COVID-19 коварен, испытывает людей все новыми штаммами, которые становятся героями новостной повестки на некоторое время. Штаммы появляются постоянно, однако далеко не все вызывают интерес. Причем в прямом смысле: специалисты делят их на «варианты интереса» (Variants of Interest, VOI) и «варианты опасения» (Variants of Concern, VOC). Попавших в первый список изучают и приглядываются к ним, во втором, как следует из обозначения, оказываются «вызывающие тревогу». Есть и третий, который упоминают в новостях куда реже, — с «вариантами серьезных последствий» (Variants of High Consequence, VOHC), но он пока пуст.
Сейчас в европейском списке VOI находится три штамма. Два уже получили названия: это мю (линия B.1621) из Колумбии и лямбда (C.37) из Перу. Третий пока не обозначается — это новая линия с дополнительными мутациями, страна происхождения которой пока не очевидна. В расширенном варианте списка также значатся эта (B.1525) и йота (B.1526) из США, а также каппа (B.1617.1) из Индии.
В более «опасном» списке — VOC — по состоянию на начало сентября также три штамма. Это бета (B.1351) из Южной Африки, гамма (P.1) из Бразилии и дельта (B.1617.2) из Индии. На «международном» уровне к ним добавляется альфа (B.1.1.7) из Великобритании (правда, он же фигурирует в списках «деэскалированных», то есть перебравшихся из VOC в VOI или ниже в иерархии). Наибольшие опасения сейчас вызывает именно дельта.
В список VOHC, в свою очередь, могут попасть штаммы и линии, которые в теории способны эффективно противостоять существующим видам лечения и профилактики. Их сложно диагностировать и «понять». Таких еще не встречалось.
И наконец, список Alerts for Further Monitoring — самый обширный. Это своего рода «отстойник», куда попадают штаммы, к которым можно присмотреться. Серьезной опасности они не представляют, не особенно распространены, но, вероятно, требуют дальнейшего, хоть и не срочного изучения. К примеру, это линии B.1427 и B.1429 штамма эпсилон, подлиния R.1 и так далее.
Помимо упомянутых выше штаммов, в мире в том или ином объеме циркулируют (или циркулировали) и другие условно «заметные», то есть распространенные и вызывающие интерес или опасения. В зависимости от региона списки VOI и VOC могут различаться. Если разделить какой-то регион (страну, например) на отдельные области, списки могут уточняться дополнительно.
Есть наглядное видео, которое демонстрирует, как появляются новые штаммы и варианты. Авторы ролика предлагают представить вирус как кодовый наборный замок, в котором имеется 30 тыс. «колесиков» с четырьмя символами каждое — огромное количество комбинаций. При воспроизводстве «вирусный код» способен случайно измениться (но одну «букву»), создав новый штамм. Такой может оказаться слабым и умрет, а если окажется сильным, тогда он превращается в доминирующий, вытесняя остальные.
Вирус адаптируется под окружающие условия, способы борьбы с ним (не зря мы в самом начале назвали COVID-19, точнее вирус SARS-CoV-2, коварным). Новые штаммы обычно распространяются быстрее предшественников: «штамм 2» более шустрый, чем «штамм 1», а «штамм 3» обгоняет «штамм 2», оставляя «штамм 1» и вовсе глотать пыль. Часто они могут вызывать более выраженную симптоматику, а за счет ускоренного распространения вырастет и смертность. Здесь важно уточнить, что в процентном соотношении она может остаться на прежнем уровне, но с учетом увеличенного количества заболевших число умерших также вырастет. Хотя подсчеты американских медиков указывают, что дельта-штамм способен претендовать на звание более смертоносного, чем предшественники.
О выявлении дельта-штамма сообщили еще в декабре 2020 года. Вирус пришел из Индии, затем перебрался в Великобританию, а позже фиксировался повсеместно. В определенный момент наблюдалось снижение количества зараженных этим штаммом, однако в один не прекрасный момент ситуация изменилась. Дельта-штамм оказался заразнее, подхватившие его с большей долей вероятности оказываются в больнице, говорилось в отчетах. Основная группа риска, подверженная тяжелому течению заболевания, — непривитые.
Так что для «пугающего» штамма дельта характерно ускоренное распространение, он может вызывать серьезные осложнения и сильно выраженное расстройство здоровья. Важнее то, что полностью привитые люди могут оказаться переносчиками вируса и быть заразными для окружающих. На это указывают предварительные исследования.
В России, к слову, уверяют, что штамм дельта не вызывает «очень тяжелых заболеваний». Такое мнение высказала глава Роспотребнадзора Анна Попова.
Опасность штамма дельта заключается и в повышенной концентрации вируса (речь о так называемой «вирусной нагрузке») в назальных пазухах зараженного — более чем в тысячу раз больше, нежели у «оригинального» SARS-CoV-2. Если зараженный чихнет, мало не покажется — даже если он привит, но решил отказаться от маски и вести активный образ жизни, общаясь «как раньше». Согласно существующим данным, один зараженный, находясь среди невакцинированных и не носящих маски, сделает «подарок» еще 2,5 человека. В случае дельты заражены будут 3,5—4 человека.
Кроме того, ученые пришли к выводу, что дети старше 5 лет и взрослые до 50 лет имеют повышенные шансы подхватить штамм дельта — в 2,5 раза выше, нежели те, кто младше 5 или старше 50. По поводу вакцинации детей остается много нерешенных вопросов, что делает новый штамм еще опаснее. А лица старше 50 лет во многих странах вакцинируются активнее, и это отчасти выводит их из списка повышенного риска. Очевидно, что в регионах с низким уровнем вакцинации ситуация более опасна.
Специалисты опасаются возникновения «концентрированных» очагов распространения штамма дельта, что вновь приведет к перегрузке врачей и системы здравоохранения в целом — вначале локально. А если таких очагов будет много, негативное влияние станет глобальным.
Что касается симптомов, при штамме дельта они могут отличаться от «привычных». Оказалось, что кашель и потеря обоняния встречаются реже, а вот головная боль, боль в горле, насморк и повышенная температура — чаще. Симптоматика походит на обычную простуду, что, вероятно, затрудняет раннюю диагностику заражения. Для остальных штаммов характерными также остаются потеря обоняния, затрудненное дыхание, боли в мышцах, кашель, диарея и тошнота со рвотой.
Тем не менее все штаммы из списков VOI и VOC объединяет их уязвимость перед вакцинами: у привитого человека вероятность умереть из-за COVID-19 стремится к минимальным значениям, также заметно снижается шанс получить острое течение заболевания. После появления и распространения дельта-штамма полностью вакцинированные снижают риск заразиться в 5 раз, быть госпитализированными или умереть — в 10 раз, говорится в отчете CDC (данные косвенно указывают на агрессивность нового штамма).
Доступные вакцины остаются эффективными против выраженной симптоматики при заражении дельта-штаммом нового коронавируса. Согласно открытым данным, это 88% для препарата от Pfizer-BioNTech (в 96% случаев — против тяжелого течения и госпитализации), Oxford-AstraZeneca — 60% (93%), «Спутник-V» — 83% (95%), Vero Cell — 63—70% (100%, однако данные могут быть неточными).
Дельта-штамм, на который приходится 88% заражений в мире, судя по всему, становится драйвером очередной ковидной волны (какая она по счету, наверняка никто не скажет, так как методы оценки часто субъективны).
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by