2303
18 ноября 2021 в 15:00
Источник: Кирилл Петренко
Спецпроект

Dota 2, мобильный клон League of Legends и карточные настолки. Ищем самые большие призовые в киберспорте

Совсем недавно российская команда Team Spirit выиграла чемпионат мира по Dota 2, увезла с собой более $18 млн и заставила весь мир удивляться тому, что, оказывается, в 2021 году можно зарабатывать на «дотке» настолько астрономические суммы. Спешим приоткрыть завесу тайны: большие призовые разыгрывают и в других киберспортивных направлениях. Вместе с онлайн-кинотеатром VOKA собрали информацию о самых денежных соревновательных играх: от классического шутера Counter Strike до мобильной Arena of Valor.

Dota 2 — главный босс киберспорта

Про баснословные призовые на чемпионате по Dota 2 — The International, пожалуй, слышали все. Последний турнир предложил участникам побороться за сумму, превышающую $40 млн: каждый из игроков той же Team Spirit грязными получил на руки около $3 млн. Что уж там, даже две худшие команды не ушли с пустыми руками, получив по $100 тысяч в качестве «утешительного приза».

Так было далеко не всегда, хотя и начинал The International тоже не с битвы за леденцы и памятные медальки. Уже первый турнир обозначил приближение будущего с его правилами: в 2011 году лучшие бойцы Dota 2 разыграли призовой пул размером в $1 млн — для многих киберспортивных дисциплин это до сих пор неподъемная сумма. В 2014-м чемпионат мира пробил потолок в $10 млн, спустя пару лет повысил ставки до $20 млн, а предпоследний The International поднял планку до $35 млн. При этом зрители турнира сами влияют на суммы, которые могут заработать их кумиры, — как банальной покупкой билетов на ивент, так и непосредственным донатом.

Киберспортивная часть Dota 2, впрочем, не ограничивается одним лишь чемпионатом мира — каждый сезон предлагает командам соревноваться на самых разных уровнях: от локальных турниров до крупных и уважаемых «мажоров». Нулей в призовых там, конечно, чуть меньше, но суммы все равно впечатляют: в рамках Dota 2 Asia Championships 2015 года, например, разыгрывали более $3 млн. Столько же — на The Kiev Major 2017 или The Boston Major 2016.

Всего за историю турниров по Dota 2 общая сумма призовых превысила $276 млн. Из этих средств $34 млн достались команде OG: ребята выиграли два The International подряд, а между делом блистали на различных «мажорах». Лидер команды Йохан n0tail Сундштайн единолично заработал на игре $7 млн — неплохое достижение к 28 годам.

Counter Strike: Global Offensive и Fortnite — клуб «за сто»

Преследуют, но пока и близко не догоняют Dota 2 сразу две дисциплины. Интересно, что представляют они разные поколения и подходы к соревновательным шутерам.

Counter Strike: Global Offensive своей популярностью и успешностью обязана предыдущим частям игры. Легендарные 1.6 и Source на заре киберспорта мгновенно вывели шутер в топы, поэтому новинка Valve на добротном фундаменте стартовала с места в карьер с DreamHack Winter 2013 года. Основным источником дохода для команд по CS:GO служат «мажоры». Так, уже первый обозначил серьезные намерения призовым фондом в $250 тыс. При этом самый денежный турнир недалеко ушел от ранних стадий The International: максимальная сумма ($2 млн) была достигнута только в 2021 году на PGL Major Stockholm.

Что касается Fortnite, то она заявила о собственных киберспортивных амбициях в 2018 году. Менеджеры Epic Games заходили на новую территорию дерзко: компания сразу же пообещала выделить $100 млн на ближайшие годы для различных соревнований по этой игре. Сказано — сделано. И хотя первые локальные турниры давали возможность побороться лишь за десятки тысяч долларов, уже в августе 2018-го прошел марафон Fortnite Summer Skirmish Series, в котором суммарно разыграли $8 млн. Спустя год финал чемпионата мира определил призовой фонд в $33 млн — игра стала абсолютным монстром в плане скорости и масштаба развития своей соревновательной части, чему смогла помешать только пандемия.

Сейчас второе место по суммарным призовым в киберспорте все еще занимает CS:GO. Но у нее есть определенная фора в сравнении с Fortnite: классический шутер про подлых террористов и бравых спецназовцев проводит турниры на пять лет дольше, за все это время было разыграно $125 млн. «Королевская битва» ушла недалеко: на данный момент фанаты мультяшных перестрелок и концертов Трэвиса Скотта боролись в совокупности за $108 млн.

Однако важно учитывать и тот факт, что второе место Counter Strike обеспечила себе и большим количеством турниров: за восемь лет в рамках дисциплины провели почти 6 тысяч ивентов разного характера. Fortnite выглядит куда скромнее: 741 соревнование на данный момент. С другой стороны, «королевская битва» выросла на уже подготовленной и благодатной почве, а не толкала киберспорт в массы на протяжении десятка лет.

Больше всех в истории CS:GO заработал Питер Dupreeh Расмуссен. Парень в деле с первого «мажора» и суммарно накопил почти $2 млн за 163 турнира — на эти деньги можно было бы четыре раза слетать в космос.

Главным же миллионером Fortnite считается Кайл Bugha Гирсдорф: в 16 лет он был лучшим в индивидуальной части Кубка мира 2019 года и за свой перформанс получил сразу $3 млн. До недавнего времени киберспортсмен держал уникальный рекорд по размеру разового выигрыша, однако ребята из Team Spirit в этом году обошли его и уже должны были получить звонок от редакторов Книги того самого Гиннесса.

League of Legends — первая после богов

Еще один передовой представитель жанра MOBA, как и Dota 2, на мировой арене уже больше десяти лет. League of Legends вместе с «коллегой» стали символами зарождения монструозного киберспорта, и, хотя за последние годы игра пропустила вперед несколько конкурентов, «Лига» с отрывом занимает уверенное четвертое место по суммарным призовым за всю историю своих турниров — чуть меньше $90 млн.

Главные деньги League of Legends разыгрывают на чемпионатах мира: пиковая отметка превысила $6 млн в 2018 году. Интересно, что игра безумно популярна: в 2016 году по количеству реальных и цифровых зрителей она даже опередила НБА, бейсбольную Мировую серию и хоккейный Кубок Стэнли, но по размеру призовых уступает не только главному конкуренту в лице Dota 2, но и дерзким новичкам вроде Fortnite. Если пиковая награда чемпионата мира, по крайней мере, превосходит суммы ранних ивентов The International, то первый сезон World Championship скромно довольствовался бюджетом в $100 тысяч.

Впрочем, деньги в рамках League of Legends водятся не только на чемпионатах мира. Например, с 2015 года компания Riot Games организовала еще одно крупное событие под названием Mid-Season Invitational, которое собирает несколько лучших команд и разыгрывает среди них вполне неплохие призы. В 2017-м бюджет перевалил за $1,5 млн, годом позже — тоже держал планку больше миллиона.

Но и это не всё — региональные турниры по LoL не оставляют участников с пустыми карманами. Особенно преуспел в этом плане китайский чемпионат Pro League (LPL): весенний и летний этапы 2021 года разыгрывали суммы, превышающие $600 тысяч.

Самым успешным игроком League of Legends можно считать корейского киберспортсмена по имени Ли Сан Хек, более известного как Faker. Его заработок достиг почти $1,5 млн — всего-навсего потребовалось выиграть три чемпионата мира и два турнира серии Mid-Season Invitational. Все эти титулы боец заработал в составе SK Telecom T1 — главной команды в истории дисциплины как минимум по части суммарных призовых, размер которых к концу 2021 года перевалил за $6 млн.

PUBG, StarCraft II, Arena of Valor, Overwatch, Hearthstone, Rainbow Six Siege — очень разный киберспорт

Десятку самых популярных киберспортивных направлений закрывают сразу шесть игр — ни одна пока суммарно не разыграла призовые, превышающие $38 млн, как PUBG, но и не опускалась ниже отметки в $20 млн, подобно Rainbow Six Siege. Дисциплины максимально разношерстные, и некоторые из них по-настоящему удивляют.

С самой популярной все предельно ясно. PlayerUnknown’s Battlegrounds стала игрой, которая своим прорывным дебютом в 2017 году популяризировала жанр «королевской битвы» и вместе с Fortnite стала его символом. Идеально ложившийся в русло киберспортивных соревнований геймплей только способствовал появлению турниров, хотя началось все совсем не с меркантильных проектов.

Сперва компания Bluehole пригласила 128 игроков на локальный турнир с трансляцией на Twitch, целью которого был сбор средств для благотворительной компании Gamers Outreach Foundation. Авторы PUBG сами пожертвовали $100 тысяч на такое дело, а зрители собрали еще $20 тысяч — это косвенно показало, что аудитории интересны не только добрые дела, но и соревнования на базе «королевской битвы».

Вскоре в рамках Gamescom прошел первый осознанный чемпионат среди бойцов PlayerUnknown’s Battlegrounds с призовым фондом в $150 тысяч. А в 2021 году турнир PUBG Global Invitational.S дал участникам возможность побороться за $7 млн — дисциплина стабильно растет и крепнет.

Культовая стратегия StarCraft от Blizzard еще в начале нулевых стала в Южной Корее чуть ли не религией и радовала участников турниров призовыми до $120 тысяч. Правда, конфликт между компанией и локальным комьюнити значительно подтопил репутацию игры и охладил желание масс участвовать в соревнованиях на ее базе — не самая популярная вторая часть со старта не смогла дотянуться до уровня предшественницы, и, пока конкуренты расширяли свое влияние, StarCraft приходилось вздыхать о былых деньках.

На своем пике турнир по второй части стратегии собирал до $700 тысяч в качестве награды для бойцов в рамках World Championship Series от Blizzard. Проблема в том, что в 2019 году компания закрыла турнир. Сейчас игрокам приходится довольствоваться ивентами вроде DreamHack, которые предлагают финансовый пул в районе $100—200 тысяч. При этом за всю историю игры по ней провели больше шести тысяч соревнований — суммарно это позволяет держаться в киберспортивном топе с общим объемом призовых более $35 млн.

Высокое место Arena of Valor в рейтинге может удивить. С одной стороны, это, конечно, MOBA по образу и подобию League of Legends, с другой — играют в нее только на мобильных платформах и Nintendo Switch. Что ж, будущее наступило: уже в 2017 году случился первый международный турнир по AoV с призовым фондом в $470 тысяч. А летнему Honor of Kings World Champion Cup 2021 года не хватило совсем чуть-чуть до отметки в $8 млн. Всего за четыре года соревнований по мобильной игре разыграли $35 млн — расскажите об этом людям, которых шокирует заработок Team Spirit.

На очереди — еще два представителя Blizzard. Overwatch как прорывной командный шутер с элементами MOBA, максимально открытый для игроков разных уровней и характеров, ожидаемо попал в десятку самых богатых дисциплин: помогла и удачная концепция проекта, и время его релиза. Начиная с 2015-го по всему миру проводят десятки турниров по Overwatch, главный среди которых выделяет одноименная лига. Последний ее тур 2021 года собрал пул призовых более $4 млн.

А вот высокое место Hearthstone кажется феноменальным. С одной стороны, конечно, это образец переноса традиционного формата настольных игр в цифровую плоскость, но с другой — карты не кажутся достаточно динамичным зрелищем, чтобы за турнирами по ним следили сотни тысяч людей. Время разрушать шаблоны: с 2013 года по Hearthstone прошло более 900 соревнований, а крупнейшие из них, Hearthstone World Championship 2017 и 2019 годов, гарантировали участникам борьбу за миллион долларов.

За все время эти проекты Blizzard разыграли почти $60 млн: $31 млн от Overwatch и $25 млн от Hearthstone — неплохо для картишек.

Замыкает десятку прибыльных киберспортивных направлений Rainbow Six Siege. Игра в седле с 2016 года, когда появились первые официальные турниры по тактическому шутеру и даже профессиональная лига. За пять лет дисциплина обзавелась россыпью ярких «мажоров», постоянным сезоном Pro League и большими ивентами под названием Six Invitational — последние два года их команды-участники боролись за $3 млн. А пятилетка Rainbow Six Siege закончилась с еще более приличной статистикой: состоялось 347 турниров, разыграно $20 млн.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Кирилл Петренко
Без комментариев