Большинство автомобилистов при поломке машины обращаются за помощью на СТО. Логично похожим образом поступать и при поломке компьютера: обращаться к мастерам, которые в этом разбираются. Героини нашего материала тоже так считали. В итоге одной дефрагментировали SSD и (не) удалили вирусы почти на 500 рублей, а вторая за то, что ей так и не отремонтировали дисковод, осталась должна 200 рублей. Удивительные истории отечественного ремонта.
Важная преамбула. Обе наши героини обращались за помощью в компанию ООО «Проект-КЦ» через сайт компьютер-сервис.бел. Услуги же по ремонту оказывают мастера, в договорах указанные как «самозанятые». При попытке решить вопросы, оставшиеся после «ремонта», администрация сайта сообщает, что не отвечает за качество работы самозанятых, а только лишь предоставляет им заказы. С мастерами же повторно пообщаться очень сложно, потому что в качестве телефона для связи они оставляют контакты компании — владельца сайта.
У Светланы есть MacBook Pro 2017 года выпуска. Недавно женщину стали донимать всплывающие в браузере окна с рекламой. Было решено обратиться в компанию компьютер-сервис. бел.
— Пришел мастер, спросил о проблеме. Я сказала, что проблема одна — всплывающие окна. Он подсоединил свою флешку, сказал, что в ноуте 34 вируса, удивился этому. Начал что-то делать, потом заполнять бумагу, считать. В итоге объявил, что с меня 561 рубль.
Любопытно взглянуть на перечень работ, которые проделали с MacBook Светланы. Так, удаление вирусов обошлось в 246 рублей (получается 7,23 рубля за штуку). Дополнительно мастер обновил систему за 15 рублей и настроил что-то в ней еще за 25. Да, недешево, но в целом к этим позициям вопросов нет. Разве что, по словам Светланы, она не просила ничего обновлять и настраивать. Мастер настаивает, что все было наоборот. Правды здесь найти уже не удастся, однако нельзя не согласиться с тем, что в принципе macOS можно и обновить, и настроить.
С вирусами та же ситуация. Субъективно, 246 рублей — уж очень дорого. Однако и все разговоры о том, что в macOS нет вирусов, — это не более чем заблуждение. Мы задали работающему на себя мастеру, не связанному с ООО «Проект-КЦ», вопрос о ценообразовании: 246 рублей за 34 вируса — это нормально или не очень? Вот что он ответил:
— Если по-честному, с женщины просто взяли деньги ни за что. Антивирус есть у любого мастера по ремонту компьютеров. Просканировать компьютер на вирусы — это почти ничего не стоит. Самый наглый мастер возьмет 100 рублей. Нормальная цена — 45—50 рублей с выездом. А так это развод внаглую.
Да и нет такой услуги — удалить один вирус. Это просто смешно. Ты приезжаешь, сканируешь компьютер антивирусом и удаляешь все разом. Здесь не нужны какие-то навыки и умения — только время, которое ждешь во время работы антивируса. И стоит это копейки.
По поводу вирусов на macOS в целом и о ситуации Светланы в частности высказался Виктор Чебышев, ведущий исследователь угроз информационной безопасности «Лаборатории Касперского»:
— Этот тип вредоносного ПО называется «рекламные программы» (Adware). Они запускают нежелательную рекламу на зараженных устройствах и могут перенаправлять пользователя из результатов выдачи поисковых систем на рекламные сайты. Такие программы часто оказываются встроены в другие бесплатные приложения, которые пользователь может скачать в свободном доступе в интернете. Иногда рекламная программа загружается и незаметно устанавливается на компьютер с помощью троянца. Кроме того, такое ПО может попасть на устройство с помощью так называемых угонщиков браузеров (Browser Hijackers), которые загружают рекламную программу, используя уязвимость браузера.
Согласно статистике «Лаборатории Касперского», рекламное ПО — самая распространенная угроза для устройств, работающих на платформе macOS. Защитные решения «Лаборатории Касперского» также фиксируют попытки их заражения троянцами и backdoor-программами — программами, предоставляющими злоумышленникам возможность скрытого удаленного управления пораженным устройством.
Как правило, рекламная программа никак не отображается в системе и не предполагает возможности удаления пользователем. Более того, попытка удалить ее вручную может привести к сбоям в работе ПО устройства.
Несанкционированный переход по ряду ссылок (на скрине с историей браузера) может быть вызван троянцем-кликером — вредоносной программой, которая устанавливается на устройство под видом легального программного обеспечения. Целью такой деятельности чаще всего является получение дохода от переходов по рекламным ссылкам.
Избавиться от вредоносного ПО помогают специальные защитные программы. Они же являются самыми действенными инструментами для профилактики подобных заражений, так как блокируют загрузку подозрительных файлов. Помимо этого, пользователи сами должны внимательно следить за тем, что и на каких сайтах они скачивают. Любые программы стоит загружать только с официальных сайтов, внимательно проверяя их адрес в адресной строке.
Давайте посмотрим на другие позиции. Каким-то образом мастеру за 35 рублей удалось оптимизировать жесткий диск, которого нет в MacBook. Еще 105 рублей ушло на дефрагментацию недефрагментируемого. Также было бы интересно посмотреть, какие настройки брандмауэра в macOS мастер сделал за 30 рублей.
Справедливости ради мастер попался сердобольный, поэтому сделал женщине скидку 15%. Так что вместо 561 рубля вышло всего 477.
— Так как я совершенно ничего не понимаю в данной области и при этом являюсь честным человеком, я уплатила, хоть и с возмущением, эту сумму. На следующий день поинтересовалась у знакомых, которые рассказали, что половину заявленных работ в моей модели ноутбука вообще сделать невозможно. К другой половине тоже есть вопросы, но там уже невозможно сказать, было что-то сделано или нет.
Можно предположить, что все-таки нет. Потому что всплывающие окна, по словам Светланы, никуда не делись.
К слову, сам мастер утверждает, что стоимость его работ оказалась высокой потому, что «в Беларуси свободное ценообразование, и я могу устанавливать цены, какие захочу». Плюс ему пришлось за собственные средства покупать ключ для антивируса. Светлана, правда, говорит, что никаких антивирусов на своем компьютере не нашла.
Отметим, что после череды звонков в компанию по ремонту техники, а также после разговоров с мастером Светлане с трудом, но удалось вернуть деньги. С ходу мужчина был готов вернуть средства за оптимизацию и дефрагментацию SSD, но благодаря настойчивости женщины все же отдал ей всю сумму.
У Екатерины похожая история: та же компания, тоже проблема в ноутбуке и также самозанятый мастер. Только проблема не в вирусах, а в сломанном DVD-приводе лэптопа.
— Приехал мастер и сказал, мол, лучше купить внешний дисковод, работающий от USB, поскольку мой ноутбук старый и найти для него встроенный дисковод будет сложно. Я чего-то такого и ожидала, но потом мастер сказал, что попробует что-нибудь сделать. Он вскрыл ноутбук, раскрутил, посмотрел, продул — все это молча, ничего не уточнял, не предлагал и ни о чем не предупреждал. Затем все собрал, попробовал запустить дисковод, но ничего не вышло.
Вышло или нет, но заплатить-то за работу надо. Мастер составил договор и выставил счет в 201 рубль. Это за чистку ноутбука от пыли, чистку контактов и дисковода, а также за замену термопасты.
Сумма Екатерину не устроила, особенно с учетом того, что проблема, для решения которой она вызывала специалиста, осталась.
— Получается, те услуги, которые я не заказывала и на которые я не давала согласия, я должна оплатить, а что поломка не была устранена и даже не указаны ее причины, так это не считается! — возмущается Екатерина.
Всей суммы у женщины не было, поэтому она отдала мастеру 101 рубль, а еще на 100 рублей оставила расписку с обязательством оплатить их в течение нескольких дней. Потом были попытки разобраться с компанией, но там, по словам Екатерины, ей сказали то же, что и Светлане: ответственности за качество работу мастера фирма не несет. Сейчас мастер ждет от нее 100 рублей и даже готов заменить дисковод — поставить бэушный, но за дополнительную плату.
На сайте компании есть образец договора на оказание услуг — но не с пользователями техники, а с мастерами по ее ремонту. Если коротко, то компания обязуется собирать через интернет заказы на ремонт техники и передавать их мастерам. Те, в свою очередь, оплачивают эту услугу — по 400 рублей за каждые 10 календарных дней, то есть 1200 рублей в месяц. Для юрлиц и ИП цены в полтора раза выше.
Ключевой пункт договора (8.2) звучит так: «Заказчик от своего имени, на своих условиях и за свой счет оказывает услуги (выполняет работы) третьим лицам (физическим, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям), указанным в заявках по ремонту и обслуживанию компьютерной техники, в соответствии с требованиями законодательства. Ответственность за оказанные услуги (выполненные работы) перед третьими лицами несет Заказчик. Исполнитель не несет ответственности за работы (услуги), выполняемые Заказчиком третьим лицам, а также за объем выполненных заказов Заказчиком по переданным заявкам».
В общем, согласно договору, ООО «Проект-КЦ» действительно не несет ответственности за качество ремонта. Но что в таком случае делать не довольному результатами ремонта клиенту, если связаться он может только с компанией?
Дозвониться в компьютер-сервис. бел не так-то просто. Указанный на сайте номер телефона для вызова мастера уже не работает. Звоним по указанному в договоре номеру кол-центра. Там свою принадлежность к компьютер-сервис. бел не подтверждают и не отрицают, но говорят: если по поводу ремонта техники, то это к нам. Девушка подтвердила журналисту Onlíner, что вся ответственность лежит на мастере. Как с ним связаться? Компания готова соединить со специалистом клиента, но никак не журналиста. Что ж, ладно. У нас все равно чудом оказался в руках номер молодого человека, который за 201 рубль пытался, но не смог починить дисковод.
Молодой человек (назовем его, например, Максим) сразу вспомнил историю с дисководом. Мы поинтересовались у него, нормально ли в ремонтной среде прийти по заявке, не устранить неполадку и взять деньги за работу, о которой его не просили.
— Я ей (клиентке Екатерине. — Прим. Onlíner) говорил, что надо разобрать ноутбук и почистить его. Проблему с дисководом это может решить или не решить. Когда разобрал, почистил, заменил термопасту, дисковод не завелся. Я сказал, что самым бюджетным вариантом будет купить внешний дисковод, потому что чинить будет слишком дорого. И я выписал счет за чистку, за все.
— А вы правда хотели забрать ноутбук, если Екатерина не заплатит?
— Я предлагал забрать ноутбук и оставить ей документы, а когда у нее появятся деньги, приехать и отдать ей ноутбук.
— А вообще ничего, что вас приглашали на ремонт дисковода, а в итоге вы вместо этого почистили пыль за 200 рублей?
— Я ей сказал, что надо сделать то-то и то-то и что это может помочь, а может не помочь. И стал проводить работы.
— Предупредили, сколько это может стоить?
— Нет, не предупредил. Но она и не спрашивала.
— А что дальше будете делать? Вам же вроде как 100 рублей должны. Будете их возвращать? Может, в суд будете подавать?
— Нет, не буду.
Чтобы обезопасить себя от ненужных трат, всегда полезно быть заранее предупрежденным о том, что может тебя ждать. Мы связались с двумя ребятами, которые поделились приемами, используемыми недобросовестными мастерами. По словам одного из наших собеседников, именно этим приемам обучают новичков при приеме на работу в одну компанию с российскими корнями, цель которой — развернуть свое дело по всей Беларуси.
Итак, вот как можно распознать мастера, который хочет не помочь вам, а выманить как можно больше денег:
Ситуацию прокомментировала юрист Татьяна Ревинская. Если коротко, то в случаях, подобных описанным выше, нужно или договариваться с мастером, или отправляться в суд.
— Без регистрации ИП можно осуществлять только определенные государством виды деятельности, перечень которых приведен в статье 1 Гражданского кодекса. Лица, занятые соответствующими видами деятельности, являются самозанятыми.
Без регистрации ИП можно оказывать услуги по «разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению, ремонту, техническому обслуживанию компьютеров, обучению работе на них, ремонту и обслуживанию периферийного оборудования». Такие услуги включены в перечень видов бытовых услуг, подлежащих включению в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь».
Это существенный момент, поскольку такая деятельность не подпадает под действие закона о защите прав потребителей, а регулируется лишь Гражданским кодексом. Поэтому при наличии претензий к качеству оказанной услуги нужно обратиться непосредственно к ее исполнителю. Если возникшую конфликтную ситуацию невозможно разрешить в добровольном порядке, придется обращаться в суд. При этом в досудебном порядке можно провести независимую экспертизу — это может сделать как исполнитель, так и заказчик. Если инициативу в этом вопросе проявит исполнитель, а заказчик не будет согласен с результатом, последний сможет оспорить такое заключение в судебном порядке при обращении с соответствующим иском.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by