Метеориты убивают. Посмотрели блокбастер Netflix «Не смотрите наверх»

26 декабря 2021 в 8:00
Источник: Клим Картохин

Метеориты убивают. Посмотрели блокбастер Netflix «Не смотрите наверх»

На тот момент, когда Netflix только планировала съемки «Не смотрите наверх», это был один из самых дорогих проектов. Потом, правда, вышло несколько картин с бюджетом, превышающим $100 миллионов. «Не смотрите наверх» до сотни немного не дотянул, но все равно это один из самых дорогих фильмов уходящего года. А еще здесь невероятное количество кинозвезд. Пройти мимо такого грешно, тем более если посмотреть кино можно дома лежа на диване. 

Откуда ноги растут

«Не смотрите наверх» (на самом деле «Не смотрите вверх», но раз уж переводчики напортачили, придется везде фильм называть неправильно) — проект Адама Маккея. Режиссер-интеллектуал, в работах которого всегда полно иронии, сатиры и современных политических аллюзий. Таких любят киноакадемики, поэтому у одного из фильмов Адама есть «Оскар». Речь про «Игру на понижение» об истоках мирового экономического кризиса 2008 года.

Адам Маккей. Фото: deadline

Следующий фильм («Власть») был еще более специфичным и рассказывал об американском вице-президенте Дике Чейни. Впрочем, несмотря на, казалось бы, узкие темы, интересные только американцам, благодаря своему чувству юмора Адаму Маккею удавалось снимать кино, интересное максимально широкой аудитории зрителей.

О новом проекте Маккей задумался в 2018 году, а годом позже за съемки хотела взяться студия Paramount. Однако еще на стадии написания сценария и подбора актеров компания засомневалась в коммерческом успехе картины. В итоге в начале 2020-го все права на нее продали Netflix.

Кадр из фильма «Игра на понижение»

Стриминговый гигант, как обычно, к делу подошел с размахом. Несмотря на связанные с пандемией задержки в съемках, Netflix удалось заманить и удержать в проекте невероятное количество звезд. Ладно главные роли, которые достались Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс. Но здесь даже в эпизодах столько знаковых для мирового кинематографа имен, что хватило бы на все блокбастеры года. Кейт Бланшетт, Мэрил Стрип, Тимоти Шаламе, Рон Перлман, Джона Хилл — любой фильм хоть с кем-нибудь из них обречен на повышенное внимание. А тут целая россыпь звезд в одной ленте!

Вряд ли ошибемся, если предположим, что львиная часть 75-миллионного бюджета фильма ушла на гонорары. Что ж, отменные актеры, хорошая история — что может пойти не так?

«Армагеддон» на минималках

Нет, правда, если рассказывать о сюжете совсем коротко, то можно подумать, будто речь идет о ремейке масштабного блокбастера от Майкла Бэя.

Увлеченная астрономией аспирантка Мичиганского университета Кейт обнаруживает неизвестный доселе астероид диаметром девять километров, направляющийся в сторону Земли. Профессор Рэндал делает расчеты и понимает, что орбита каменюки пересекается с орбитой планеты. Парочка в сопровождении еще одного ученого спешит в Белый Дом, чтобы предупредить человечество о грозящей ему опасности. Дальше будет и корабль, призванный уничтожить метеорит, и другие научно-фантастические штуки.

На самом деле «Не смотрите наверх» — ни разу не «Армагеддон», скорее «Антиармагеддон». Адам Маккей никуда не ушел от своей фирменной черты с сатирическим высмеиванием современных проблем и трендов. Поэтому суть фильма не в том, что человечество при первых же признаках угрозы сплачивается и ищет пути выхода из ситуации, а совсем наоборот. Долгое время Кейт и Рэндал сталкиваются с недоверием и насмешками. И даже когда удастся убедить сильных мира сего построить корабль для подрыва метеорита, многие станут задаваться вопросом: а не кощунственно ли уничтожать то, что стоит триллионы долларов?

Поэтому в случае с «Не смотрите наверх» самое главное — не ошибиться в своих ожиданиях. В фильме выдающийся актерский состав, но никто из здешних звезд (кроме одной!) героически не выпячивает подбородок и не сражается с космической угрозой как можно зрелищнее. В общем, это не боевик и не фантастика, а социальная сатира. Кино вполне в духе прежних работ Адама Маккея. Только немного слабее.

Уж лучше «Армагеддон»

Чего у этого фильма не отнять, так это благородной миссии. Конечно, помимо действительно потрясающей актерской игры и армагеддонского масштаба, который, правда, полностью разворачивается только ближе к концу ленты. «Не смотрите наверх» беззастенчиво и открыто указывает на актуальные проблемы общества и политики.

Кажется, что Маккей ненавидит всех. Власть имущих, которых в фильме воплощает «Трамп в юбке», принимающая решения только с оглядкой на потенциал своей избирательной кампании. Бизнесменов, за которых отдувается местный миллиардер, сочетающий в себе самые мерзенькие стороны Стива Джобса, Илона Маска и Джеффа Безоса. СМИ, для которых нет ничего важнее рейтингов, даже если у тебя в прямом эфире о скором конце света истерит ученый. В конце концов, простых людей, которых куда больше волнует расставание модного диджея и знаменитой певицы, чем грядущий апокалипсис.

Важные темы, спору нет. Но, как всегда, в кино важна не только затронутая тематика, но и то, как она преподнесена. В случае Адама Маккея можно было бы ожидать тонкой сатиры и острой иронии, остроумных диалогов и психологически напряженных ситуаций. Но в «Не смотрите наверх» что-то пошло не так. И мы даже знаем что.

Лучше всего получилась первая половина фильма. Здесь действительно просматривается фирменный стиль Маккея. Иногда даже по-настоящему смешно. Однако постепенно проблемы накатывают. И вот где-то с середины фильма становится очевидно, что режиссер возомнил себя пророком и, может быть, даже чуть-чуть мессией.

Каждым кадром автор, кажется, хочет показать, насколько же глупы и ничтожны люди (конечно, кроме него, пророка). А чтобы эти глупцы поняли, насколько они невежественны, лучше всего сказать им об этом в лоб и несколько раз. Поэтому в целом остроумное название местного шоу The Daily Rip перестает быть таковым, потому что нам уж очень настойчиво показывают его на протяжении десятка минут. Поэтому поначалу забавная подколка Apple в итоге превращается в чересчур затянувшуюся и от этого уже не смешную шутку. И таких «поэтому» здесь пруд пруди.

Авторы ленты уверены, что несут глупцам озаренную светом мудрость. Им кажется, что они первыми смогли смело и громко крикнуть «Очнитесь!» некомпетентным властям и алчным людишкам. На деле получилось не мудро и не смело, а топорно, самодовольно и неоригинально.

Уже давно до Маккея более талантливые режиссеры сказали все, о чем режиссер кричит в своем фильме. Политическая и социальная сатира — жанры не новые и давно освоенные. С ними научились работать аккуратно, творчески и талантливо. Поэтому «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» Стэнли Кубрика гораздо лучше выполняет задачу по обличению сильных мира сего. А «Меланхолия» Ларса фон Триера еще десять лет назад поставила точку в теме с социальной рефлексией и уничтожением всего.

По ходу просмотра «Не смотрите наверх» не отпускает впечатление, что режиссер очень хочет сказать новое слово. Однако сделать этого по объективным причинам не может. Фильм получился излишне назидательным, с сатирой не столько тонкой, сколько, наоборот, гиперболизированной. Есть такое выражение: «Будь проще, и к тебе потянутся». Этой картине стоило быть чуть проще и ироничнее в первую очередь по отношению к самой себе. А также добрее к зрителям.

Есть ли что-то хорошее в «Не смотрите наверх»? Сам фильм вполне годится для просмотра. Если не обращать внимание на самовыпендреж режиссера и не воспринимать его идеи как откровение, можно даже получить какое-никакое удовольствие. Актеры играют в соответствии со своим звездным статусом, откровенно скучных эпизодов нет, юмор присутствует, даже необходимые любому блокбастеру масштабные сцены есть.

6,5
Оценка автора
Скорее всего, в Netflix рассчитывали, что «Не смотрите наверх» будет участвовать в «оскарной» гонке. Не уверены, что этому фильму что-то светит. Но просмотра он достоин хотя бы благодаря уникальному касту. Не часто увидишь столько звезд в одной картине.

1000 элементов, тематика города, рекомендуемый возраст 9 - 14 лет, 50х69 см
Нет в наличии
500 элементов, тематика люди/морская/мультипликация/транспорт, сюжет Гарри Поттер, рекомендуемый возраст 5 - 6 лет, 61х43 см
Нет в наличии
100 элементов, тематика животные, 31х28 см
500 элементов, тематика города, рекомендуемый возраст 9 - 14 лет, 47х33 см

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Клим Картохин