11 декабря 2021 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков

Смартфоны станут прошлым через десять лет? Что придет им на смену, при чем тут метавселенные и почему так важны 5G-сети

Сегодня смартфон, наверное, является одним из основных гаджетов в жизни пользователя. С его помощью решаются если не все, то большинство каждодневных вопросов — от заказа билетов в кино до отслеживания физического состояния человека. Но, похоже, такое положение дел будет сохраняться недолго: если верить осведомленным сетевым источникам, от смартфонов начнут отказываться в течение ближайших десяти лет. Мы посмотрели, что пишут об этом инсайдеры, какие девайсы могут прийти на смену смартфонам и какие еще технологии начнут развиваться в этой перспективе.

Почему смартфоны в принципе могут отойти на второй план?

О том, что смартфоны в обозримом будущем могут перестать быть основополагающим продуктом для многих производителей, говорят уже несколько лет. Однако не так давно появилось чуть больше конкретики, пускай пока и неофициальной.

Известный точностью своих прогнозов аналитик из компании TFI Securities Минг-Чи Куо, уже много лет занимающийся «сливами» про еще не вышедшие устройства компании Apple, недавно заявил: «яблочники» готовят несколько устройств «с прицелом на замену iPhone в течение десяти лет». Речь в отчете шла о так называемой гарнитуре смешанной реальности (Mixed Reality, MR), которую производитель готовится представить уже в конце 2022 года. А вторая модификация гаджета, согласно Куо, появится не раньше 2024 года.

Концепт шлема дополненной реальности от Apple

Самое важное из отчета аналитика — то, что даже это первое устройство якобы уже не будет «привязано» к смартфону, как те же смарт-часы Apple Watch. AR-гарнитура, если верить информации инсайдера, окажется самостоятельным портативным устройством, которое включает производительную аппаратную платформу, по мощности сравнимую с ARM-чипами M1 в последних компьютерах корпорации.

Еще один не менее известный и точный в прогнозах аналитик, Марк Гурман из Bloomberg, добавил: гарнитура Apple будет ориентирована на игры, мультимедиа и общение, в ее активе окажется собственный магазин приложений. Новинка сможет предложить юзерам поддержку Animoji и FaceTime (то есть видеозвонков) в виртуальной реальности, чтобы таким образом «задать новый стандарт цифрового общения».

При чем тут метавселенные, или «олицетворенный интернет»

Еще несколько месяцев назад термин «метавселенная» был мало знаком большинству пользователей, даже тех, которые следят за развитием мира технологий. Но, похоже, многие мировые IT-корпорации — как минимум Microsoft, Facebook, Apple — стремятся к их построению.

ТАСС со ссылкой на слова ведущего эксперта Microsoft в области искусственного интеллекта и машинного обучения, доцента НИУ ВШ Дмитрия Сошникова описывает концепцию технологии так: «Ключевая идея метавселенной — слияние цифрового и физического миров в рамках единой платформы, экосистемы». А устройства для восприятия смешанной и виртуальной реальности в подобных метавселенных как раз придут на смену смартфонам.

Марк Цукерберг в шлеме виртуальной реальности

Одной из первых таких компаний, публично объявивших о планах по построению метавселенной, стала Facebook, которая недавно сменила название на Meta. В интервью изданию The Verge Марк Цукерберг объяснил, что в этом их виртуальном пространстве люди смогут общаться с помощью аватаров (вспоминаем про Apple с Animoji и FaceTime также в виртуальном пространстве), а контент будет показываться в форме голограмм.

Этим может объясняться стремление гигантских IT-компаний быстрее конкурентов вывести на рынок подобные гарнитуры, «застолбив» в понимании людей первенство в многомиллиардной (предположительно) новой сфере. По некоторым данным, этот рынок вырастет до $162,71 млрд в течение следующих пяти лет.

По словам Цукерберга, их версия AR/MR-шлема Project Cambria появится в продаже в 2022 году. В разработке также находится проект под названием Project Nazaré — это очки дополненной реальности со схожими функциями. Возвращаясь к Apple и прогнозам уже упомянутого Минг-Чи Куо, подобный «облегченный» девайс от этой компании появится как раз в 2024-м. А Microsoft и вовсе можно считать первопроходцем: ее шлем дополненной реальности HoloLens уже используется, правда, только в профессиональной сфере, а не простыми пользователями.

Microsoft HoloLens

В общем, метавселенная — это такой мир, в котором не существующие на самом деле объекты как бы «скрещиваются» с настоящими физическими вещами и событиями в рамках одной платформы. Цукерберг описывает опыт нахождения в метавселенной как нечто, что невозможно получить на двумерных веб-страницах и в приложениях, а заодно называет концепцию «олицетворенным интернетом».

Почему так важны 5G-сети

Дмитрий Сошников из компании Microsoft все в том же комментарии для ТАСС добавляет: «Для развития метавселенных понадобится огромный стек прорывных технологий: когнитивные цифровые платформы, оптические AR/VR-устройства, новые виды контроллеров, которые позволяют переносить действия пользователя из физической в виртуальную реальность, сети связи стандарта 5G и новее, технологии кибербезопасности и многое другое».

И если с AR/VR-устройствами все более-менее понятно (некоторые компании в открытую заявляют про их разработку, другие «открываются» через инсайдеров), как и с концепцией контроллеров, позволяющих ощущать предметы в виртуальной среде (недавно их также анонсировала Meta), то про важность 5G-сетей (и их продолжателей) стоит сказать отдельно.

Еще в 2019 году топ-менеджеры компании A1 заявляли, что основное предназначение технологии 5G — реализация проектов в сфере интернета вещей. Тогда речь шла скорее об использовании сетей пятого поколения в бизнес-среде, но потребительская сторона вопроса как раз должна развиться с приходом портативных устройств виртуальной и смешанной реальности.

Такой вывод в 2020 году также делали в руководстве российской компании «ВымпелКом» (бренд Beeline). Ее представители заявляли, что «мобильные AR- и VR-услуги — одни из немногих, которые используют все преимущества 5G по сравнению с LTE». В частности, речь шла про минимальные задержки сигнала, благодаря чему пользователь не будет замечать паузы между своими действиями и реакцией в виртуальном пространстве при работе в 5G-сети.

Вторая теоретическая способность сетей пятого поколения — перенос вычислительных мощностей, необходимых для обработки трехмерного видеопотока в режиме реального времени, от конечного устройства (например, VR-гарнитуры) на удаленный сервер. А в дирекции российского оператора Tele2 добавили, что «благодаря высокоскоростной бесшовной связи AR может появиться даже на уличных билбордах».

Правда, о переносе вычислительной мощности с самих гарнитур дополненной реальности в облако, вероятно, в разрабатывающих их компаниях пока думают скорее только как о перспективе. Опираясь на информацию от источников в сети, можно предположить, что первоначальные итерации гарнитур для массового потребителя все же будут базироваться на собственных чипсетах.

В случае с компанией Apple, как заявлял Минг-Чи Куо, речь идет про две SoC (система на чипе) на базе ARM-архитектуры, позволяющей снизить энергопотребление и при этом обеспечивать достаточную мощность. Ведь первому высокопроизводительному чипу придется обрабатывать изображение сразу для двух экранов (для левого и правого глаза) в разрешении 4K. Второй же будет использоваться для обработки информации, поступающей с внешних датчиков гарнитуры. Наверняка примерно по такой же схеме пойдут и другие компании, решившиеся на выпуск устройств дополненной реальности.

санки, 86x37 см, материал: сталь, до 25 кг, возраст: 1–5 лет
тюбинг (ватрушка), 95x95 см, материал: ПВХ, до 100 кг, возраст: 12 лет
санки, 87x39 см, материал: сталь, до 25 кг, возраст: 1–5 лет

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Без комментариев