«Учащийся на MBA не столько управленец, сколько карьерист». Что такое MBA и почему это «мастхэв» для руководителей

39 948
19 августа 2021 в 7:50
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

«Учащийся на MBA не столько управленец, сколько карьерист». Что такое MBA и почему это «мастхэв» для руководителей

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Программы MBA первым делом удивляют обывателя стоимостью: порой ценник за двухлетнее обучение переваливает за $100 тыс. и даже $200 тыс. в зарубежных бизнес-школах с громкими именами. За что такие деньги? Во-первых, степень «магистр делового администрирования» открывает доступ ко многим руководящим позициям, хоть это и не обязательное условие для управленческой должности. Во-вторых, само обучение — разбор проблемных ситуаций в реальных компаниях и накопление опыта, который поможет при решении задач уже в своей компании. В-третьих, нетворкинг: слушатель курса общается с людьми из схожего круга, что позволяет найти рабочие контакты.

По крайней мере так оно должно быть в теории. А как на самом деле, мы узнали у преподавателя и выпускника программы MBA в Институте бизнеса БГУ Виктора Смусина. В 2007 году друг уговорил Виктора пойти на MBA, тот нехотя согласился — в итоге окончил программу с рекордным средним баллом (говорит, рекорд держится до сих пор) и остался преподавать на MBA.


Разница между западными программами и «нашими»

— Для тех, кто первый раз видит эту аббревиатуру: что такое MBA?

— Мой друг, который когда-то и привел меня на MBA, сформулировал так: это учебная программа, которая помогает стать сильнее в принятии интуитивных решений. Это о том, как в итоге управлять интуицией — под ней в данном случае мы понимаем решение, корни которого не всегда ясны. И MBA как раз дает эти корни. Программа ставит бизнес на рельсы чужих ошибок.

Учебная программа построена так, что человек начинает лучше понимать, как управлять бизнесом либо его частью. MBA в равной степени подходит для управленцев высокого уровня и среднего звена, в том числе будущих.

Задача управлять делом возникла давным-давно. Люди захотели выкристаллизовать из этого что-то конкретное для управления не по наитию, а с точки зрения науки. Тогда возникли бизнес-школы.

— Преподавателями должны быть люди с большим опытом в бизнесе или допускаются теоретики?

— Есть существенные региональные отличия. У нас приветствуется, когда преподаватели — практики. А на Западе, где традиция преподавания MBA глубже и старше, наоборот: посмеиваются над условными директорами заводов, которые вдруг начинают учить людей. Там считается, что бизнес-преподаватель — отдельная профессия. Это не значит, что у них нет связи с бизнесом: на Западе распространена практика написания бизнес-кейсов. Преподаватель приходит в компанию и формулирует описание истории, в которую угодила компания. В дальнейшем эти кейсы рассматривают на занятиях. Плюс есть преподаватели, которые оказывают консалтинговые услуги.

Но в целом зачастую на Западе преподавание в MBA — основная работа, а у нас — дополнительное занятие. И в нашем регионе слушатели любят, когда им преподают именно практики.

— Кейсы усредненные? Они будут одинаково понятны директору завода, управляющему IT-компанией и, например, банкиру?

— Расчет делается на это. Кейсы, как правило, конкретные: обычно упоминается реальная компания, описываются ее индустрия и ситуация. Например, компания по производству кроссовок попала в такое-то положение. Иногда даже цифры приводятся реальные. Человек, обсуждая индустрию кроссовок, потом примерит это и на банковскую индустрию, и на IT.

Типичный студент MBA не всегда управленец

— Опишите усредненного учащегося программы MBA.

— Разброс очень большой. По полу, на мой взгляд, примерно поровну, и кому-то уже это может показаться удивительным. По сфере занятий тоже, и здесь важный плюс. Круг общения, как правило, связан с людьми из одной сферы, в которой занят человек. А MBA позволяет выйти за эти рамки, информационный пузырь лопается. Где еще вы познакомитесь с предпринимателем из косметического бизнеса, архитектором, бизнесменом из отрасли фармацевтики, владельцем магазина спортивных товаров? И это не абстрактные примеры: всех этих людей я недавно встречал на программе MBA.

Пожалуй, можно вывести только средний возраст. Это где-то 25—35 лет, но все равно очень условно. На программах MBA, как правило, есть требования: несколько лет опыта в бизнесе либо на какой-то позиции. И если человек моложе 25 лет, то у него обычно нет такого опыта.

— В Беларуси плюс-минус половина женщин занимают в бизнесе высокие позиции?

— Необязательно. Типичный студент MBA не всегда управленец. То, что я скажу, относится не только к Беларуси, но и к ситуации на Западе. Типичный учащийся на MBA не столько состоявшийся управленец, сколько карьерист.

Особняком стоит Executive MBA — вот это уже направление именно для собственников и руководителей бизнеса. А классический MBA больше для тех, кто еще в процессе становления карьеры.

— То есть не руководители, а, к примеру, технические специалисты тоже получат пользу?

— Польза от MBA отложенная: здесь мало вещей, которые сегодня узнал, а завтра применил. С учетом этого, когда человек думает над программой MBA, вопрос нужно ставить так: понадобится ли MBA такому мне, каким я вижу себя через пять лет? Если технический специалист не видит себя на другой позиции, то это не хорошо и не плохо: программа MBA будет ему интересна, но не факт, что полезна. А когда человек хочет строить карьеру, пусть и в технической области, то да.

Я как раз такой пример: я стал совладельцем небольшой IT-компании через пять лет после того, как окончил MBA.

Почему идея MBA нравится не всем

— Степень MBA — обязательное условие для руководителей, топ-менеджеров?

— MBA не необходимость. Те, кто скептически относится к программе, легко находят примеры людей, которые достигли больших успехов без окончания бизнес-школ. Но чисто логически: такие примеры не доказывают бесполезность MBA, они лишь указывают на ее необязательность.

И потом, мы ведь не знаем: вдруг люди из этих примеров достигли бы еще бо́льших успехов, окончи они MBA? Об этом можно только гадать.

На мой взгляд, MBA для бизнесмена — это как художественная школа для художника. Нельзя сказать, что художнику обязательно отучиться в творческом вузе, но ему наверняка будет это полезно. Без задатков не поможет, а задатки разовьет.

— Какие аргументы у MBA-скептиков?

— MBA требует больших вложений времени и денег. И если по деньгам программы сильно отличаются, то времени в любом случае нужно много. Это нормально и похвально, что люди оценивают свои инвестиции, в том числе время.

Обычно аргументы делятся на два типа: это либо примеры управленцев, которые достигли успехов, не оканчивая MBA, либо ссылки на мнения других людей. Когда речь идет о том, чтобы посмотреть на статистику, то аргументы оказываются не на стороне скептиков. Согласно западным исследованиям, как минимум будет ощутимый прирост к зарплате. Мне встречалось свежее исследование: после MBA рост зарплаты оценивался в 77%.

— Человек становится настолько эффективнее на работе или зарплата вырастает по факту получения корки?

— И то и другое. Многие руководители благоволят MBA: они считают, что человек после такой программы руководит не вслепую. И у такого специалиста при собеседовании на работу будет преимущество относительно специалиста без MBA.

— Руководителям стартапов есть смысл проходить MBA? У них обычно нет 2—5 лет на отложенный эффект.

— Если стартап есть сейчас и его руководитель думает об MBA, ему нужно понять: польза от MBA будет, но спустя несколько лет. А за это время, скорее всего, со стартапом что-то случится: он или выстрелит, или закроется. То есть руководителю стартапа, скорее всего, MBA поможет уже на следующем его проекте.

Когда стартап «горит», то, наверное, есть смысл все время уделять ему, не отвлекаясь на MBA. Но если обучение сильно не повлияет на развитие стартапа, то почему нет.

Выбор MBA

— Насколько сильно отличаются программы, методы обучения между разными бизнес-школами? Выбор школы вообще критичен?

— Отличия большие, и особенно в преподавателях. Школы, которым удается привлечь лучших преподавателей, — это и есть лучшие школы. При этом я не говорю, что белорусская MBA плохая, а западная хорошая. Я так не считаю. Мое мнение: белорусская MBA хуже топовых западных программ, но не хуже средних.

— Если стоит задача выбрать программу MBA, на что нужно смотреть?

— В первую очередь — на преподавателей: для кого они вели занятия, каковы их регалии, какие исследовательские работы они делали и какие кейсы писали. В западных странах этому уделяют большое внимание. Если есть опыт работы в бизнесе, то тоже хорошо, но в случае с западными школами это не действует.

Еще полезно найти выпускников, с которыми можно поговорить лично. Но следует аккуратно относиться к их словам: составить большую выборку сложно, а маленькая может оказаться непоказательной. Например, кто-то будет нетипично доволен или недоволен.

— В нашем регионе преподавателями являются, как правило, люди-практики из бизнеса. Зачем им это? Вряд ли они много заработают вдобавок к своей основной деятельности.

— Могу сказать за себя: мне интересен сам процесс. Я преподаю вещи, которые считаю интересными и полезными. И когда вижу, что другим людям тоже интересно, меня это воодушевляет. Но я встречал людей, которых совсем не влечет к преподаванию. Хотя они очень хороши в своих сферах, в управлении бизнесом.

— По каким критериям оценивается эффективность обучения?

— Сложно измерить, насколько эффективно человек руководит. Поэтому нужно измерять то, что поддается учету в статистике. И тут на ум приходит зарплата, о которой мы уже говорили. Еще люди зачастую получают неожиданные побочные эффекты. Например, я совершенно не представлял себя преподавателем во время обучения на MBA. Потом окончил программу, мне предложили вести курс — и я согласился. Оказалось, что во многом нашел здесь себя. Другой пример — люди даже семьи создают за время обучения: есть случаи, когда среди однокурсников находили жен и мужей.

Это не примеры того, зачем стоит идти на MBA. Изначально ведь люди шли за другим. Но это показывает, как они получали от MBA то, чего совсем не ждали.

— Нетворкинг играет большую роль в MBA? Слышал, что его ценят чуть ли не выше, чем непосредственно знания в рамках программы обучения.

— Да, это важная составляющая. Я бы сказал, что учеба и нетворкинг одинаково важны. Но все по-разному: не в обиду замечательным однокурсникам, в моем случае знания сыграли более решающую роль, чем нетворкинг, хотя и знакомства тоже были полезными.

А еще нетворкинг — это инвестиции, перспективы которых не всегда очевидны во время учебы. Амбициозные юнцы, что сейчас учатся с вами, могут спустя годы достичь многого.

Например, один из моих одногруппников по MBA сейчас директор крупного автоцентра. А когда мы с ним начинали учиться на MBA, он работал на рядовой должности и даже не в автобизнесе.

$225 тыс. за самый топ

— Сколько стоит MBA в Беларуси и в топовой школе, например, США?

— Разбежка сильная. В БГУ двухлетняя программа MBA стоит 13 200 рублей в случае с обучением на русском языке и 14 400 рублей на английском. Более того, поскольку это официальная магистратура по законам Беларуси, то можно рассчитывать на льготу по подоходному налогу. Фактическая стоимость программы окажется ниже.

В бизнес-школе Wharton Пенсильванского университета, которая считается одной из лучших в мире, программа MBA стоит $225 тыс. Но это именно топовое заведение, отсюда и такая цена — ее нельзя назвать типичной для западных бизнес-школ.

— Из чего складывается такая сумма? Это высокая зарплата преподавателей или высокий порог, чтобы, условно говоря, в одной аудитории не оказались владелец маленького ресторана и Тим Кук?

— В первую очередь это рыночная вещь. Кстати, на MBA меня этому и научили: корни цены — в рыночной ситуации, а не в себестоимости.

Представим: в Минске и Нью-Йорке есть программа по одной цене. В Минске на нее будет 100 желающих, а в Нью-Йорке — 100 тыс. Поэтому в Нью-Йорке и гораздо дороже: там спрос намного выше.

И да, это еще и отсекает многих на входе: на такие программы не приходят случайные люди.

«Система оценивания строгая, скидок не делают»

— Переход на удаленку изменил что-то в обучении?

— Белорусская MBA перешла в онлайн-формат, но быстро из него вернулась и стала практиковать смешанную модель. Учащиеся по желанию могут прийти в кабинет или подключиться по интернету. Большинство людей выбирают личное присутствие.

Мое отношение к дистанционному образованию хорошее, и за последний год оно улучшилось: я увидел, что это реально работает. А именно MBA, на мой взгляд, все же лучше всего показывает себя в офлайне — например, из-за нетворкинга.

Это как конференции: доклады можно послушать в онлайне, но не хватает кофе-пауз, на которых ты можешь пообщаться с другими участниками. Я пока не видел удачных примеров переноса этой части конференции в онлайн.

Еще в MBA часто дают групповые домашние задания. Да, можно собираться на онлайн-звонках, но это работает не так эффективно, чем когда сперва познакомился с людьми вживую, и уже потом вы общаетесь удаленно. И очная форма, пожалуй, больше дисциплинирует.

Зато модульный формат мне нравится: люди встречаются на несколько дней в месяц, а потом учатся удаленно. Такой вариант я считаю равноценным очному обучению.

— Система оценок есть? Можно завалить программу и не получить диплом, сертификат?

— Оценки есть, дипломы получают не все. Но из-за плохих оценок такое бывает редко. Система оценивания строгая, скидок не делают. Обычно те, кто не тянет, понимают это и отсеиваются сами. Или люди недооценивают нагрузку: чтобы учиться на совесть, нужно часов 15—20 в неделю.

— На программу приходят серьезные люди, а преподаватель им двойку ставит. Возмущаются?

— Негатива и скандалов нет, а конструктив бывает. Здесь интересный психологический момент. Человек сначала говорит: «Я тут не ради оценок, что мне они дадут?» А потом я, как преподаватель, вижу, что людей это заводит.

Получил низкую оценку, подходит: «Может, мне дополнительное задание сделать, чтобы исправить оценку?» Это реально мотивирует людей: кого-то — со стороны самолюбия, кого-то — в плане среднего балла.

— Программы признают по всему миру? Белорусская MBA будет котироваться в зарубежных компаниях?

— Такое явление, как аккредитация MBA, есть. Но наличие или отсутствие аккредитации не означает «черное и белое», как с дипломом врача: в другой стране, как правило, он не сможет работать врачом без официального подтверждения знаний. А в случае с MBA все решает конкретный работодатель. Один может сказать: «Ты окончил неаккредитованную программу MBA, и для меня это все равно, что ты ее не окончил». Думаю, таких работодателей меньшинство. А другой посмотрит на сам факт окончания программы, и ему этого будет достаточно.

Читайте также:

Ваш личный печатный центр. Принтеры и МФУ в Каталоге всего от 81 рубля

МФУ, струйный, цветной, формат A4 (210x297 мм), скорость ч/б печати 8 стр/мин, скорость цветной печати 4 стр/мин, разрешение 4800x600 dpi
МФУ, лазерный, черно-белый, формат A4 (210x297 мм), скорость ч/б печати 20 стр/мин, разрешение 1200 dpi, Wi-Fi
МФУ, струйный, цветной, формат A4 (210x297 мм), скорость ч/б печати 33 стр/мин, скорость цветной печати 15 стр/мин, разрешение 5760x1440 dpi, СНПЧ, Wi-Fi

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by