Давно я не видел откровенно плохого кино. Казалось, такое просто-напросто стали меньше снимать. Тем более если речь идет о кинокомиксах вселенной Marvel, где голливудский конвейер давным-давно до миллиметра условной кинопленки просчитывает каждую сцену и каждый кадр. Однако один из самых ожидаемых фильмов года смог неприятно удивить: в «Вечных» плохо почти все. Жаль, ведь у проекта тоже было почти все для того, чтобы войти в историю как минимум кинокомиксов. Он, может, конечно, и войдет, но уж точно не в качестве положительного примера.
Давным-давно раса космических богов Целестиалов создала Вечных — не способных умереть от старости ребят, обладающих сверхспособностями. Вечные нужны для того, чтобы оберегать миры от девиантов — отвратительных существ, пожирающих все живое. Они сожрали бы и Землю, если бы не Вечные. Они явились сюда 7 тыс. лет назад и все последующее время защищали человечество от девиантов, пока не загнали последних в глубины морские.
Разумеется, Вечные не могли не оставить след в истории. Поэтому все сказания об Афине, Гильгамеше, Икаре и прочих мифических персонажах — это на самом деле отголоски реальных событий, в которых успели поучаствовать бессмертные ребята и девчата.
В фильме делают много отсылок к древности, но основные события происходят в наши дни. О девиантах уже давно не слышно, а Вечные интегрировались в общество кто как мог. Один, например, живет в глуши, другой купается в славе суперзвезды индийских фильмов, третий преподает в университете, четвертый страдает от того, что навечно заперт в теле девочки-подростка, и так далее. Сначала все они удивлялись, почему Целестиалы не отзывают их домой, раз уж с девиантами покончено. В конце концов привыкли.
Ах да, немаловажный нюанс: Вечным запрещено вмешиваться в развитие человечества. Их единственная задача заключается в защите планеты от девиантов. Со всеми остальными напастями людям надо справляться самостоятельно. Этим, например, объясняется, почему Вечные не контактируют с Мстителями и не помешали Таносу истребить половину живых существ.
По ходу сюжета нам расскажут, что на самом деле некоторые Вечные очень уж прикипели к Земле. Поэтому, когда внезапно из ниоткуда вновь появляются девианты, мини-боги с удовольствием берутся за старое, то есть за уничтожение тварей. Потом дадут о себе знать Целестиалы и вообще окажется, что все не так, как задумывалось изначально… В общем, в очередной раз супергероям, то есть Вечным, предстоит спасти мир.
«Вечные» — масштабный блокбастер с бюджетом, превышающим $200 млн. Непонятно, что же можно было сделать не так, чтобы и потенциально интересная история, и огромные деньги не дали результата. Ведь зритель вправе ожидать хотя бы зрелища, но и с ним есть проблема.
Начать стоит с самих персонажей. Во-первых, их много: десять Вечных, ради хоть какого-нибудь раскрытия которых и понадобился хронометраж почти в три часа. Во-вторых, среди них почти нет интересных героев. Хоть Вечные, хоть Целестиалы, хоть Мстители, хоть Супермен — способности не отличаются от того, что мы уже видели не одну сотню раз. Один стреляет лазерами из глаз, вторая бегает быстрее ветра, третий шмаляет фаерболами, четвертая умеет в невидимость, пятая исцеляет раны и так далее.
Но это ладно, придумать что-то новое здесь и правда сложно, к тому же вопросы эти скорее должны быть адресованы создателям комиксов, а не фильма. В кино из каждого Вечного попытались сделать личность. Почти получилось, но нет — все персонажи картонные и предсказуемые. К тому же для существ, которые живут уже тысячи лет, ведут они себя максимально по-дурацки.
Я не знаю, как должны вести себя люди возрастом 7 тыс. лет, но уж точно не как импульсивные подростки. Вспомните девочку Клодию из «Интервью с вампиром». Это один из самых запоминающихся персонажей ленты, воплощенный Кирстен Данст. Все потому, что у зрителя возникает сильный диссонанс, когда он видит ребенка, который ведет себя как уставший от жизни очень древний человек в возрасте 200 лет. Смотришь — и веришь, и поэтому не по себе.
В «Вечных» есть герой по имени Спрайт — тот самый, что выглядит как девочка-подросток и умеет создавать иллюзии вплоть до невидимости. Она живет на этом свете как минимум в 35 раз дольше Клодии, но по-прежнему ведет себя как девочка-подросток. Впрочем, как и остальные герои.
В этом плане забавнее всего наблюдать за любовной линией. Какие, оказывается, эмоции и искры могут быть у Вечных! Но хуже всего — томная постельная сцена на закате, в песке и под шум волн. Сцена настолько чуждая и лишняя, будто вставлена из дешевого бразильского сериала начала 1990-х. Единственный момент, когда по ходу просмотра довелось улыбнуться.
Потому что с юмором здесь тоже беда. За него отвечает Вечный по имени Кинго. Он звезда Болливуда, на чем и строится большинство шуток. Выходит почти так же «гармонично», как и упомянутая выше постельная сцена. Вот только не смешно.
В режиссерское кресло «Вечных» посадили Хлою Чжао — ту самую, которую очень сильно хвалили за «Землю кочевников». Субъективно, фильм не тянет на «Оскара», но все же он довольно сильный для того, чтобы ожидать от его режиссера сильной работы. Однако если почерк Хлои здесь фрагментарно и мелькает, то на пользу фильму это точно не идет.
Помимо несоответствия возраста героев их поведению, возникает очень много других вопросов к логике повествования. Например, почему-то раньше Вечные довольно легко расправлялись с девиантами, но, когда те внезапно вернулись уже в наше время, бессмертные почему-то пугаются и в панике бегут от них? Да, девианты стали сильнее, но это выясняется чуть позже, чем нам показывают выпученные в испуге глаза парочки Вечных.
В какой-то момент нам скажут, что один из Вечных сильнее всех остальных вместе взятых. Вот только из самого фильма это никак не следует — даже наоборот, в начальных сценах этот герой выглядит слабее отдельных боевых товарищей. Более того, с этим персонажем потом долго и муторно сражаются, пока не оказывается, что его довольно легко обезвредить буквально за пару секунд. Потом по сюжету он освобождается, но это снова никакой — даже супергеройской — логикой не объясняется.
Зато как же здесь любят объяснять даже самые мелкие события до и после! Да еще иногда по два раза, а то и по три, чтобы уж точно дошло до каждого. Авторам ленты осталось полшага до того, чтобы сопровождать вообще все происходящее на экране закадровым комментарием («Вот Икарис стреляет лучами из глаз по летающему девианту. Тот хватает Вечного и уносит его прочь. Икарис вырывается и снова пуляет глазолазерами» — ну и так далее).
Теперь-то ясно, почему в «Земле кочевников» так мало диалогов. Видимо, нашелся советчик, убедивший Хлою Чжао, что порой лучше промолчать, чем много, долго, нудно и ни о чем говорить. Увы, для «Вечных» такого советчика не нашлось. Режиссеру дали полную свободу, в том числе в перекраивании сценария, чем она с удовольствием и занялась.
Якобы неожиданные сюжетные повороты не вызывают ничего, кроме зевоты. Перенасыщенность персонажами и неинтересными событиями тоже не добавляет ленте баллов. Здесь же упомянем в лучшем случае посредственную актерскую игру. Особенно обидно за Анджелину Джоли, у которой из умений, кажется, осталось только волевое выпячивание губ.
Может ли быть еще что-то не так с одним из самых дорогих в истории блокбастеров? Может. Смотрим на бюджет, потом на местные визуальные эффекты, затем снова на бюджет и опять на эффекты. Все это можно было бы простить какой-нибудь российской фантастике с бюджетом $5 млн. И дело даже не в том, что девианты неинтересны не только в сюжетном плане, но и визуально.
Говорят, Хлоя Чжао использовала в фильме очень много натурных съемок. Так вот, специалистам по спецэффектам не удалось объединить реальность и виртуальность так, чтобы это смотрелось естественно. Каждая компьютерная тварь в лесу выглядит именно так, как есть на самом деле, то есть как наложенный поверх кадра спецэффект. Однако в наше время это уже не относится к магии кино.
Вот и в целом впечатление от всего фильма такое, будто его делали люди, которые знакомы с кинокомиксами только по лентам полувековой давности. Отсюда пафос, чрезмерная серьезность, попытка поиграть в эпичность, неадекватное поведение героев, «накладные» спецэффекты, глуповатые диалоги и подающиеся как откровение слабые сюжетные твисты.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by