23 794
29 сентября 2021 в 10:42
Источник: Клим Картохин
Спецпроект

Как за 25 лет изменились игровые приставки

Источник: Клим Картохин

Многие считают, что именно пятое поколение игровых приставок перевернуло представления геймеров о том, как могут и должны выглядеть видеоигры. И именно благодаря этим консолям, появившимся четверть века назад, отчетливо выкристаллизовались три лидера — Sony, Microsoft и Nintendo. О том, какой путь прошли консоли этих компаний за 25 лет, расскажем вместе с сетью магазинов «5 элемент».

Sony

Эта японская компания — главный и по сути единственный «виновник» того, что сегодня происходит с рынком игровых консолей. В конце 1994-го и в 1995 году (даты анонсов разнились на разных рынках) Sony выпустила прорывную игровую консоль, которая изменила всю индустрию. До появления Playstation корпорация сотрудничала с Nintendo, а потом внезапно для многих решила самостоятельно выйти на, как тогда казалось, сложившийся и устоявшийся рынок. Мало кто мог представить, что благодаря первой PlayStation японцам удастся потеснить таких мастодонтов, как Nintendo и Sega. Вторая в конце концов даже умрет как производитель приставок.

Для своего времени PlayStation была невероятным прорывом. Здесь вам и компакт-диски в качестве носителей информации, и шустрый процессор с рабочей частотой почти 34 МГц, и 2 МБ оперативной памяти, и целый выделенный мегабайт под видеопамять. Не забудем и CD-ROM со скоростью чтения 300 КБ/с.

Использование в качестве носителя компакт-диска было одним из секретов успеха приставки. В отличие от картриджей, на CD можно было хранить куда больше информации. Проблема была лишь в том, что, в отличие от тех же картриджей, на диске не было памяти, которую можно было бы использовать для сохранений. Выход из ситуации нашли в виде карт памяти на 128 КБ.

Playstation ждала оглушительная популярность и невероятный спрос. Все благодаря и невиданной ранее трехмерной графике, уже упоминавшемуся выше емкому носителю, а также функциональному контроллеру с большим количеством кнопок.

Как вы знаете, после первой PlayStation на ниве игровых консолей Sony ждал успех, а порой и состояние, близкое к монополии. От поколения к поколению консоль трансформировалась, пока за четверть века не пришла к тому, что актуально сейчас — PlayStation 5.

Интересно посмотреть, как отличаются две модели, прародитель и его наследник, спустя 25 лет развития. Забавно, что, глядя на технические характеристики первой PlayStation, сегодня сложно представить, что на ней вообще можно было воспроизводить трехмерную графику.

Итак, процессор. Даже если не брать другие особенности, а ориентироваться только на тактовую частоту, то увидим, что за четверть века она выросла более чем в 100 раз. При этом общая производительность, включая графическую подсистему, увеличилась почти в 10 тысяч раз!

Вместо 2 МБ оперативной памяти теперь 16 ГБ, для сохранений (в том числе игр целиком) используется SSD-накопитель на 825 ГБ, а оптический привод умеет читать диски Blu-ray объемом до 100 ГБ. Сильно изменился контроллер, и все же фирменные черты в нем узнаются до сих пор.

Если не считать PS4, то приставки Sony от поколения к поколению росли в габаритах. Нынешняя «пятерка» раза в три превосходит родоначальницу. Однако с учетом фантастического роста производительности это не такая уж большая цена. Уверены, во второй половине 1990-х в Sony мало кто представлял, к чему может прийти линейка PlayStation к 2020-му.

Nintendo

Фактически единственная компания, которая смогла оправиться от вызванного Sony шока и более-менее адаптироваться к новой реальности. Хотя тогда, 25 лет назад, Nintendo проиграла битву. Встал вопрос о выживаемости корпорации.

Противостоять PlayStation была призвана Nintendo 64 — передовое для того времени решение, по многим параметрам превосходившее конкурента. Так, частота процессора была почти втрое выше и достигала 93 МГц. В целом использовались более передовые решения. Однако и более сложные.

Nintendo 64 проиграла конкуренту в первую очередь по двум связанным друг с другом причинам. Так, компания не решилась переходить на компакт-диски и по-прежнему использовала картриджи. Многие производители из-за небольшого количества места на старых носителях не могли адаптировать свои новые проекты под Nintendo 64 и обратили внимание на PlayStation. Создавать игры для приставки Nintendo было в целом сложнее, чем для детища Sony, поэтому нет ничего удивительного, что корпорация уступила свой трон крупнейшего производителя игровых консолей.

После провала Nintendo приступила к поиску своего пути заново. Была не очень удачная GameCube, потом правильную тропинку нащупали с помощью Wii, и вот наконец Switch — консоль, в которую верили далеко не все, но которая все же нашла своих поклонников и десятками миллионов экземпляров разошлась по миру.

Совсем скоро как раз выйдет новая версия Nintendo Switch с OLED-экраном. Устройство не имеет практически ничего общего с Nintendo 64. И тем удивительнее выглядят метаморфозы, через которые пришлось пройти японской корпорации, чтобы найти себе место под солнцем.

Nintendo Switch — гибридная консоль, которая совмещает в себе черты портативной и настольной игровых систем. В отличие от PlayStation, здесь, наоборот, приставки от поколения к поколению уменьшались, причем радикально. Так, по сравнению с Nintendo 64 модель Switch почти в четыре раза легче и примерно во столько же раз компактнее.

Технические характеристики по большому счету сравнивать бесполезно, потому что они просто другие. Так, если Nintendo 64 — это стационарная консоль, то у Switch уже есть дисплей, плюс беспроводные модули связи и встроенные контроллеры. Да, опять же, в отличие от PS, элементы управления изменились кардинально. Странный контроллер Nintendo 64 статуса легенды так и не снискал, а вот Joy-Con от Switch, скорее всего, навсегда войдут в историю и наверняка еще не один год будут использоваться Nintendo.

Microsoft

Xbox слегка выбивается из ряда приставок, о которых речь шла выше. Тем не менее именно Microsoft по примеру Sony с ее PlayStation решила попробовать свои силы на обновленном рынке приставок и сделала это вполне удачно.

В техническом плане первая Xbox была ближе конкурентов к стандартному игровому компьютеру. Здесь даже местная ОС имела много общего с Windows, да и «железная» архитектура больше напоминала о настольном компьютере. И благодаря этому у приставки, решившей дать бой японскому засилью, было много преимуществ.

Так, именно в Xbox впервые по умолчанию встраивался жесткий диск для сохранения игр — карты памяти наконец-то были не нужны. Пусть объем накопителя всего 8 ГБ, но для того времени это был прорыв. Добавьте сюда подключение к интернету (правда, только через Ethernet и никаких Wi-Fi), сетевой сервис Xbox Live, представление в качестве мультимедийного комбайна, а не только игрового продукта. Получим прообраз того, во что игровые консоли превратились сейчас.

Частота процессора (а это был Intel Pentium III) первого Xbox составляла уже вполне серьезные 733 МГц, графический чип представлял собой модифицированную видеокарту GeForce 3 и работал на частоте 250 МГц. Оперативной памяти — 64 МБ, а читать можно было не только CD, но и DVD.

Пожалуй, внешность наследников Xbox осталась консервативнее конкурентов. Конечно, все следующие Xbox отличались друг от друга, но «коробочный» дизайн всегда оставался узнаваемым. И даже нынешнее поколение Series X/S хоть и дальше предшественников ушло от прародителя, все равно остается верным первоначальной идее «ящика» или «коробки».

Сравнивать габариты непросто, потому что Xbox со временем сменил форму. В целом по объему занимаемого пространства изменений практически нет. При этом вес даже увеличился с почти 4 до 4,5 кг. Производительность, как водится, сделала невероятный скачок. Так, если брать топовую модель Xbox Series X, то здесь уже 8-ядерный процессор с частотой до 3,8 ГГц, 16 ГБ оперативной памяти, твердотельный накопитель на 1 ТБ, а также графическая подсистема, производительность которой подросла с 20 GFLOPS до 12,2 TFLOPS.

А вот легендарный контроллер хоть и менялся, но на фоне конкурентов — незначительно. Сегодня даже с закрытыми глазами можно наощупь узнать геймпады как от первой Xbox, так и от актуальной модели. Потому что классика!


«5 элемент» — это сеть магазинов электроники и бытовой техники, а также онлайн-магазин 5element.by с доставкой в 13 000 населенных пунктов Беларуси.

В этом году компании «5 элемент» исполняется 25 лет! И в честь праздника для клиентов сети доступны выгодные акции. Следите за информацией о праздничных предложениях на сайте 5element.by или уточняйте у консультантов в магазинах сети.

Спецпроект подготовлен при поддержке ЗАО «ПАТИО», УНП 100183195

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by