новые приставки), но уже не настолько больно в сравнении с полностью новым устройством.
Субъективно, покупка даже бывшей в употреблении приставки PS4 Pro сейчас — рациональное решение. Эта консоль в графической части заметно превосходит базовые PS4, зачастую обновленные версии игр для PS5 мало отличаются от версий для «прошки». В общем, соотношение цены и возможностей радует.
Релиз громких ожидаемых проектов на предыдущей модели приставки — второй важнейших плюс в копилку «четверки». И, субъективно, практически удар в спину пока не самым многочисленным владельцам PS5. На официальном сайте Sony теперь так и указывается: PlayStation Console Exclusives, а не PS5 Exclusives.
Проще говоря, потенциально хитовые God of War: Ragnarök и Horizon Forbidden West от внутренних студий Sony в 2022 году выйдут для обоих поколений приставок. А изначально эти игры должны быть стать так называемыми system sellers — проектами, «заставляющими» пользователей перейти на новое поколение.
Сейчас в Sony от такой позиции открещиваются и заявляют, что и без пандемии и запущенных ей процессов и так изначально планировали поддерживать пользователей PS4 максимально долго. Но дефицит полупроводников, делающий производство новых PS5 затруднительным, наверняка как минимум стимулировал такой подход.
Это касается и кросс-платформенных проектов вроде еще официально не анонсированной Call of Duty: Modern Warfare 2 (2022). Игра этой осенью ожидается и на PS4. И это только те проекты, релиз которых пока запланирован на этот год. Если расширить список и включить в него уже вышедшие тайтлы (Spider-Man: Miles Morales, Gran Turismo 7, Far Cry 5, Assassin’s Creed Valhalla и другие), получится, что на PS5 настоящих эксклюзивов крайне мало.
Среди них — Returnal и Ratchet & Clank: Rift Apart, а также ремейк Demon’s Souls. Скажем прямо, список на данный момент не самый внушительный. В общем, логика у приверженцев этого подхода такая: если 90% игр, которые вы хотите пройти, запускаются и на старом поколении, а новые проекты как минимум в 2022 году не перестанут появляться на PS4, то зачем платить больше? База игр только для PS5 пока не такая значительная, чтобы переплачивать за новую консоль.
Формально — да, в реальности — не совсем. Общую производительность базовой версии PS4 (и ее Slim-варианта, ведь «железно» аппараты не отличаются) оценивают в 1,84 терафлопс, PS5 — в 10,28 терафлопс. Разница очевидна?
Выше — геймплей выходящей уже 18 февраля Horizon Forbidden West, запущенной на простой PS4. Конечно, при прямом сравнении с версией для «пятерки» отличия в разрешении, бликах и тенях, а также в дальности проработки и прорисовки окружения заметны. Но если не сравнивать напрямую, версия для PS4 смотрится более чем прилично, особенно если находиться от ТВ в расстоянии нескольких метров.
Примерно такой же эффект наблюдается и при прохождении на «четверках» легендарных God of War (2018) и The Last of Us: Part II. Разработчики на столько филигранно поработали с аппаратной основой в четвертом поколении приставок, что, несмотря на относительно посредственные характеристики этих приставок даже в годы релиза игр, они до сих пор смотрятся отлично.
С PS4 Pro, общая производительность которой оценивается примерно в 4,2 терафлопс, ситуация еще лучше. По сути, обновленные версии хитовых игр четвертого поколения для PS5 «списывались» с версий для PS4 Pro — в названных выше проектах апдейты по большей части привносили лишь поддержку режима с 60 fps.
Вопрос спорный. Субъективно, даже при нынешней стоимости PS5 все равно стоит своих денег — особенно с учетом того, сколько просят за игровые видеокарты уровня RTX 3060 и выше. Просто рынок настолько перегрет, что позволить себе подобные траты смогут и захотят не все.
К тому же технически PS5 в сравнении с PS4 / PS4 Pro ушла вперед достаточно далеко. И дело даже не столько в самих графических улучшениях игр, которые призвана обеспечивать «пятерка» (по состоянию на начало 2022 года разница пока не так разительна, она станет более очевидной только через пару-тройку лет), а скорее в сверхбыстром SSD-накопителе у новинки и вытекающими из этого преимуществами в виде практически моментальных загрузок как самой PS5, так и игр по ходу геймплея.
Почти наверняка можно утверждать: ситуация, при которой как эксклюзивные, так и кросс-платформенные игры продолжат выпускаться одновременно на обоих поколениях консолей, сохранится до конца этого года. Во всяком случае таким мнением делятся сетевые информаторы и инсайдеры, осведомленные о планах игровых студий и держателей платформы.
Общий вывод таков: PS4 еще как минимум год будет оставаться полностью актуальной консолью, на которой появится большинство значимых игровых новинок. PS4 Pro и вовсе кажется самым уравновешенным решением, если учесть относительно небольшую разницу в стоимости с обыкновенной «четверкой» на рынке б/у и при этом заметно большей графической производительностью.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by