01 декабря 2021 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Селебрити пропадают из китайского интернета. Китай ставит знаменитостей на место

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Компартия Китая в этом году развернула активную работу по приданию интернету новых формы и содержания. Сперва власти заставили ходить по струнке крупные технологические компании, а теперь решили прижать к ногтю интернет-знаменитостей: с «вульгарной шумихой» и «ненормальной эстетикой» должно быть покончено во благо молодого поколения китайцев. Наблюдать за особенностями развития китайского интернета все так же интересно.

Бойся фанатов

Как это часто бывает в Китае, началось все с критики в государственной газете People’s Daily. Через нее до граждан доводят месседжи властей, которые вскоре находят свое воплощение в законодательных актах или нормативных документах.

В августе этого года в упомянутой выше газете появилась критика интернет-платформ, которые делают звезд из «недостойных людей». Мол, под влиянием социальных сетей подростки зачастую выбирают, за какими людьми следить, исключительно из-за популярности последних на той или иной социальной платформе.

Каких-то конкретных имен и компаний там не называли, но звоночек был существенный. Сервис Weibo — китайский аналог Twitter — отреагировал незамедлительно: с сайта исчез список знаменитостей, который основывался на количестве подписчиков и охвате постов.

Китайские власти беспокоят не столько сами селебрити, сколько потенциал их фан-клубов. Зачастую это многомиллионные армии фанатов из числа подростков и студентов, которые могут легко мобилизоваться в сети или в офлайне для протестов в защиту любимой звезды.

К примеру, этим летом в Пекине арестовали популярного певца Криса Ву, подозреваемого в изнасиловании: 19-летняя девушка обвинила его в том, что он воспользовался ее беспомощностью два года назад, когда она сильно напилась. В его аккаунтах в западных соцсетях остались миллионы подписчиков (только в Instagram больше 7 млн), а вот китайские фан-страницы были быстро закрыты.

Поэтому в государственных СМИ Китая и звучали призывы: фан-культуру следует исправить, а социальным сетям надлежит стать безопасным местом для молодого поколения, где оно гарантированно увидит лишь социально ответственные ролевые модели поведения. В августе сказано — к ноябрю сделано.

Боевые волки

Управление по вопросам киберпространства КНР известно в первую очередь благодаря своему инновационному подходу к работе с сетевым пространством. Это ведомство регулирует все, что связано с интернетом, — от использования подходящих юзернеймов до закупки сетевых продуктов и услуг для обеспечения национальной безопасности.

Благодаря этому управлению год назад из китайских версий цифровых магазинов приложений удалили более сотни программ, включая TripAdvisor, а в этом году была открыта горячая линия, куда можно пожаловаться на комментарии против Коммунистической партии Китая. В целом это одно из самых деятельных и, как уже заявлялось, инновационных ведомств Поднебесной.

«Интернет-культура знаменитостей и вульгарный хайп в последние годы неоднократно подвергались запретам. Культура кликбейта, пропагандирующая ненормальную эстетику и сеющая раздор среди фанатов, оказывает негативное влияние на основные ценности», — с таким заявлением в конце ноября выступило Управление по вопросам киберпространства Китая.

Чиновники высказали недовольство тем, что контент от знаменитостей в интернете не соответствует определенным стандартам, состоит из сплетен и откровений о личных делах. А потому соцсетям стоит создать черный список и не распространять контент, который пропагандирует ненормальную эстетику, вульгарные скандалы и другое иррациональное поведение.

Под ненормальной эстетикой, к примеру, власти Китая понимают женственных молодых мужчин, которые часто оказываются под влиянием звезд K-Pop из Южной Кореи. В государственных СМИ в качестве более приемлемого образца мужской эстетики предпочитают воспевать «боевых волков». Это популярное обозначение прижилось в качестве описания маскулинности благодаря двум китайским военным фильмам из серии Wolf Warrior (что-то наподобие азиатских «Рэмбо»).

Этот же термин («боевые волки») в последние годы зачастую используется по отношению к китайской дипломатии, которая сделала шаг в сторону от заветов Сяопина и при Цзиньпине стала более резкой, напористой и порой грубой. А потому неудивительно, что женственность отдельных китайских селебрити не может не раздражать «боевых волков».

Потому «смотрящие за интернетом» постановили соцсетям создать системы мониторинга популярных учетных записей, владельцы которых будут наказываться за нестандартный контент.

Эксперты оценивают нововведения как борьбу с идеологически уязвимым для Китая местом. Идолы приобрели мифические масштабы важности для фанатов и мешают распространению идеологической пропаганды компартии.

Звезды гаснут

С другой стороны, деятельность фан-клубов звезд в Азии действительно приобретает хаотические, иррациональные черты. Эти маленькие монстры, взращенные соцсетями, могут брать деньги за членство или устраивать между собой сетевые войны с публикацией личной информации в интернете, не говоря о совсем уж странных выходках в стремлении сделать приятно своему объекту поклонения.

В конце лета китайская стриминговая платформа iQiyi на фоне всех заявлений регуляторов отменила планы по проведению конкурса талантов — «фабрики» будущих знаменитостей. Гендиректор компании внезапно посчитал такое шоу «нездоровым» — наверное, во многому потому, что в этом году одним из спонсоров было молоко Mengniu Dairy. Фанатам той или иной восходящей звездочки предлагалось покупать это молоко, чтобы зарабатывать очки для кумира. Естественно, фанаты его практически не пили, а массово выливали в канализацию. Сообщалось о 270 000 испорченных бутылок продукта.

Китайские знаменитости хорошо понимают, в какой стране они живут. Они из первых рядов наблюдали, как один из самых известных, богатых и влиятельных бизнесменов страны Джек Ма попал в опалу номенклатурщиков и, казалось, готовился лишиться своей империи.

Если на Западе знаменитостей подвергают цифровому остракизму с воем и улюлюканьем разгневанной толпы в соцсетях, то в Китае знаменитостей «отменяет» само государство, причем делает это хладнокровно, в назидание остальным.

Так, в немилость угодила популярная актриса Чжао Вэй. Многие ее фильмы, шоу и видео, в которых она снималась, исчезли из интернета. Отключен оказался и крупный онлайн-форум, где общались между собой ее фанаты. Имя актрисы убрали из работ, которые еще не были удалены. Поиск в Tencent Video или на том же iQiyi по ее имени не дает результатов.

При этом власти сохраняют молчание, а видимых причин для удаления упоминаний актрисы из сети никто назвать не может. Казалось, она всегда имела хороший общественный имидж.

Но, как писала People’s Daily, если знаменитости хотят продолжать заниматься искусством, им предстоит учитывать нижнюю границу морали: «В противном случае, как только вы коснетесь красной линии закона и морали, вы выйдете на „финишную черту“».

Мир все больше очерчивается красными линиями.


Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович