Спецпроект

От стриминга через CD снова к стримингу. Как за 25 лет изменилась музыкальная индустрия

20 313
13 октября 2021 в 9:00
Источник: Тимофей Каталожников. Фото: reddit/adistar7
Спецпроект

От стриминга через CD снова к стримингу. Как за 25 лет изменилась музыкальная индустрия

Источник: Тимофей Каталожников. Фото: reddit/adistar7

Музыка — очень странный феномен. Простой набор звуков в определенной последовательности становится чем-то прекрасным. Никто не скажет наверняка, когда она появилась, предполагают, что примерно 50 тыс. лет назад. И 99,99% всей ее истории мало что менялось: разве что возникали новые музыкальные инструменты и жанры. Лишь совсем недавно (по историческим меркам) кто-то придумал способ записывать чарующие звуки в их оригинальном звучании, а в прошедшую четверть века произошли наиболее значимые изменения. Вместе с сетью магазинов «5 элемент» вспомним, как трансформировалась музыкальная индустрия с конца 90-х и по нынешнее время.

Хотя в середине 90-х все еще были популярны кассетные плееры, они постепенно уходили на покой, давая дорогу молодым CD (объективно не слишком, так как появляться они начали задолго до этого). Тем не менее можно было встретить крутые «пленочные» девайсы с эквалайзерами, функцией записи, сверхтонкие по тем временам (чего только стоит WM-EX20). Хотя мейнстримом были модели попроще, конечно.

Вероятно, это был пик развития, но соперничать с новым «кассетникам» было все сложнее. По крайней мере, на Западе, где расцвет продаж CD пришелся на период с 1997 по 2001 год. И вновь одним из лидеров рынка была Sony с ее легендарной линейкой Walkman. Одновременно силу набирало нечто пока новое и неизведанное — с огромным, как выяснилось потом, потенциалом. Тот самый интернет.

Первый коммерческий цифровой синтезатор Synclavier Model I от британской New England Digital:

«Цифра» начала приходить в музыку еще в 70-х годах, однако до середины 90-х она развивалась «локально»: Yamaha выпустила прототип первого цифрового синтезатора, Sony отправила в продажу первый записанный в цифре альбом... Мир изменился с приходом интернета, компанию которому составил формат mp3. И всемирная паутина, и новый формат файла появились примерно в одно время, потому популярность они начали набирать одновременно — четверть века назад. И оба стали королями.

Музыкальная индустрия напряглась заранее — когда детище Тима Бернерса-Ли стало расползаться по всему миру. Одно знаковое событие новой эры — судебный иск за нарушение авторских прав в интернете — было связано с распространением через интернет MIDI-версий музыкальных композиций, а не mp3-формата, которому еще только предстояло взойти на трон. В 1993-м Frank Music подала в суд на CompuServe — форумную площадку, где можно было общаться и обмениваться данными.

Правообладатели хотели создать прецедент, не допустив создания нового способа распространения контента и, как следствие, потери денег. Получилось ли? Сложно сказать. CompuServe грозили выплаты примерно в $70 млн, однако спустя пару лет судебных тяжб удалось сойтись на полумиллионе долларов компенсации. Издатели еще не знали, что их ждет впереди.

Фото: Radio Survivor

Интернет дал начало еще одному новому направлению: стримингу аудио (а позже — и видео). Первопроходцем стала компания RealNetworks с ее RealAudio. Он оказался популярен среди интернет-радиостанций, которые еще долго использовали упоминаемый формат для своих трансляций. Одной из преград популяризации формата в нашем регионе была низкая скорость доступа в интернет (который к тому же был не слишком доступен финансово и распространен). Куда проще было загрузить файл каким-нибудь GetRight, а потом уже наслаждаться новым альбомом ранее доступных только на кассетах артистов.

В офлайне тем временем продолжался передел рынка. Здесь начинается (точнее, продолжается) история mp3. Нет, до появления iPod пройдет еще немного времени, и Apple не стала первопроходцем.


Откуда вообще брались mp3? Можно предположить, что где-то стояли заводы по производству этих файлов, но, скорее всего, свою роль сыграло распространение ПК и оптических приводов к ним (вкупе с диким ростом продаж музыки на CD). Юзеры могли спокойно «грабить» с дисков данные, адаптированные для передачи через медленный интернет, а потом делиться ими.


В 1998 году в свет вышел плеер Diamond Rio, который, вероятно, и стал первым «персональным» mp3-плеером. Точнее, первым коммерчески успешным (до появления iPod). Он же явился очередным «опасным» с точки зрения звукозаписывающей индустрии феноменом — наравне с интернетом и CompuServe с его MIDI-подборками. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний подала в суд на Diamond Multimedia Systems, однако иск провалился.

Фото: Ars Technica

Чтобы оценить возможности того времени, приведем некоторые характеристики устройства. Базовая версия плеера получила 32 МБ памяти и слот для ее расширения, питание Diamond Rio (Rio PMP300) получал от одной пальчиковой батарейки. Памяти хватало для хранения 30 минут mp3-музыки с битрейтом в 128 килобит, батарейки — на 8—12 часов работы. За все это счастье нужно было выложить $200 (а позже вышла версия с 64 МБ за $250). Сегодня объем продаж около 50 тыс. штук можно назвать «каплей в море», но 20 лет назад это был своего рода прорыв.

Очередным драйвером развития в 1999 году стал Napster — P2P-площадка для обмена файлами и в первую очередь музыкой в формате mp3. Вот уж по-настоящему головная боль индустрии (чего стоил судебный иск от американских радиостанций и Metallica), которая привыкла контролировать продажи каждой кассеты CD или DVD. Конечно, и до этого существовали пути обмена и распространения музыки, однако именно Napster сделал процесс удобным, показав пример остальным. А заодно популяризовав P2P.


Интересный факт: в 1974 году был продан миллиард музыкальных записей, в 1999-м — 4 млрд. А с 2003 по 2013 год лишь одна Apple продала более 25 млрд записей через iTunes.


В 2000-м на рынке появился первый телефон с поддержкой mp3 — Samsung SPH-M100, а в 2001 году Apple представила iPod — очередной продукт, перевернувший представление о том, «как должно быть». Внешне он чем-то напоминал Rio PMP300, но, очевидно, был лучше. В противном случае он не смог бы стать «легендой, совершившей революцию». Даже несмотря на цену в $400 (зато с жестким диском на 5 ГБ).

Фото: Business Insider

С течением времени выходили все новые версии плеера — появилась сенсорная панель, увеличился объем памяти, а цена пошла вниз: компания экспериментировала с формфакторами, не выходя из общей концепции дизайна и логики до момента появления iPod Touch в 2007-м. Хотя были и «экспериментальные» iPod Nano и Shuffle (Shuffle 2005 года, кстати, стал первым mp3-плеером Apple с твердотельной памятью).

Apple не была бы Apple, если бы не создала должную экосистему вокруг — так в 2003 году появился сервис iTunes. Все было по-честному, с соблюдением авторских прав, поэтому — за деньги. И за первый год Apple продала 70 млн композиций по 99 центов каждая. С 2006-го эффективность подобного подхода доказывает сервис Spotify (хотя модель у площадки все же иная, а работать во всю мощь она начала в 2008-м). Так что Стив Джобс нанес двойной удар: iPod стал мегапопулярным плеером, а iTunes — платформой продажи лицензионной музыки. Все хотели слушать mp3.

Фото: さくの家電のーと

На рубеже нулевых попытки закрепиться на рынке с новым продуктом предпринимала и Sony, которая по внутренним причинам почему-то отказалась от поддержки mp3 тогда, когда многие включились в игру. Началось все в 1999 году — компания выпустила в честь 20-летия линейки Walkman плеер Memory Stick Walkman (NW-MS7) с твердотельным накопителем. Sony пыталась продвинуть проприетарный формат ATRAC, что сыграло против. Кроме того, в 2001-м на фоне iPod с «тоннами» музыки плеер Sony NW-MS11 со 128 МБ выглядел так себе, не помог и выход в 2002-м модификации с 640 МБ.

Лишь в 2004-м Sony выпустила плеер NW-HD1, который позиционировался как самый маленький в мире с жестким диском (и «лучшим качеством звучания»). И только в этом же году вышел первый плеер Sony с поддержкой mp3 — NW-HD3… Эта история указывает, что далеко не всегда даже крупные игроки понимают, на что стоит ориентироваться.

Фото: hobot.com.tw

Начался период, когда мирно сосуществовали все форматы хранения и распространения информации, производители шли к миниатюризации и наращиванию возможностей с одновременным повышением качества и снижением цены. Тем не менее постепенно аудиоплееры всех мастей перешли из разряда «мастхэв» или «очень хочу» в нечто не слишком востребованное. Объяснение простое: миром начинали править смартфоны, которые давно превратились в «медиакомбайны».

В этом ключе интерес у части аудитории вызывает лишь ниша аудиофильской портативной техники — ею интересуются те, кому часто недостаточно качества mp3 или возможностей того же Bluetooth. А еще и «история повторяется»: в моду вновь входит винил, который впору сравнивать с доисторическим форматом хранения музыки. Это скорее для ценителей, так как постепенно рынок отказывается от физических носителей в принципе.

Миром начинает править стриминг, народ постепенно забывает про флешки с музыкой или загрузку мелодий с запасом: при наличии интернета и нескольких рублей в месяц можно обеспечить себе доступ к обширным библиотекам, не забивая телефон или компьютер тысячами бесполезных файлов. Это уже не эпоха RealMedia, и благодаря новым кодекам и скорости передачи информации вопрос качества звучания постепенно отходит на второй план.

В такие моменты, кстати, всегда интересно представить, как бы выглядело настоящее в глазах нас же, но 25 лет назад: вряд ли владелец кассетного плеера, в очередной раз перематывая пленку на карандаше (или пользователь крутого CD-плеера, стучащий севшими батарейками друг о друга), думал, как будет «тапать» по наушнику, чтобы перемотать песню на телефоне (причем композицию, которой на самом мобильнике нет).


«5 элемент» — это сеть магазинов электроники и бытовой техники, а также онлайн-магазин 5element.by с доставкой в 13 000 населенных пунктов Беларуси.

В этом году компании «5 элемент» исполняется 25 лет! И в честь праздника для клиентов сети доступны выгодные акции. Следите за информацией о праздничных предложениях на сайте 5element.by или уточняйте у консультантов в магазинах сети.

Спецпроект подготовлен при поддержке ЗАО «ПАТИО», УНП 100183195.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by