32 668
13 сентября 2021 в 8:00
Источник: Клим Картохин

Это провал! Телефоны Microsoft Kin и очень секретная соцсеть

Источник: Клим Картохин

История Microsoft полна взлетов и падений. Однако, пожалуй, самый громкий провал у корпорации случился 11 лет назад, когда она сделала странную попытку подчинить себе рынок мобильников. А чуть позже в интернете появилась анонимная социальная сеть, которой прочили большое будущее, но о которой сегодня никто не помнит.

Microsoft Kin

К 2010 году у Microsoft был солидный опыт в разработке ОС для смартфонов. И пусть к этому времени Windows Mobile, по сути, умерла под натиском Symbian, iOS и Android, никто не сомневался, что корпорация умеет делать мобильные платформы. Да, упустили время и проспали взрывной интерес к умным телефонам. Однако же вот, кажется, Microsoft снова была готова ринуться в бой, да еще не только с мобильной ОС, но и с мобильниками под собственным брендом.

Разработка устройств в рамках Project Pink началась примерно в 2008 году, когда Microsoft за полмиллиарда долларов купила известную на тот момент в мобильной индустрии компанию Danger Incorporated. Почему проект назывался Pink (то есть «Розовый»)? Отгадка проста: это любимый цвет Роз Хо, которой доверили возглавить новое направление. От всех инженеров, работавших над новыми телефонами, она требовала относиться к их детищу «неистово, безумно и глубоко».

Роз Хо

Одновременно в другом отделе корпорации кипела работа над платформой Windows Phone. Согласно воспоминаниям очевидцев, внутри Microsoft царила атмосфера соперничества, оба подразделения как могли тянули одеяло на себя, потому что понимали: двум мобильным ОС от одной компании вряд ли суждено сосуществовать. Остаться должен был только один. И очень многие долгое время были уверены, что именно Роз Хо с ее Project Pink выйдет из битвы победительницей.

Считалось, что смартфоны Microsoft Kin будут работать как раз на базе Windows Phone. Однако создание этой платформы не поспевало за графиком, поэтому ПО, на котором в конце концов работали Kin, было собрано на Windows CE, но с плиточным интерфейсом на манер Windows Phone.

Kin Two

В начале апреля 2010 года Microsoft разослала журналистам приглашение на загадочное мероприятие, которое должно было пройти в ночном клубе 12 апреля. Впрочем, загадочным оно оставалось недолго: СМИ вскоре пронюхали, что корпорация намерена вернуться на рынок телефонов с новыми продуктами.

Так и случилось: Microsoft анонсировала модели Kin One и Kin Two. Операторы, через которых должны были продаваться новинки, с нетерпением ждали оба продукта, потому что были уверены в их успехе. Почему? Да потому что казалось, что Microsoft готова дать молодежи именно то, что ей было нужно в 2010 году. В общем, Kin предназначались для активных пользователей социальных сетей.

На главном экране можно было мгновенно перейти в Facebook, Twitter, Windows Live и MySpace. Также здесь был встроенный почтовый клиент, облачное хранилище для обмена контентом и музыкальный плеер Zune. Оба телефона получили выдвижную клавиатуру с аппаратными кнопками для удобного набора текста.

Kin One

Казалось, это были идеальные аппараты, вышедшие в самое удачно время. Но нет. Проблемы начались еще на этапе презентации, когда Microsoft показала рекламный ролик с намеком на секстинг: на видео подросток засовывает Kin под рубашку, фотографирует свою грудь и отправляет фото собеседнице. Компанию захейтили так, что она была вынуждена извиниться и удалить видео.

Но это было только начало. Заметили, что мы не называем Kin смартфонами? При этом сама Microsoft позиционировала устройства именно как альтернативу и стандартным телефонам, и их умным сородичам. И все же эти девайсы сложно назвать смартфонами хотя бы потому, что они не поддерживали установку приложений. В 2010 году это было равносильно провалу. В Microsoft попытались сгладить ситуацию, заверив, что после релиза Windows Phone обе платформы объединятся в одно целое и на Kin можно будет загружать приложения. Оставалось лишь дождаться выхода WP.

Не лучшим образом обстояли дела и с остальным. У Kin не было поддержки Java, практически отсутствовала кастомизация, устройства умудрялись работать медленно, несмотря на довольно мощный чип Tegra. Плюс плохая камера, «слепые» дисплеи, через пень-колоду работающие сервисы, отсутствие навигации и невозможность передавать файлы через Bluetooth.

Kin One и Two поступили в продажу спустя месяц после презентации. Сначала устройства появились в салонах Verizon, в начале лета они должны были прийти в Европу. Kin One продавали за $50, а Two — за $100. Нет, это не дешево, потому что речь о контрактных моделях. Скажем, iPhone 3GS в США тогда стоил те же $100.

Спрос на новинки был катастрофический — в том смысле, что телефоны никто не покупал. Microsoft никогда не озвучивала количество проданных экземпляров, но ходили слухи, что нашлось всего 500 смельчаков. Впрочем, даже по самым оптимистическим оценкам было продано менее 10 тыс. Kin. Это была катастрофа.

Как бы то ни было, не прошло и двух месяцев, как Microsoft и Verizon объявили о прекращении продаж Kin, с планами о европейской экспансии также было покончено. Правда, в конце того же 2010 года на рынок вернулись чуть доработанные Kin One и Two. Их раздавали бесплатно (за Two просили всего $20) с контрактами. Социальные функции урезали, кучу сервисов закрыли. Сами телефоны совсем скоро тоже перестали продавать во второй раз.

Просто удивительно, как можно было выпустить такое недоразумение. А ведь должны были быть какие-то фокус-группы, исследования, здравый смысл, наконец. Но нет, Microsoft решила поступить как Apple и дать людям то, что им нужно, но о чем они не подозревают. Вот только Kin One и Two оказались на самом деле никому не нужными девайсами, на одну разработку которых Microsoft потратила не меньше миллиарда долларов.

По секрету всему свету

Социальную сеть Secret придумал Дэвид Байтау. В прошлом он участвовал в разработке неудачных Google Wave и Google+, потом помогал Джеку Дорси с Twitter. А затем решил открыть свое дело. Он знал, что это будет технологичный калифорнийский стартап, а вот чем он будет заниматься, не знал.

Дэвид Байтау. Фото: TechCrunch

Пробой пера стал мессенджер, в котором друзьям можно было отправлять анонимные сообщения. Мило, но бестолково и, по сути, почти не анонимно. Дэвид попытался продать идею инвесторам, однако те не заинтересовались.

13 ноября 2013 года Байтау прогуливался по парку в Сан-Франциско, и ему в голову пришла идея доработанного анонимного мессенджера. Во главе по-прежнему должна оставаться анонимность, но пусть это будет не мессенджер, а социальная сеть. Пользователи — друзья, люди, которые находятся поблизости и/или друзья друзей.

От возникновения идеи до ее воплощения прошло два месяца. В конце 2013 года Дэвид получил почти полтора миллиона долларов инвестиций, а уже в начале 2014-го для iOS вышло приложение Secret. На следующее утро Байтау проснулся знаменитым, а всевозможные аналитики, гуру и инвесторы прочили ему великое будущее.

Суть Secret была простейшей. Вы делились с приложением своим номером телефона, почтой и/или аккаунтом в Facebook. Сеть формировала кружки из друзей и знакомых, у кого было установлено приложение. Далее достаточно было написать что-то, как это что-то без адресата видели пользователи из круга общения автора. Например, друзья видели сообщение «У Миши маленькая пипа» и, вероятно, понимали, о ком речь, но источник данного утверждения был неочевиден. Кроме того, можно было узнавать местные локальные секретики, если включить опцию «Рядом».

Разумеется, Secret моментально наполнился сообщениями вроде Миши и его пипы. Однако на первых порах выстрелило несколько действительно стоящих инсайдов о готовящихся сделках между IT-компаниями в Калифорнии. Писали и о политике, и о задержке зарплат в каком-нибудь стартапе. Некоторые новостные поводы подхватывали и раскручивали СМИ.

Потом вышла версия для Android, приложение, кроме США, появилось в других странах, и серверы перестали справляться. Байтау был счастлив. Он говорил, что все предыдущие социальные сети созданы для экстравертов, а Secret — мечта интроверта, которая делает людей честнее и ближе, позволяя говорить на темы, запретные в другом формате. Как всегда, это была история о том, что «мы делаем мир лучше».

Популярности способствовали лаконичный интерфейс и простота Secret. Приложение было крайне минималистичным (это было модно) и легко управлялось свайпами одной рукой. Инвесторы были уверены, что нашли золотую жилу, которая вот-вот обойдет по капитализации Facebook, терявшую популярность среди молодежи. Secret в IT-сообществе воспринимался событием, по масштабности способным сравниться с рождением новой Apple.

Байтау и его детище буквально завалили инвестициями в десятки миллионов долларов. Уже летом 2014-го Дэвид анонсировал обновление, в котором должны были появиться анонимные группы для сотрудников разных компаний. В общем, у Secret были идеи, ясный путь развития и деньги на реализацию всего этого. Но в конце концов совсем скоро все пошло наперекосяк.

Увы, Дэвид слишком переоценил человечество. Он был уверен, что красивое приложение притянет к себе таких же красивых людей и столь же красивые мысли. Сами понимаете, что подобная идеалистичная картина мира не имеет ничего общего с реальностью. Чем больше пользователей приходило в Secret, тем больше сеть напоминала огромную смердящую помойку.

Проект наполнился клеветой, слухами, оскорблениями, расистскими и прочими унижающими сообщениями. Среди потока бреда было невозможно вычленить хоть сколь-либо годное осмысленное предложение. Байтау пытался бороться с грязью. Он нанял сотни модераторов, которые с утра до ночи удаляли миллионы постов и тратили все инвестиции.

Наконец, сами люди стали уставать от столь странного контента. Во многих странах Secret на протяжении нескольких недель занимал верхние строчки рейтинга самых скачиваемых приложений, однако уже летом, спустя полгода после запуска, соцсеть вообще пропала из рейтингов.

Одновременно в некоторых странах Secret начали использовать как инструмент давления на политических оппонентов. В Бразилии в ходе предвыборной кампании тысячи оплаченных «троллей» заполнили соцсеть компроматами на одного из кандидатов. Неудивительно, что Secret стали запрещать, а Apple и Google даже были вынуждены удалить приложение с телефонов бразильских пользователей.

В конце 2014 года у Secret в США появился сильный конкурент в лице Yik Yak (в итоге тоже умерли, хотя прямо сейчас пытаются перезапуститься). Байтау сделал ошибку, скопировав дизайн и некоторые фишки конкурента. Из компании начали уходить люди, не проработавшие в ней и года.

Дэвид очень переживал, метался из стороны в сторону, но в апреле 2015-го, по прошествии чуть более чем года после запуска Secret, объявил о закрытии проекта. Нельзя сказать, что сеть к тому времени умерла. Ею пользовались миллионы человек, и на ней все еще можно было зарабатывать приличные деньги. Но разочарованный в людях Байтау понял, что никакой мир его приложение лучше точно не сделает. Значит, пора закрываться. Он вернул инвесторам деньги, которые не успел потратить, устроил работников в другие IT-компании, а сам остановился, чтобы подумать.

Спустя год у Дэвида возникла идея запустить вторую версию Secret, но, к счастью, он этого так и не сделал. Потом он некоторое время работал в команде, занимавшейся разработкой Snapchat. Дэвид Байтау сильно похудел, последние несколько лет он живет в Париже и работает главным инженером в агрегаторе такси Lyft.

Для учебы, работы и отдыха. Более 5 тыс. моделей ноутбуков в Каталоге с детальными фильтрами

Onlíner рекомендует
15.6" 1920 x 1080 IPS, 60 Гц, несенсорный, AMD Ryzen 3 5300U 2600 МГц, 8 ГБ DDR4, SSD 512 ГБ, видеокарта встроенная, без ОС, цвет крышки серебристый
Снят с продажи
Onlíner рекомендует
13.3" 2560 x 1600 IPS, 60 Гц, несенсорный, Apple M1 3200 МГц, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки серый
Onlíner рекомендует
17.3" 1920 x 1080 IPS, 60 Гц, несенсорный, AMD Ryzen 5 5500U 2100 МГц, 8 ГБ DDR4, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, без ОС, цвет крышки серый
15.6" 1920 x 1080 IPS, 60 Гц, несенсорный, AMD Ryzen 3 5300U 2600 МГц, 8 ГБ DDR4, SSD 512 ГБ, видеокарта встроенная, без ОС, цвет крышки серебристый

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by