Кажется, серия Five Nights at Freddy's была с нами всегда, прямо как другой образец жанра survival horror — японская классика Resident Evil. Иллюзия возникла из-за разработчика Скотта Коутона, который за 7 лет в рамках своей уникальной вселенной с жуткими аниматрониками выпустил 13 игр, включая спин-оффы, и сбавил стахановский темп совсем недавно. Security Breach, например, ждали с 2019 года и пару раз переносили, что кажется просто непозволительным промедлением. Что вышло в итоге? Выясняем, проходя игру на телевизоре Samsung Neo QLED.
Некоторые тезисы из ролика
За 7 лет серия здорово изменилась. В первых частях игрокам предлагали пережить ужасающий опыт охранника, вынужденного на протяжении пяти бессонных ночей спасаться от нападения аниматроников с недружелюбным медведем во главе и не имеющего возможности сбежать из крохотной комнаты. Другие проекты превращались в концептуальные сборники мини-игр, меняли локации с классической пиццерии на среднестатистический дом из американской мечты или даже предлагали пользователям испытать себя в качестве менеджера ресторана быстрого питания.
К Security Breach серия заручилась нешуточным бюджетом и серьезными графическими технологиями, нарастила объемный игровой мир и, кажется, по-настоящему повзрослела — настолько, что Скотт Коутон попрощался с должностью человека, отвечающего буквально за каждую деталь в играх серии, и в последующих проектах будет наслаждаться разве что ролью консультанта.
В рамках вселенной игр бренд Freddy Fazbear’s Pizza вырос не меньше бренда самой серии в реальном мире: как минимум действие хоррора переехало из небольшой пиццерии в размашистый семиэтажный торговый центр «Мега-пиццаплекс Фредди Фазбера». Дети с родителями приходят в него не столько ради пары слайсов любимой пиццы или аттракционов, сколько из-за зрелищных перфомансов глэм-рок-группы аниматроников в лице Аллигатора Монтгомери, Волчицы Роксаны, Глэмрок Чики и Глэмрок Фредди.
Неудивительно, что в такой стране чудес маленьким посетителям хочется задержаться подольше. Как юному Грегори, который воспользовался суматохой, забрался внутрь сломанного механического медведя и оказался заперт в «Мега-пиццаплексе» на ночь. И если поначалу все выглядит как сбывшаяся детская мечта, то вскоре главный герой понимает, что попал скорее в ночной кошмар. По территории развлекательного центра бродит охранница Ванесса в поисках шустрого парнишки. Аниматроники ночью тоже живут своей жизнью — копаются в объедках, репетируют главные хиты и с большим удовольствием играют в кошки-мышки с незваным гостем. Правда, встреча с ними запомнится не автографами, которыми можно будет похвастаться перед друзьями, а жуткими скримерами и серым экраном.
К счастью, Грегори быстро успел сообразить, что стоит уносить ноги из «Мега-пиццаплекса Фредди Фазбера», и у него есть надежный помощник — тот самый Глэм Фредди. Да, неожиданно один из аниматроников встает на сторону главного героя, и это чистое чудо: медведь как минимум выступает в качестве гида, направляющего мальчика в его поисках выхода из развлекательного центра, а как максимум вовсе укрывает парня внутри своего механического тела, чтобы защитить от кровожадных сородичей. Может быть, человек человеку и волк, но аниматроник аниматроника не обидит. Кажется…
Впрочем, пользоваться приятным читом в виде Фредди слишком часто не выйдет — как правило, этот бог из машины появляется в самый напряженный момент, уносит мальчишка из эпицентра катастрофы, а затем уходит подзаряжаться к ближайшей энергетической станции. Но остается на связи благодаря специальным FAZ-часам с прекрасным техническим арсеналом: внутри и список актуальных квестов, и приложение с доступом к камерам видеонаблюдения, и общая карта комплекса.
Все эти чудеса технологий ведут мальчика по линейному сюжету: сначала нужно найти запасной выход из заведения, затем получить доступ к детскому саду, после этого проникнуть в комнату технического персонала. Чаще всего очередная спасительная идея Фредди ни к чему не приводит — и хотя хочется сдаться и броситься в объятия ближайшего аниматроника, приходится искать новые варианты, чтобы выбраться из заточения развлекательного центра или хотя бы дотерпеть до начала рабочего дня.
За время игры развлекательный центр невольно удается выучить чуть ли не наизусть — в некоторые локации придется вернуться не один раз. Размах «Мега-пиццаплекса» в целом производит впечатление — особенно если в голове все еще живут трепетные воспоминания о первой части серии. Зоны масштабного объекта приятно отличаются друг от друга: в детском саду, например, можно будет скатиться с горки в бассейн с шариками, а на аттракционах Аллигатора Монти — проверить свою меткость в своего рода тире.
Плюс ко всему чуть ли не в каждой отдельной комнате развлекательного центра припрятана коробка для подарков с необходимыми для прохождения предметами или просто приятными сувенирами для фанатов глэм-аниматроников. А аляповатые вещевые сумки по крупицам дополняют историю «Мега-пиццаплекса»: проливают свет на паранормальную активность в идиллическом комплексе, подсказывают, как справиться с очередным квестом от Фредди, отсылаются к предыдущим частям серии или просто без обиняков сообщают, что некоторые сотрудники центра — те еще душнилы. Самые внимательные найдут на квадратных километрах развлекательных зон и фирменные мини-игры — не зря же здесь столько аркадников.
Пугает игра в принципе не так, как другие проекты франшизы Five Nights at Freddy's. Клаустрофобное ожидание нападения аниматроников в узких коридорах уступило место вполне стандартному квесту-бродилке, пусть и достаточно непростому — за подсказки можно считать только советы от Фредди, в остальном игра отказывается вести за ручку. Конечно, игровые пространства патрулируют боты-уборщики, боты-охранники и сами механические зверушки, а таблички с надписями «мокрый пол» неизменно провожают глазами Грегори, но в большинстве случаев подготовиться к встрече с ними не составляет труда, тем более всегда можно изучить камеры видеонаблюдения.
В принципе в «Мега-пиццаплексе» хватает безопасных зон, где можно отказаться от стелса и вдоволь перевести дух. Хотя окончательно избавиться от тревоги не удастся: навязчивый эмбиент, смешанный с, казалось бы, безобидными объявлениями и музыкой развлекательного центра, не отпускает ни на секунду. Помогает ощутить себя увереннее только оружие, которое появляется ближе к концу игры — с ним можно вступать в прямые конфронтации с противниками и мстить за убитые нервные клетки.
Сценарий изобилует заскриптованными сценами, избежать участия в которых не выйдет никак. Стоит подойти к ключевой точке сюжета, как аниматроники появляются из ниоткуда, экстренно поставляя адреналин в кровеносную систему организма игрока. И даже если игра не вынуждает Грегори мчать от беды со всех ног, ей удается устраивать более чем жуткие испытания: например, за секунды встреча с неприятным, но вполне безобидным роботом-воспитателем по имени Солнце превращается в столкновение с его альтернативной злобной личностью, Луной, в погруженном в темноту детском саду.
Не оставляет в покое и тот факт, что единственным помощником игрока на протяжении всей игры остается Фредди — тот самый механический медведь, который прежде всегда был исключительно угрозой. Довериться ему непросто, и сколько бы раз он ни спасал жизнь мальчику, его шумное приближение по вызову тревожной кнопки или предложение забраться внутрь запускает армии мурашек по телу.
Что касается визуальной составляющей, Security Breach выглядит куда современнее всех других проектов серии — и уже почти не ощущается как инди-проект. К релизу подвезли даже модные технологии трассировки вроде DLSS, которые делают картинку еще сочнее, хотя и ограничивают аудиторию, способную насладиться игрой по максимуму.
При этом до визуальных чудес в духе Unreal Engine 5 в недавнем демо «Матрицы» хоррору все еще далеко. Конечно, торговый центр в ночи выглядит вполне себе красочно — неоновые вывески отражаются в отполированных ботами-уборщиками поверхностях, общая стилистика 80-х накидывает дополнительные очки за артистизм, но временами текстуры отсылают к палеолиту, а человеческие персонажи, Ванесса и Грегори, кажутся пластиковыми куклами Барби.
А еще в игре ужасное меню — хотя критиковать такое кажется дурным тоном, выпускать проекты с таким дизайном — преступление не меньше. С другими элементами интерфейса тоже все не совсем гладко: если тугие камеры видеонаблюдения можно как-то внятно объяснить, то отвратительную карту принять куда сложнее.
Впрочем, ощущение от игры это особенно не портит. Другое дело, что с оптимизацией у Security Breach тоже есть проблемы: пользователи жалуются на фризы во время перехода из одной зоны в другую и подвисания во время динамичных сцен — причем это случается даже на машинах, которые должны без проблем справляться с графикой игры. Без видимых причин можно наблюдать и просадку FPS — бодрит даже лучше всяких скримеров.
Хватает и мелких багов — аниматроники телепортируются из одного места в другое и гуляют по невидимым ступенькам, а фонарик в руках может застрять в неестественном положении, продолжая выполнять свои стандартные функции. Чаще всего проблемы решает откат к ближайшему чекпоинту. Правда, лишний раз этого делать не хочется.
Серия Five Nights at Freddy's семь лет назад стартовала как безусловное инди и даже с таким подходом стала безумно популярной. К последней игре под патронажем Скотта Коутона хоррор-сага здорово изменилась и сейчас выглядит вполне себе массовым хитом с не всегда дружелюбным, но понятным геймплеем, сюжетными кат-сценами и ярким игровым миром. Эта трансформация не вредит серии и кажется даже более логичной: если «отец» жутких аниматроников будет принимать минимальное участие в ее дальнейшем развитии, новым разработчикам есть с чего брать пример, не уходя в с головой в частные эксперименты.
Samsung Neo QLED — телевизор, подходящий для геймеров. Он обладает расширенными функциями, такими как Super UltraWide GameView, которая обеспечивает широкий обзор действия, включая соотношения сторон 21:9 и 31:9, как у игрового монитора. Совершенно новая игровая панель предлагает расширенные возможности и информацию о производительности в режиме реального времени для более эффективной игры. Теперь вы можете отрегулировать положение игрового окна. Neo QLED с технологией Motion Xcelerator Turbo+ поддерживает разрешение 4K с плавной частотой обновления 120 Гц для исключительной четкости движения. А автоматический режим с низкой задержкой минимизирует задержку ввода, поэтому действие происходит незамедлительно после нажатия кнопки.
Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910.