Спецпроект

Mortal Kombat на слух и рекорды Fortnite без рук. Как играют и побеждают киберспортсмены с инвалидностью

3237
26 августа 2021 в 13:00
Источник: Кирилл Петренко
Спецпроект

Mortal Kombat на слух и рекорды Fortnite без рук. Как играют и побеждают киберспортсмены с инвалидностью

Источник: Кирилл Петренко

Разработчики видеоигр чаще всего не задумываются о комфорте людей с инвалидностью, которые, несмотря на жизненные обстоятельства, тоже любят проводить свое свободное время за компьютером или консолью. Но то, что для одних кажется препятствием, для других — исключительно мотивация. Вместе с VOKA вспоминаем людей с инвалидностью в игровом сообществе и киберспорте, которые своими действиями восхищают зрителей и даже меняют индустрию.

Mortal Kombat вслепую

Майкл Эспиноза родился незрячим, но с детства был большим фанатом литературы — все из-за грандиозных вымышленных миров, в которые могут телепортировать книги. Вскоре в его жизни появились видеоигры, и если для многих отсутствие зрения стало бы очевидным и непреодолимым препятствием для этого хобби, то американский геймер относился к своему контексту иначе.

Его путешествие по миру видеоигр началось с Sega Genesis, но вскоре мальчик заполучил PlayStation — и понеслось. Сначала он учился работать с окружением и запоминать звуковой дизайн уровней в Spyro the Dragon, Crash Bandicoot и Grand Theft Auto, а затем открыл для себя файтинги Street Fighter, Soulcalibur и в особенности Mortal Kombat, в котором прочно и надолго засел из-за ограниченных размеров боевых локаций с минимальной необходимостью в навигации.

Для большинства геймеров файтинги были, есть и будут легким развлечением для компании друзей, когда позволительно без разбора нажимать вообще все клавиши или хитро («Подожди, хочу кое-что проверить») использовать излюбленные комбинации. А для Майкла, по крайней мере на первых порах, это был титанический труд. Ему приходилось по пять-шесть часов в день находиться в игре, просто чтобы запомнить каждый звук, который издает его персонаж или противник в зависимости от различных действий. Со временем игрок изучил теорию звукового дизайна — это помогло понять файтинги еще лучше.

Сейчас у Майкла есть небольшой YouTube-канал на 2 тыс. подписчиков, где он делится со зрителями своим уникальным опытом. По возможности он посещает конференции и выставки, где тоже поднимает вопрос удобства геймплея в тех или иных проектах для людей с инвалидностью. А помимо этого, все так же проводит свободное время в онлайн-поединках с другими бойцами по всему миру, периодически их побеждая благодаря значительному опыту и рефлексам, которые позволяют реагировать на звуки еще до того, как что-то произойдет на экране.

«Победить зрячего человека в сети, когда ты слепой, — это, вероятно, одно из самых приятных чувств, которые я когда-либо испытывал. Это заставляет меня чувствовать, что мои навыки необязательно должны зависеть от восприятия другими людьми того, что я могу делать».

Геймеры и просветители

Людей с инвалидностью по понятным причинам не так часто можно встретить на киберспортивных аренах. Зато за ними можно следить на Twitch и YouTube, где они создают не только развлекательный, но и весьма полезный контент. Например, геймеры Крис Робинсон (DeafGamersTV на Twitch) и Стив Сейлор (BLIND GAMER на YouTube) в первую очередь анализируют игры и их доступность для людей с физическими ограничениями — не только на своих каналах, но и на дискуссионных площадках разработчиков вроде Ubisoft и Microsoft.

Потерявший слух Крис Робинсон, проходя игры, так или иначе сталкивался с определенным дискомфортом. Однажды он решил поделиться проблемой с миром, найти единомышленников и привлечь внимание разработчиков. «Мы, глухие геймеры, хотим не просто видеть субтитры. Нам нужна возможность настраивать размер, положение, шрифт, цвет и многое другое по своему вкусу, чтобы мы могли чувствовать себя комфортно во время игры».

Просветительская деятельность привела Криса на TwitchCon и Gaming Accessibility Conference, а это прекрасный рупор, чтобы достучаться до людей, напрямую влияющих на юзабилити игр. Ситуация меняется в положительную сторону, но есть и куда стремиться. Например, Робинсон мечтает о технологии, которая переводила бы жесты в звук или текст.

С другой стороны, Стив Сейлор живет с диагнозом «нистагм», который определяется неконтролируемыми движениями глаз и проблемами с их фокусировкой. Его поле деятельности, кроме прочего, борьба с мифами, а самый ненавистный из них он формулирует так: «Слепой человек вообще не должен ничего видеть». К сожалению, даже частичная потеря зрения (так называемая юридическая слепота) серьезно снижает качество жизни геймера, но работать в этом направлении начали совсем недавно.

«Когда люди росли, когда создавали консоли и игры, никто не думал об инвалидности, потому что она не была на виду. Я не критикую разработчиков за это. Они, вероятно, не знали никого с такими проблемами или сами не были инвалидами. Но когда мы видим, как в сети растет сообщество людей с ограниченными возможностями, которые хотят иметь возможность играть в те же игры, что и их друзья, это имеет значение. Чем громче становятся наши голоса, тем больше людей начинают обращать на это внимание».

Одно из самых наглядных видео на канале Стива посвящено тому, как люди видят игру в зависимости от качества своего зрения. В других роликах он разбирает недостатки актуальных игр, но замечает и положительные тенденции: в Gears Tactics, например, есть отличный режим для людей с дальтонизмом и возможность включить закадровый голос для большей части текста в игре.

Рейдеры без коммуникации

Пока одни активные участники комьюнити работают над тем, чтобы повлиять на разработчиков и сделать видеоигры более комфортными для людей с инвалидностью, другие геймеры заняты альтернативной деятельностью: они создают проекты, объединяющие близких по духу людей и ставящие перед ними непростые, но увлекательные задачи.

Один из ярких примеров — гильдия Undaunted из онлайн-РПГ World of Warcraft, которая состоит из глухих и слабослышащих людей, осваивающих актуальный хардкорный контент игры без голосовой связи. Это может показаться простой задачей, но на деле здесь есть свои подводные камни. Гильдия имеет PvE-профиль: проходит так называемые рейды (масштабные локации с элитными игровыми противниками и боссами) на наивысшем уровне сложности, когда игнорирование одного-единственного таймера может стоить жизни каждому персонажу группы.

Еще 10 лет назад, пожалуй, такой геймплей не стал бы серьезной проблемой, ведь сама игра была проще и бросала вызов игрокам лишь в редких случаях. Сейчас же каждый бой с боссом предполагает строгое следование тактике и десяткам таймингов, ход событий каждого этапа нельзя предугадать заранее — игроки общаются с помощью голосового чата в прямом эфире и мгновенно реагируют на изменяющийся ход событий. А вот людям с проблемами со слухом приходится полагаться на крайне узкий инструментарий, не имея возможности использовать микрофоны и звуковые подсказки.

Но, собственно говоря, две с лишним сотни активных геймеров это не останавливает. Они используют различный софт и макросы для упрощения боя, разрабатывают собственные дополнения и регулярно оттачивают свои навыки в деле. За прошлый сезон World of Warcraft гильдия одолела шесть из десяти боссов актуального рейда «Замок Нафрия» — до этой отметки не успели добраться и многие игроки без физических особенностей.

Интересно, что в гильдии есть и люди без проблем со слухом. Но это явно не упрощает бои: им приходится осваивать контент в тех же условиях, что и «сослуживцам».

Джойстик вместо баскетбольного мяча

Не каждому геймеру интересно соревноваться только с самим собой — именно поэтому в последние годы так популярен киберспорт. И он не мог остаться без внимания со стороны людей с инвалидностью.

Американец Дэйтон Wheels Джонс был большим фанатом спорта в детстве, но из-за спинальной мышечной атрофии II степени у него не было возможности самому стать игроком. Когда человек прикован к коляске, а его конечности не могут удержать в руке мяч, даже мечтать о хоумране или эффектном трехочковом не приходится. Парня спасли видеоигры, где Дэйтон, пусть и не без проблем, мог вдоволь разгуляться. Джойстик для Xbox был все еще тяжеловат для парня, но, положив его на твердую поверхность, он был способен на неплохом уровне играть в любимые файтинги.

Главным увлечением Дэйтона стала видеоигра Killer Instinct, объединившая в себе черты Street Fighter и Mortal Kombat, в которой он оказался действительно хорош. Геймер дважды квалифицировался на чемпионат мира: в 2016 году он просто не смог на него попасть, а в 2017-м добрался и попал в пятерку лучших игроков.

На этом Дэйтон не остановился: он остается активным участником комьюнити Killer Instinct и периодически мощно выступает на турнирах. Помимо качественной игры на чемпионате мира, у него в копилке есть второе место контеста KI Lives от Twitch и серебро Combo Breaker — известное спортивное медиа ESPN вспоминает это как один из лучших моментов в истории файтингов.

«Я попадал в ряды неудачников и, когда был на одну строчку ниже топ-8, сильно нервничал. Мое тело тряслось. Я почти не чувствовал своих рук. Но мой разум был ясным и спокойным. Просто играй в свою игру. Плевать, если проиграешь. Ты и так зашел далеко».

Парализованный геймер с киберспортивным контрактом

Сейчас Дэйтон Джонс — бесспорная легенда в дисциплине Killer Instinct, и его гигантскому успеху, пожалуй, мешает в первую очередь недостаточная популярность самой игры. И у главного специалиста по файтингам есть ориентир на будущее — триумф его парализованного коллеги и соотечественника с ником RockyNoHands, который шумит в Call of Duty и Fortnite.

Рокки Стоутенберг был необычным подростком: он всей душой любил видеоигры, но из-за спорта, учебы и подработок у него не оставалось на них времени. Когда парню было 19 лет, его жизнь целиком изменил несчастный случай. Он просто дурачился с другом, имитируя активную борьбу, но закончилось это падением на голову, переломом шейного позвонка и параличом всего тела ниже подбородка. Первое время после трагедии Рокки надеялся, что физиотерапия поможет справиться с недугом. Когда результатов не последовало, он ушел в себя и проводил дни, уставившись в телевизор или окно. А затем понял, что не готов жить так дальше, и вспомнил про заброшенное детское увлечение.

От брата, много времени проводившего за играми на Xbox, Рокки узнал об особом контроллере для парализованных людей, который позволяет наслаждаться геймингом без рук. Освоив QuadStick, парень наконец получил возможность скрасить свои полные депрессивных мыслей будни. Более того, у Стоутенберга отлично получалось, и вскоре он по рекомендации все того же брата завел аккаунт на Twitch. RockyNoHands быстро нашел аудиторию: люди с большим интересом наблюдали за тем, как виртуозно парень без рук разбирается с противниками в Call of Duty и Fortnite.

Сейчас у Рокки более 70 тыс. подписчиков на стриминговой платформе, на YouTube дела идут чуть скромнее — там за геймером следит около 56 тыс. людей. В 2020 году «оральный убийца», как его окрестили зрители, выиграл конкурс для геймеров-энтузиастов So You Think You Can Stream?, который, помимо призового фонда, принес ему профессиональный контракт с киберспортивной организацией Luminosity Gaming. Таким образом, Стоутенберг стал первым человеком с параличом, которому удалось достичь этого.

Но и это еще не все: геймер попал в Книгу рекордов Гиннесса в категориях «Наибольшее количество побед в Fortnite Battle Royale с использованием джойстика с ручным управлением QuadStick» и «Наибольшее количество убийств в Fortnite Battle Royale с использованием джойстика с ручным управлением QuadStick». Но рекорды не играют определяющей роли — игры дали Рокки новую цель в жизни и возможность получать от нее удовольствие.

«Когда ты запускаешь видеоигры, попадаешь в другой мир. Занимаешься вещами, которые отвлекают от мира реального и ежедневной боли. Это определенно помогает в условиях жизни парня вроде меня, у которого на самом деле нет вариантов для хобби или работы. Сегодня я просто сделал видео, смотрел его и думал: „Боже, мужик, я чертовски хорош“».


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by