24 055
12 августа 2021 в 13:00
Источник: Егор Енотов
Спецпроект

К черту ностальгию. Нашли отличные современные аналоги любимым старым играм

Источник: Егор Енотов

Многие из нас, кто увлекался видеоиграми в детстве, так и не смогли вырасти из любимых Doom, The Sims или Baldur’s Gate, до сих пор предпочитая актуальному свежаку с крутой графикой те самые ламповые игры, записанные на CD-RW щедрым одноклассником. Специально для таких людей — наша новая подборка. В ней мы вместе с VOKA рассказываем об относительно новых видеоиграх, которые могут заменить вам ностальгические проекты из детства.

«Корсары» (2000) и Sea of Thieves (2018)

В случае «Корсаров» и Sea of Thieves сходство не совсем прямое. С точки зрения жанров это довольно разные игры: первая — историческая RPG с элементами экономической стратегии и экшена, вторая — многопользовательская ММО с мультяшным стилем. Объединяет их в основном пиратский сеттинг и, что важнее, идущий с ним в комплекте дух приключений — возможность почувствовать себя первооткрывателем, бороздящим просторы морей во времена, когда на карте мира еще было немало белых пятен.

В Sea of Thieves не получится развивать своего персонажа, как в RPG, да и у корабля улучшения лишь косметические — это сделано для того, чтобы не награждать лишним преимуществом опытных игроков. Но здесь все равно есть чем заняться: можно стать эмиссаром одной из торговых компаний, искать клады и уничтожать форты, заполненные ожившими скелетами, выполнять сюжетные квесты с непростыми головоломками, сражаться с мегалодоном, Кракеном или другими игроками. Причем Sea of Thieves поощряет настоящее пиратское поведение: тут часто выгодно не вступать в открытый бой, а объединиться с третьей стороной или хитрым образом обмануть соперников (проникнуть к ним на судно, пока товарищ разговаривает с ними в голосовом чате, и взорвать пороховую бочку — и это только один из вариантов).

Важно уточнить, что Sea of Thieves — игра исключительно для компании друзей. Система управления кораблем тут сделана так, что лучше всего с ней работать сообща: один крутит штурвал, другие поднимают и крутят паруса, третьи стоят за пушками в ожидании, пока с бортом сравняется вражеское судно. К тому же у игры невероятная способность создавать уникальные ситуации: то ваш полностью нагруженный сокровищами корабль вдруг внезапно атакуют прямо около форпоста, то Кракен вдруг заявится, когда этого меньше всего ждешь, то вы вдруг познакомитесь с людьми с другого конца света, пытаясь вместе пройти особенно сложный квест. С друзьями переживать все это гораздо интереснее.

Fallout 2 (1998) и Disco Elysium (2019)

Сама серия Fallout после второй части сильно изменилась: теперь это не изометрическая RPG с пошаговыми боями, а трехмерная экшен-RPG, где стрельбы часто больше, чем ролевого отыгрыша (по крайней мере, во всех номерных эпизодах франшизы — New Vegas в этом смысле стоит несколько в стороне). А ведь когда-то можно было пройти всю Пустошь, не пустив ни одной пули, и решать абсолютно все вопросы с помощью смекалки и хорошо прокачанной харизмы. Или, наоборот, сделать персонажа настолько тупым, что его без вопросов пропускают на всех КПП.

Любителям классических частей серии остается довольствоваться бесконечными клонами, с разным успехом эксплуатирующими эстетику и своеобразный юмор «тех самых» Fallout: можно вспомнить и Atom RPG, и Encased, и какой-нибудь Underrail. Но мы предлагаем взглянуть на Disco Elysium — игру без Пустоши, постапокалиптических монстров и боевой системы как таковой. Это изометрическая ролевая игра, больше напоминающая интерактивный постмодернистский роман: вся ее суть — в изящно написанных диалогах и сюжете, чье развитие очень сложно предугадать.

Главный герой здесь — полицейский-алкоголик, проснувшийся в полуразрушенной комнате небольшого отеля. Он не помнит ни своего имени, ни звания, оружие и удостоверение куда-то пропали, а тут вдруг приезжает коллега из другого отделения и говорит, что им вообще-то нужно расследовать убийство. Никаких предысторий и долгих прологов — игрока забрасывают прямо в середину истории, где придется самому выяснять все обстоятельства случившегося и базовую информацию о мире вокруг. И все это в шкуре героя, который постоянно ведет многоголосый внутренний диалог с самим собой и может умереть в самый неподходящий момент.

Doom (1993) и Dusk (2018)

У Doom, конечно, до сих пор выходят продолжения, но современный Doom: Eternal уже больше напоминает какой-нибудь Quake или Bulletstorm, чем оригинальные части серии. К счастью для всех помешанных на ретрошутерах, есть такие же фанатичные инди-разработчики, в одиночку или маленькими командами пытающиеся воссоздать эстетику и геймплей любимых игр детства. Dusk, вероятно, самый удачный пример такого проекта. Современный шутер, который выглядит и играется так, будто был сделан каким-то непризнанным гением еще в 90-х, а потом внезапно переоткрыт в 2018-м.

Здесь нет навязчивых кат-сцен, постановочных кадров и вообще сюжета как такового. Игрок сразу появляется в темном подвале с двумя серпами, на него безо всякого предупреждения бегут разъяренные противники с бензопилами. Dusk сразу обозначает все важные правила: нужно много двигаться, искать оружие, резать и стрелять, а единственная цель — добраться до конца уровня, перебив всех сумасшедших культистов, монстров и прочую нечисть, которая пытается убить главного героя.

Геймдизайнер-одиночка Дэвид Шумански мог бы просто скопировать наработки всеми любимого Doom или Wolfenstein 3D — и многим ретроградам этого бы хватило. Но он очень грамотно сплавляет идеи классических шутеров с собственными, делает стилистический и геймплейный апгрейд всем тем играм, которыми явно и сам восхищается. Его Dusk не занимать фантазии, каждый уровень здесь пытается чем-то удивить: будь то новый геймплейный концепт, необычный враг (вроде невидимых монстров, оставляющих кровавые следы на полу) или сумасшедший дизайн жутких фермерских хозяйств, катакомб или самой преисподней.

Gothic (2001) и Kingdom Come: Deliverance (2018)

Любовь к «Готике» из разряда тех, что идет против всего рационального — и именно этим она особенно ценна. Технически несовершенная RPG, где игрока совершенно не жалеют, заставляют самого разбираться в механиках и искать квесты, где из-за одного неверного действия вся история может пойти под откос — сейчас бы это назвали геймдизайнерскими просчетами. В нулевых это была классика RPG, которую особенно любят (и в этом феномене еще предстоит кому-нибудь разобраться) на постсоветском пространстве.

Неудивительно, что и своеобразную замену Gothic в итоге сделали в Чехии, бывшей социалистической республике (и это если мы забудем о польском «Ведьмаке», чьи создатели тоже вдохновлялись «Готикой»). Kingdom Come: Deliverance повторяет многие грехи легендарной RPG: в ней непросто разобраться, некоторые механики довольно спорные, она долго разгоняется, а магистральный сюжет в ней не так интересен, как все, что происходит вокруг него. Не говоря уже о куче технических проблем, которые, правда, с момента релиза уже успели исправить.

Но и достоинства у игр схожи. История сына кузнеца Инджриха, чьих родителей убила армия короля Венгрии Сигизмунда, нужна лишь для того, чтобы отправить нас в свободное плавание по полям и лесам средневековой Богемии, где случиться может вообще что угодно. Причем мир активно реагирует на действия игрока: из-за грязной неопрятной одежды у других персонажей может сложиться плохое впечатление о вас (и наоборот), у каждого задания в Kingdom Come всегда много вариантов решения, а чтобы выжить, нужно вовремя есть и спать. Это полноценный симулятор жизни в Средневековье — и даже некоторая угловатость игры воспринимается как намеренное творческое решение. Ведь жизнь в Богемии XV века тоже, скорее всего, была не сахар.

Baldur’s Gate (1998) и Divinity: Original Sin (2014)

В 1998 году первая Baldur’s Gate перевернула мир компьютерных RPG, совместив геймплейные механики с системами из настольной Dungeons & Dragons. Она давала игроку под управление целый отряд персонажей и открытый мир, где возможности, может, и не ограничены лишь фантазией (как это работает в D&D), но все же до абсурда широки. Не зря до сих пор, спустя 23 года, когда существуют гораздо более приятные глазу и продвинутые с точки зрения технологий игры, люди все еще запускают оригинальные части Baldur’s Gate, а многие разработчики пытаются повторять ретро-RPG из девяностых.

Студия Larian, создатели серии Divinity, — одни из тех, у кого такое повторение получается лучше других. В Original Sin нет систем из Dungeon & Dragons, сражения тут пошаговые, а вместо отряда здесь всего два персонажа, чьи отношения полностью зависят от игрока: они могут быть враждебными, дружескими или даже романтическими. Но даже при всех внешних отличиях игра отлично передает ни на что не похожее ощущение, что твои действия и правда влияют на экранный фэнтези-мир — и не только благодаря прописанным разработчиками скриптам.

Фанатам Baldur’s Gate стоит попробовать Divinity: Original Sin хотя бы потому, что сейчас именно от Larian зависит судьба культовой серии RPG — после успеха своей оригинальной серии студия теперь разрабатывает Baldur’s Gate III. Интересно будет посмотреть, какими красками заиграют идеи старой школы в руках людей, которые на них выросли и смогли удачно переосмыслить для собственных проектов.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by