Спецпроект

Бунтарский дух, реактивные ранцы и «Потрачено». Почему весь мир полюбил серию GTA

10 615
11 ноября 2021 в 17:00
Источник: Кирилл Петренко
Спецпроект

Бунтарский дух, реактивные ранцы и «Потрачено». Почему весь мир полюбил серию GTA

Спустя 20 лет после выхода оригинальной GTA III студия Rockstar наконец решила освежить свои культовые игры в формате ремастера. Трилогия классических частей серии под названием The Definitive Edition стала доступна уже сегодня, 11 ноября. Вместе с VOKA вспоминаем, почему вообще весь мир полюбил сагу Grand Theft Auto.

Романтика вседозволенности

Серия GTA ворвалась в индустрию видеоигр с двух ног: предельно романтизированная история простого автоугонщика была полна абсолютно бунтарского духа и эйфории вседозволенности, от которых кружилась голова. Она отметала все ярлыки, не превращала персонажа в сказочного героя, спасителя мира или доведенного до сумасшествия добродетельного копа, мстящего за смерть родных. Герои GTA были простыми ребятами с улиц, которых не сковывали ни сюжетные условности, ни моральные вопросы.

И хотя основные концепции, узнаваемые локации в виде Либерти-Сити (аллюзия на Нью-Йорк), Вайс-Сити (Майами), Сан-Андреаса (Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Лас-Вегас) и фирменный тон игра получила в первых двух частях, вдоволь насладиться ими мешала не самая комфортная графика, а также вид сверху. Ситуацию в 2001 году изменила GTA III, которая и превратила серию в то, что мы знаем и любим сейчас: игра обрела современный трехмерный движок, большой и полный жизни открытый мир и широкий спектр занятий, доступных пользователю.

За годы эволюции игра изменилась не так сильно, как кажется, когда взгляд перепрыгивает со скриншотов GTA III и GTA V. Например, уже в самом начале второго тысячелетия за нарушение правопорядка игрока награждали звездочками розыска, высылали за негодяем отряды полиции, спецназа и даже спешно поднимали босс-вертолет. А обойтись без преступной деятельности было непросто: криминал был главным источником заработка для главного героя.

Кажется, в свое время это здорово пугало старшее поколение: страшилки о том, как шутеры превращают детей в террористов, имеют место до сих пор, поэтому несложно представить себе, о чем думали родители, наблюдающие за ребенком, который часами напролет угоняет машины, расстреливает взводы полицейских и посещает стрип-клубы — пусть и в компьютерной игре.

Это и привлекало аудиторию. Абсолютная вседозволенность не обязательно оживляла скрытые фантазии игроков, мечтающих устроить бесчинства на улицах родного города. Зато позволяла проходить игру в своем темпе: можно было отвлечься от центрального сюжета и уйти с головой в побочные квесты, а между делом просто поохотиться за тачкой, на которую успел положить глаз. А если в погоню пускается целая армия — эффектно избавиться на ней от преследования.

В конце концов в GTA можно было просто мерно наворачивать круги по городу, любуясь вполне детализированными и почти фотореалистичными пейзажами, и слушать любимое радио. Музыка в принципе с самого начала была одной из сильнейших сторон игры — у авторов определенно есть вкус. И даже если ни одному плейлисту не удавалось угодить, пользователи могли загрузить свои MP3-файлы (помните такие?) и наслаждаться персональной радиостанцией.

Криминальная драма с диалогами как у Ричи и Тарантино

Готовы поспорить: хватает игроков, которые никогда не проходили ни Vice City, ни San Andreas, ни тем более GTA III до конца. Здорово, если удавалось осилить хотя бы половину сюжетной линии под натиском соблазна ввести чит-код, получить в личное пользование танк и рвануть по городу, сравнивая с землей все, что попадется под руку (вернее, гусеницу).

При этом сага всегда славилась своим сюжетом, который ни в чем не уступал популярным голливудским криминальным драмам, а своими клиффхэнгерами порой шокировал даже сильнее. Начиная с трехмерной GTA III все в принципе выглядело как угловатый и несовершенный в графическом плане, но фильм — с выдержанной историей, яркими персонажами и ощутимым нервом повествования, в ходе которого герой может доверять только себе. А диалоги для игр мог писать Квентин Тарантино или Гай Ричи:

— Ты ведь знаешь, что я черный, а не китаец?

— Я слепой, Карл, не тупой.

Главные герои серии не выглядели безликими манекенами в гавайских рубашках или майках-алкоголичках. Да, они были преступниками, но у каждого была большая история и сильный характер. Томми Версетти воплотил в себе самые яркие черты популярных гангстеров с киноэкранов и прошел непростой путь от мелкого бандита до настоящего короля Вайс-Сити, не готового покорно сидеть на привязи у пожилых мафиози. Карл Джонсон представлял собой улицы — парень, не знавший отца, был вынужден жить по правилам криминального мира, пытался сбежать от насилия, но в конце концов вернулся домой после смерти брата и построил такую империю, какая и не снилась его коллегам.

Ближайшее окружение ничуть не уступало центральным персонажам. Чуть ли не каждый второй второстепенный бандит мог в любую минуту выдать абсолютно уникальную хохму для золотых подборок цитат. «Хочу найти жену и завести детей, развестись с ней и бороться за право проводить время с детьми каждые выходные, как все люди», — разве это не прекрасно?

Семейный портрет серии пестрит колоритными персонажами. Хиппи с красноречивым прозвищем Правда — сторонник теорий заговоров и мастер астральных путешествий. Или постоянный источник комедии в лице Кена Розенбурга — амбициозного адвоката, стол которого чаще занят не бумагами, а горками белого порошка. Наконец, Мелвин Биг Смоук Харрис, набожный тучный гангстер, который любит власть почти так же сильно, как еду из закусочной Cluckin' Bell.

Удивительно: большая часть персонажей GTA — отъявленные мерзавцы, воры и убийцы, от которых скорее получишь пулю в спину, чем помощь. При этом за время остроумных бесед и перепалок к персонажам привязываешься — и даже справедливая смерть предателя в этой серии игр может вогнать в депрессию.

Реактивный ранец, миссия с вертолетиком и другие главные квесты детства

Сюжет GTA, безусловно, сделан первоклассно. Однако если бы разработчики серии наплевательски отнеслись к ее геймплею, до финиша доходили бы, наверное, только единицы. Впрочем, сюжетные миссии и побочные задания саги были и остаются абсолютно самостоятельным примером энтертейнмента, который удивляет, веселит, вызывает приступы гнева, но, главное, остается в памяти на долгие годы.

San Andreas, например, подарил серии одну из самых запоминающихся погонь: когда Биг Смоук проваливает сделку с русской мафией, главному герою приходится составить ему компанию в головокружительном заезде на мотоцикле, наслаждаясь безумными виражами товарища и судорожно отстреливая неприятелей.

Конечно же, в криминальной драме не обошлось без ограбления банка — и это тоже берет на себя СиДжей. Пока главный герой отравляет охрану газом, его компаньон взрывает гидроэлектростанцию и обесточивает здание. Недостаточно эффектно? Мафия, якудза, парашюты и бегство на вертолетах дополняют картину.

Vice City, с другой стороны, подарила саге одну из главных комедийных миссий с острым сюжетом. Пока Томми Версетти колесит по городу в лимузине с бомбой, которая взорвется, стоит ему отпустить педаль, шотландские рокеры из группы Love Fist пытаются спасти положение.

Особенно абсурдными, но невероятно забавными вышли миссии, связанные с реактивным ранцем. Серия GTA всегда казалась реалистичной, даже когда армии США требовались считаные секунды, чтобы нагнать войска в город ради одного незадачливого преступника. Реактивный ранец же превращает действие в какую-то нелепую фантастику: сначала Карлу приходится ради него вламываться в местную «Зону 51», а затем с помощью гаджета забираться на движущийся поезд, чтобы добраться до правительственных секретов. Выглядит это так же круто, как и звучит.

Наконец, задание «Разрушитель», известное в народе как «миссия с вертолетиком» — одна из причин широко распространенных детских травм и нулей в гонорарах психологов. Блестящая на первый взгляд идея зачистки стройплощадки от недвижимости при помощи миниатюрного летательного аппарата со взрывчаткой мгновенно рассыпается в прах, стоит только попробовать осуществить это с теми возможностями управления, которые способна предоставить игра. В ремастере Vice City миссия станет проще, но, надеемся, не потеряет свой садомазохистский шарм.

В San Andreas вместо вертолета был миниатюрный самолет, который требовался для ликвидации курьеров. И, быть может, до сложности «Разрушителя» задание не дотянуло, но громоздкое управление все еще устраивало челлендж для игроков.

Отдельный сорт искусства — финальные миссии каждой из игр. Они сочетают в себе доведенный до кипения сюжет, пронзительные кат-сцены, масштабный экшен и серьезный уровень сложности в виде марш-броска к финальным титрам.

Пасхалки и отсылки в криминальной «песочнице»

Впрочем, большой и детализированный мир GTA всегда подталкивал игроков не только к хардкорному прохождению сюжетных миссий, но и к увлекательному исследованию его просторов. И в плане эксплоринга игра могла предложить немало. Можно было найти на карте города трамплины для эффектных прыжков на автомобилях или узкие улочки, идеально подходящие для того, чтобы значительно срезать маршрут, но если копнуть чуть глубже, «песочницы» серии открывали куда больше секретов.

Как известно, авторы GTA Vice CIty вдохновлялись картиной «Лицо со шрамом». Майами, наркобизнес, главный герой, слепленный по образу и подобию Тони Монтано, и его узнаваемая резиденция — поверхностные отсылки считываются легко. Но если постараться чуть больше и исследовать Вайс-Сити детально, можно найти и сцены интереснее. Например, в районе Оушен-Бич есть квартира, в ванной которой произошла кровавая резня бензопилой, — дань уважения классическому фильму.

Для менее притязательной аудитории разработчики подготовили юморески другого характера: если в 11 часов вечера отправиться на стоянку возле клуба «Малибу», можно полюбоваться фаллическим символом, который образуют горящие окна отеля. Фонтан только дополняет картину.

Кроме того, в одной из киностудий можно найти очевидное доказательство того, что высадка на Луну была сфабрикована. Это наглядно демонстрируют декорации исторического момента. А полное прохождение игры дает герою возможность примерить «наряд Фрэнка»: дурацкую футболку с принтом «Я прошел Vice City, и все, что у меня есть, это паршивая футболка». На самом деле не такая уж она и паршивая: уникальный предмет гардероба позволяет сбросить звезды розыска до двух.

В GTA III и San Andreas разработчики игрались с пользователями без лишнего пиетета. В укромных местах можно было найти дерзкие сообщения от авторов: «Знаешь, ты не должен был попасть сюда». Или даже лучше: «Здесь нет пасхалок. Уходи». Были шутки и тоньше — вроде газетных вырезок про зомби-Элвиса. А еще — почетные отсылки к первым двум частям серии в виде скриншотов на ноутбуках.

В какой-то момент фанаты GTA начали видеть даже больше, чем игра могла предложить на самом деле. Например, в низкополигональной лесополосе Сан-Андреаса кто-то разглядел снежного человека — новость мгновенно обрела вирусный статус, и охотники за фантастическими тварями стали раз за разом организовывать рейды по поиску существа. Разработчикам отмолчаться не удалось: было подтверждено, что в предельно реалистичной и приземленной серии нет ни инопланетян, ни вампиров, ни даже бигфута. Только реактивные ранцы.

Трудности перевода и отборные мемы

Играть в сагу GTA совсем не обязательно, чтобы знать, что она из себя представляет. Серия прочно вошла в мировую массовую культуру за счет многочисленных комичных эпизодов, которые развлекают даже совсем далеких от компьютерных игр людей.

Самым известным мемом саги, бесспорно, является драматичный экран гибели персонажа с лаконичной надписью Wasted, или куда более родной для глаз «Потрачено». Гармонично выглядит в любых ситуациях и любых декорациях: смерть героя в компьютерной игре, бегство телефона из рук в воду, падение на тротуар во время первого ноябрьского гололеда. Почти так же прекрасны и экраны успешной или провальной миссии, в том числе благодаря фирменному саундтреку в духе классического хип-хопа западного побережья.

Более погруженные в особенности GTA игроки могут вспомнить, как в Vice City самым опасным противником для Томми Версетти были не мафиози-конкуренты, навязчивые копы или двуличные друзья, а самая обычная вода. Дело в том, что разработчики Rockstar то ли столкнулись с технологическими ограничениями движка, то ли просто поленились нарисовать новые анимации и прописать код, и стоило персонажу попасть в море, как случалось роковое «Потрачено».

Интересно, что в GTA III ситуация была ровно такой же, но при этом в игре присутствовало какое-никакое объяснение смехотворной ситуации: по сюжету у берегов Либерти-Сити случился разлив нефти, из-за чего вода стала непригодной для употребления и плавания.

Но самым оригинальным мемом GTA стал не частный момент или элемент забагованной механики, а сразу вся локализация San Andreas. Дело в том, что перевели игру на русский язык только спустя четыре года после ее релиза, а до этого аудитории приходилось довольствоваться либо оригинальным текстом и озвучкой, либо пиратской «промтовской» версией.

Именно локализация подарила игрокам «Потрачено». А как вам «Улица рощи на уровне грунта»? Биг Смоук превратился в «Большой Дым» — и ведь не поспоришь. Целый район получил звучное имя «Отверстие Лос-Сантос». Наконец, мексиканская версия невинного слова «чувак» превратилась в куда более угрожающее «углепластик». Ничего не забыли? Ах да — «охладите трахание».

До сих пор никто не знает, как звали того героя, что подарил русскоязычному сообществу этот шедевр. Впрочем, на протяжении нескольких лет перевод постоянно дорабатывался, правился и видоизменялся. Но оригинальная версия до сих пор остается чистым золотом и зачастую куда предпочтительнее для прохождения, нежели официальный перевод.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Кирилл Петренко
Без комментариев