Спецпроект

Принцесса Диана, покер и антиутопия про советский 1937-й. Фильмы с Венецианского фестиваля, которые стоит ждать

1700
10 сентября 2021 в 13:30
Источник: Егор Енотов
Спецпроект

Принцесса Диана, покер и антиутопия про советский 1937-й. Фильмы с Венецианского фестиваля, которые стоит ждать

Подходит к завершению Венецианский фестиваль — одно из главных кинособытий года. По нему обычно принято угадывать будущих оскаровских номинантов и выделять картины, которые попадут на острие трендов и будут потом смотреться и обсуждаться целый год, а то и дольше. Основные награды вручать будут завтра, а пока что мы вместе с VOKA, закрыв глаза на мнение жюри, выбрали пятерку самых интересных лент, которых стоит дождаться в прокате и на стримингах.

«Рука бога» (реж. Паоло Соррентино)

Глядя на название, можно подумать, что этот фильм — байопик Диего Марадоны (легендарный футболист скончался почти год назад — вроде бы уже можно что-то снять) или как минимум рассказ о том самом матче, где аргентинец забил англичанам гол рукой. Но свежая работа главного итальянского режиссера XXI века Паоло Соррентино — о его собственном детстве, а большое спортивное событие в нем служит неким разделителем эпох в жизни простых людей.

Марадоне, впрочем, тоже найдется место в режиссерских воспоминаниях. Действие «Руки бога» разворачивается в 1980-х в Неаполе — итальянский город в это время только и делает, что гудит слухами о намечающемся событии: местный футбольный клуб вот-вот купит знаменитого аргентинского скандалиста. В ожидании томится и главный герой — подросток Фабьетто, взрослеющий в токсичной, но веселой семейке: мать-матриарх летом ходит в шубе и вечно орет на всех матом, балагур-отец доводит жену до белого каления, а потом все разом извиняются, странноватая тетя частенько ходит голой и утверждает, что видела загадочного Маленького Монаха из старой городской легенды.

Если вы смотрели хотя бы одну работу Соррентино (например, картину «Великая красота» или сериал «Молодой Папа»), то не могли не оценить усердие, с которым итальянец наполняет кадр пышными декорациями, предметами роскоши и величественными памятниками архитектуры. В рассказе о своих личных радостях и трагедиях режиссер от этого не отошел, но, говорят, все-таки добавил больше жизни, простых переживаний и мелких деталей, которые едва ли не заставляют фильм пахнуть — табаком, арбузами, кремом от загара и, конечно, родным домом.

Когда и где смотреть: 15 декабря онлайн.

«Капитан Волконогов бежал» (реж. Наталья Меркулова и Алексей Чупов)

Помните шутку о том, что в каждом российском фильме главную роль обязательно должен сыграть Александр Петров? Так вот, в фестивальных кругах уже появился новый актер-стахановец — Юра Борисов, которого вы можете помнить как наркомана Алика из хитовой белорусской картины «Хрусталь». То, что он стал чаще мелькать на экранах, заметили не только поклонники кино из восточной страны-соседки, но в этом году Борисов вышел на совсем уж сверхударный темп: два фильма с ним показали в мае в Каннах, один — на фестивале в Локарно, теперь еще два — в Венеции. Собственно, «Капитан Волконогов бежал» — один из них, и притом его уже называют чуть ли не главным российским кино года.

Сюжет разворачивается в 1937 году вроде в Санкт-Петербурге тех лет, а вроде и в какой-то сюрреалистической антиутопии будущего. Между серых зданий, расписанных футуристическими граффити, лавируют бравые ребята в красных шароварах. Это местные опричники, выбивающие признательные показания из людей, которые еще ничего плохого не сделали, но, по их мнению, запросто могут. Процесс дальнейшей отправки на казнь — четкий, отлаженный и, конечно, юридически обоснованный. Главный герой Федор Волконогов, один из опричников, свято верит в то, что живет в правовом государстве — до тех пор, пока система не приходит за его коллегой и лучшим другом. Тогда-то Волконогов и решает бежать.

Судя по отзывам с фестиваля, из картины получилось что-то вроде смеси «Брата» и «Матрицы»: в «Капитане Волконогове» находится место и хмурой балабановщине, и сновидческим путешествиям по параллельным мирам. Режиссерам Наталье Меркуловой и Алексею Чупову проворачивать похожее не впервой: в прошлом году у них уже выходил сериал «Кол-центр», где болевые точки актуальной действительности нащупывались в полнейшей фантасмагории. Отдельно все хвалят костюмы — ими, к слову, занималась Надежда Васильева, вдова и соавтор Балабанова.

Когда и где смотреть: Пока неизвестно, но, вероятно, до конца года в кинотеатрах.

«Спенсер: Тайна принцессы Дианы» (реж. Пабло Ларраин)

Экспериментами с сочетанием фантазий и реальности — куда более хитрыми и для кого-то еще более провокационными — занялся и чилийский режиссер Пабло Ларраин. Его «Спенсер» (приставное «Тайна принцессы Дианы» — классический креатив российских локализаторов) даже открывается титром «Сказка о реальной трагедии». По этому поводу как раз и произошло удивительное расхождение во мнениях у российских и западных критиков. Первые споткнулись о режиссерский замысел и почти в один голос заявили, что Ларраин переборщил со своими сказками и снял какую-то нелепую вульгарщину, а вторые кино расхвалили: дескать, неприятные чувства, которые он может вызывать, — фишка и основная прелесть.

Канун Рождества 1991 года. Вся британская королевская рать собирается на праздники в Сандрингемском дворце. Организацией грандиозного пиршества почему-то занимаются военные: из ящиков, в которых обычно перевозят патроны, вытаскивают устриц и лобстеров, а членов королевской семьи строгим тоном отправляют на взвешивание, как в военкомате (это часть традиции: за три праздничных дня нужно поправиться минимум на полтора килограмма). Почти все в сборе, уже готовы пить чай, оттопыривая мизинец, и вгрызаться зубами в рульку — на месте даже королева Елизавета, обычно прибывающая последней. Ждут только капризную принцессу Диану, которая то ли заблудилась по дороге, то ли психанула и захотела побыть одна. В любом случае рождественские каникулы обернутся для девушки персональным адом.

Королевской семье в последнее время приходится несладко: то принц Гарри решит высказаться, то в новом сезоне «Короны» ставят под сомнение сам британский институт монархии и выставляют родственников королевы протокольными болванами. В «Спенсер» градус всего этого выкручен на максимум: чопорные монархи — сплошь абьюзеры, их интерьеры, ожерелья и еда вызывают чувство тошноты, а зритель с легкостью ощущает бесконечную паранойю, которую испытывает Диана (говорят, кино еще и подогревает теорию заговора об убийстве принцессы семьей ее бывшего супруга). Если же вникать в таблоидные скандалы не будет никакого желания, то можно хотя бы восхищаться игрой Кристен Стюарт — тут обе стороны согласились, что ее перформанс тянет на первую оскаровскую заявку в следующем году.

Когда и где смотреть: 4 ноября в кинотеатрах.

«Холодный расчет» (реж. Пол Шредер)

Уильям Телль — игрок в покер со статусом любителя и навыками минимум чемпиона мира. Мужчина катается по Соединенным Штатам, выигрывая в региональных казино на мелкие суммы, — делает он это скорее ради удовольствия, а не из-за денег. Вся жизнь героя подчинена тому самому холодному расчету: Уильям лично приводит в стерильный вид номера мотелей, расписывает каждый день по минутам и заранее продумывает все ходы в следующих играх. На одном из турниров к мужчине начинает цепляться какой-то паренек. Тут и выяснится, что Телль — бывший военный надзиратель, который сам последние 10 лет провел в тюрьме за то, что пытал заключенных. Делал он это по приказу полковника — новый знакомый, судя по всему, занимался тем же самым и теперь подбивает Телля отомстить экс-начальнику, вышедшему сухим из воды.

Режиссер фильма Пол Шредер — 75-летний голливудский классик, знаменитый в первую очередь сценарием к скорсезевскому «Таксисту». Мотив триллера об одиноком безумце, радикально восстающем против озлобленного общества, в последнее время снова прибавил в актуальности (прямой наследник «Таксиста», «Джокер», на минутку, выиграл Венецианский фестиваль два года назад). Поэтому кому как не Шредеру подхватывать тренд и перепридумывать собственное произведение: он уже недавно делал это с лентой «Дневник пастыря» о священнике-экотеррористе, теперь вот продолжает в «Холодном расчете». Новый фильм — снова история о психологических травмах одного человека, в которых отражаются пороки если не целого мира, то хотя бы одной Америки.

Ключевая тема «Холодного расчета» — выверенная рутина, в которой главный герой пытается спрятаться от своего страшного прошлого, но только больше сходит с ума от понимания того, что никакие ошибки исправить не получится. Для многих актеров примерка образа шредеровского героя уже стала прорывной — надеемся, то же самое случится и с Оскаром Айзеком, который заждался статуэтки своего золотого тезки.

Когда и где смотреть: 23 сентября в кино.

«Прошлой ночью в Сохо» (реж. Эдгар Райт)

Новый фильм британца Эдгара Райта — автора «Зомби по имени Шон» и «Скотта Пилигрима» — шел вне конкурса, но по своему наполнению оказался до боли похожим на самых заметных «коллег» из основной программы. Здесь тоже есть причудливые сновидения, перетекание фантазий в реальность (и наоборот), ретро, ностальгия, человеческие ошибки и неврозы. Честно, при составлении подборки мы никак не ограничивали себя темами картин, но выходит так, что все они более-менее об одном и том же. Лишнее доказательство тому, что именно фестивали формируют тренды кино, которое мы потом целый год смотрим и обсуждаем.

Скромная студентка Элоиз перебирается из провинциального Корнуолла в Лондон, сложив в чемодан мечту стать дизайнером и любовь к эстетике 1960-х. Девушка сперва заселяется в общагу, но очень быстро понимает, что со своей винтажной натурой совсем не вписывается в модную студенческую тусовку, и съезжает на старенькую съемную квартиру. В первую же ночь на новом месте ей снится не жених, а она сама в параллельной реальности — там Элоиз живет в своих обожаемых свингующих 1960-х, пробивается в столичный шоу-бизнес, крутит романы и выглядит как Аня Тейлор-Джой из «Хода королевы».

Чем дальше заходит погружение главной героини в ее сны, тем более хаотичным становится фильм. И, как говорят, местами довольно страшным. Еще по первым промоматериалам было понятно, что «Прошлой ночью в Сохо» возьмется эксплуатировать эстетику старых хорроров и рассказывать о мрачных сторонах того времени, по которому принято ностальгировать в кино. Из этого могло бы выйти какое-нибудь занудное нравоучение про то, что не стоит жить фантазиями о несуществующем прошлом, но Эдгар Райт — это явно не тот режиссер, который будет заниматься чем-то подобным. Судя по всему, британец снова сделал свой любимый жанровый коктейль — задорный, стильный, киноманский и музыкальный.

Когда и где смотреть: 3 ноября в кинотеатрах.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Егор Енотов
Без комментариев