20 834
08 декабря 2021 в 14:00
Источник: Ефим Гугнин
Спецпроект

4K, HDR и DLSS: разбираемся, есть ли на самом деле разница для геймеров

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Если вы хоть немного увлекаетесь видеоиграми, читаете новости, обзоры и технические исследования, то наверняка много раз сталкивались с этими вездесущими терминами: 4K-гейминг, HDR, DLSS. Игровые журналисты уже приняли за факт, что все вышеперечисленное — однозначное благо, и могут по полтекста об игре уделить тому, насколько в ней хорошо реализованы разные новые технологии. Простому человеку при этом может быть совершенно непонятно: а что такого особенного в этих странных аббревиатурах? Почему это так хорошо? Насколько сильно вообще изменится мой игровой опыт, который меня и до этого вполне устраивал, если я вдруг пересяду за 4K-телевизор с поддержкой HDR и запущу игру, в которой используется DLSS? Вместе с Samsung Neo QLED расскажем, что это за звери такие и как именно они могут изменить видеоигровой опыт.

Начнем с самого простого. Что такое 4K, знают более-менее все: сегодня и смартфоны умеют снимать видео в таком качестве, и на том же YouTube много роликов, которые можно в нем запустить. 4K — кодовое обозначение разрешения экрана, где по горизонтали умещается примерно 4 тысячи пикселей. Самый популярный формат 4K, Ultra HD, это разрешение 3840 на 2160 пикселей. Чтобы не пугать сухими цифрами, вот вам понятное сравнение: при одинаковой диагонали экрана телевизор с 4K содержит в четыре раза больше пикселей, чем телевизор или монитор с 1080р.

Что это дает? Ну, во-первых, намного более четкую картинку — ведь из-за большего количества пикселей такие экраны могут показать больше деталей. На широких телевизорах и мониторах изображение в 1080р может начать «расплываться» — расстояние между пикселями в нем становится слишком значительным. 4K позволяет сохранять качество картинки на больших экранах.

Кому-то может показаться, что разница не столь заметна — но единственная причина, почему мы так считаем, в том, что вокруг нас все еще много контента в Full HD. Даже те, у кого есть 4K-телевизоры, наверняка чаще играют на них в 1080р. Чего уж там, даже видео выше вы, скорее всего, посмотрите не в 4K. У человечества в общей массе пока не было шанса перестроиться на 4K — и по-настоящему прочувствовать, насколько 1080р проигрывает в сравнении. Ведь не так давно нам казалось, что и 720р — вполне нормальное разрешение: просто потому что у большинства стояли мониторы, не поддерживающие более высокое качество. А разница между 1080р и 720р почти в два раза меньше, чем между 1080p и 4K.

Преимущество 4K очевидно — и спорить с этим сложно. Единственная проблема может быть, если вы геймер-ретроград: некоторые старые игры и Full HD не поддерживают, не говоря уже о 4K. И если вы запустите их на таком мониторе или телевизоре, то изображение в плохом качестве просто «растянется» на весь ваш огромный экран. Выглядеть это будет, скорее всего, не очень.

Ну или если вы профессиональный киберспортсмен. Те даже с самым современным оборудованием все равно часто предпочитают играть в 1080р. Просто потому что в таком случае они получают еще больше кадров в секунду и меньший «инпут лаг» — время от нажатия на кнопку до совершения действия в игре. В играх вроде CS:GO, где исход битвы может решить лишняя доля секунды, радость от красивой картинки в 4K оказывается ненужной роскошью.

А вообще, чтобы запустить новые игры в 4K, нужно иметь очень мощный компьютер (желательно с видеокартой уровня RTX 3070 или выше) ну или консоль последнего поколения. Ни то, ни другое купить в нашу эпоху кризиса полупроводников почти нереально. Первое стало неоправданно дорогим, второе почти не доезжает до прилавков магазинов.

Вот здесь-то и вступает в дело DLSS, или deep learning super sampling. Это технология, которая с помощью нейросетей увеличивает качество изображения в видеоигре, скажем, с 1080р до 1440р или даже до 4K. Таким образом, видеокарта нагружается не так сильно — ведь картинку ей нужно рендерить не в таком большом разрешении. А остальное делает искусственный интеллект. Вы получаете адекватное число кадров в секунду без постоянных «фризов» и изображение, которое, может, и выглядит не совсем как «нативные», то есть настоящие 4K. Но близко к этому.

Именно на DLSS игровая индустрия сегодня делает большие ставки. Или скорее на похожие технологии. DLSS — это разработка конкретно компании NVidia. Но у их конкурентов из AMD уже есть свой ответ: FidelityFX Super Resolution. Умеют «апскейлить» изображение до 4K и консоли — причем еще со времен PS4 Pro и Xbox One X. И эти технологии постоянно развиваются. Если недавно DLSS умела увеличивать качество лишь в два раза, сегодня — уже в четыре. Если раньше технологию нужно было «обучать» на каждой конкретной игре, в которой она применялась, сегодня она универсальна и работает почти в любом современном проекте. Вот только доступна она тоже лишь на видеокартах последнего поколения — так же, как и ретрейсинг, еще одна удивительная технология, которая позволяет создавать в играх реалистичное освещение с просчитанными программой отражениями на поверхностях. На данный момент это все еще скорее технологии будущего, которое наступило далеко не для всех покупателей.

И то же самое можно сказать про HDR, или High Dynamic Range (то есть «расширенный динамический диапазон»). Если вкратце, эта технология позволяет показывать больше оттенков цветов и, следовательно, более реалистичное и живое изображение. Черный становится действительно черным, а яркие оттенки не превращаются в белый. HDR сохраняет больше «информации» в изображении, чем обычно. Достигается это с помощью большей яркости монитора или телевизора — которая измеряется в канделах на квадратный метр, или «нитах». Чем больше нитов в экране, тем контрастнее изображение на нем — и тем больше разных оттенков цветов он способен передать.

Опять же, на бумаге — идеальная технология, расширяющая возможности того, что можно увидеть в видеоигре, и помогающая авторам создавать все более реалистичную графику. Но чтобы увидеть полноценный HDR, мало игры, поддерживающей его. Нужен также монитор или телевизор с этой функцией. И видеокарта, способная тянуть картинку с HDR. Здесь, правда, все несколько проще: не обязательно покупать RTX 3090 за баснословные деньги. Какая-нибудь GeForce 1060 вполне способна показывать изображение с HDR. Консоли же поддерживают технологию начиная с прошлого поколения: то есть PlayStation 4 и Xbox One.

Проблема только в том, что у HDR нет единого стандарта. Проще говоря, на мониторах и телевизорах разных компаний и ценового диапазона он может быть кардинально разным. На некоторых изображение всего лишь чуть лучше, чем на стандартных экранах без HDR. А вот на других оно действительно впечатляет.

Время, когда мы перестанем различать реальность и виртуальное пространство, пока еще далеко — и графика в играх сегодня, на первый взгляд, развивается не такими семимильными шагами, как раньше. Но все же технологии не стоят на месте: уже сейчас экраны позволяют смотреть на более красочное, живое и приятное изображение, чем когда-либо прежде. Они позволяют авторам видеоигр создавать все более иммерсивные миры, а игрокам становится все проще погружаться в эти вымышленные вселенные.

NVIDIA GeForce RTX 3090 24 ГБ GDDR6X, базовая частота 1400 МГц, макс. частота 1755 МГц, 10496sp, частота памяти 19500 МГц, 384 бит, доп. питание: 8+8 pin, 2.7 слота, HDMI, DisplayPort
NVIDIA GeForce GTX 1650 4 ГБ GDDR5, базовая частота 1485 МГц, макс. частота 1710 МГц, 896sp, частота памяти 8000 МГц, 128 бит, доп. питание: нет, 2 слота, HDMI, DisplayPort

Samsung Neo QLED — телевизор, подходящий для геймеров. Он обладает расширенными функциями, такими как Super UltraWide GameView, которая обеспечивает широкий обзор действия, включая соотношения сторон 21:9 и 31:9, как у игрового монитора. Совершенно новая игровая панель предлагает расширенные возможности и информацию о производительности в режиме реального времени для более эффективной игры. Теперь вы можете отрегулировать положение игрового окна. Neo QLED с технологией Motion Xcelerator Turbo+ поддерживает разрешение 4K с плавной частотой обновления 120 Гц для исключительной четкости движения. А автоматический режим с низкой задержкой минимизирует задержку ввода, поэтому действие происходит незамедлительно после нажатия кнопки.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by

Источник: Ефим Гугнин