Первым финансовым директором Facebook стал Эдуардо Саверин, знакомый Марка Цукерберга по Гарвардскому университету. Спустя несколько лет, за которые соцсеть превратится в крупную компанию, сооснователь Facebook остался ни с чем, и только досудебное соглашение помогло закрыть начавшееся судебное дело. Onliner вспомнил историю Саверина в Facebook и его проекты после увольнения из главной социальной сети мира.
Эдуардо Саверин родился в 1982 году в Сан-Паулу. Семья была обеспеченной, и в 1993 году она перебирается из Бразилии в США. Новым домом Саверинов стал Майами. После школы Эдуардо поступил в Гарвардский университет и уже в молодом возрасте стал зарабатывать серьезные деньги: во время учебы он получил около $300 тыс. на торговле нефтью. Тогда же в Гарварде учился и Цукерберг.
В 2003 году Марк созревает до идеи проекта, который позже превратится в The Facebook. Но денег у Цукерберга на тот момент не было, а для запуска сайта требовалось купить оборудование, плюс были другие расходы. Это и привело Марка к Эдуардо: судя по всему, если бы Цукерберг знал другого человека со свободными деньгами, то обратился бы и к тому. Цукерберга по большей части интересовали финансы будущего делового партнера. В то же время Марк считал, что Эдуардо гораздо лучше него разбирается в ведении бизнеса и что эти знания будут полезны в новой компании. Что до самого Цукерберга, то его заботил именно сам проект, а не успешность и прибыльность бизнеса. Саверин выделил на запуск The Facebook $15 тыс.
Примерно через полгода, в апреле 2004-го, во Флориде появляется новое юрлицо — The Facebook. Основателями стали пять человек: Марк Цукерберг, Эдуардо Саверин и еще три студента Гарварда — Дастин Московиц, Эндрю Макколум и Крис Хьюз. Перед Саверином стояли три задачи: создать полноценную компанию, найти финансирование и разработать бизнес-модель.
Уже с самого начала работы компании отношение к проекту у ее основателей было очень разным. Что еще хуже, у трех человек из четырех видение The Facebook и стиль работы совпадали, а выделялся лишь один — Саверин. Остальные пошли ва-банк: взяли годовой отгул в Гарварде и переехали в Пало-Альто (Калифорния), где размещены штаб-квартиры многих IT-корпораций. Саверин, вероятно, до конца не верил в The Facebook и относился к учебе и карьере более ответственно: вместо Калифорнии Эдуардо отправился в Нью-Йорк на стажировку в престижную финансовую фирму Lehman Brothers (обанкротилась в 2008-м, просуществовав 158 лет).
The Facebook быстро развивалась: Цукерберг нанимал новых людей, расширял доступные регионы. Глава молодой компании целиком ушел в работу, в то время как Саверин считал, что его коллеги поехали отдохнуть в жаркой Калифорнии и слегка потрудиться. Это видно по обнародованным перепискам между Цукербергом и Саверином: Эдуардо спрашивает про вечеринки, а Марк отвечает, что, вообще-то, для веселья ему достаточно The Facebook.
Параллельно с The Facebook Саверин участвовал в еще одном стартапе — Joboozle. Сервис был посвящен поиску работы. Эдуардо запустил на The Facebook рекламу Joboozle и не сказал об этом другим сооснователям соцсети. Цукерберга это сильно разозлило. Он расценил сторонний проект Саверина как потенциальную угрозу The Facebook, потому как в соцсети объявления вакансий смотрелись бы органично, и тогда два проекта стали бы конкурировать между собой.
Постепенно проект The Facebook терял финансовую зависимость от Эдуардо: им заинтересовались венчурные инвесторы с громкими именами вроде Питера Тиля. Они отлично понимали потенциал молодой компании и готовы были вкладывать в нее серьезные деньги. К тому же инвесторы были на короткой ноге с крупными фондами, а это открывало перед The Facebook перспективы стать огромной корпорацией — чем, по сути, она в итоге и оказалась.
Еще сильнее положение Саверина пошатнуло знакомство Цукерберга с Шоном Паркером — айтишником, который прославился благодаря музыкальному сервису Napster. Марк сразу нашел общий язык с Шоном. Выяснилось, что у Паркера много знакомств в Кремниевой долине, он может найти выходы на крупные фонды и обеспечить финансирование компании — то есть решить задачу, которую поставили перед Саверином.
С каждым днем становилось все понятнее, что Эдуардо оказывается лишним в компании, но была проблема: Саверин владел крупной долей в бизнесе. Изначально у него было 30% The Facebook (65% у Цукерберга и 5% у Московица). В 2004 году инвестор Питер Тиль выкупил 9-процентную долю, и потенциальные акции распределились так: 40% у Цукерберга, 24% у Саверина, 16% у Московица и 9% у Тиля. Остаток придержали для будущих ключевых сотрудников.
Цукерберг решил, что Саверин компании не нужен. Расставание вышло неприятным. Согласно перепискам, за планом стоял Питер Тиль, чей знакомый инвестор уже проделывал похожие дела. Суть заключалась в следующем: создается новая компания, которая покупает The Facebook, и в таком случае доли перераспределяются. Новые акции положены примерно в тех же пропорциях всем, кроме Саверина. Даже Шон Паркер, который фактически занял место Саверина, в переписке с Цукербергом называл это «грязным трюком». Но Марк окончательно укрепился в желании выдавить Эдуардо из компании и предупредил юристов о потенциальном иске от Саверина.
Сперва Цукерберг выпустил 9 млн акций новой компании, оставив себе 3,3 млн из них, а остальное поделил между Паркером и Московицем. В результате доля Саверина упала с 24% до 10. Но это было только начало: после всех манипуляций доля Эдуардо составила 0,03%. Затем Цукерберг просто уволил Саверина из The Facebook.
Эдуардо ожидаемо подал в суд: когда количество акций у остальных держателей не меняется, а размывают только твою долю, налицо нарушение закона. Начавшееся дело закончилось мировым соглашением в досудебном порядке. Детали не раскрываются — помимо того, что имя Эдуардо Саверина оставили среди сооснователей The Facebook. Также ему вернули долю акций в размере нескольких процентов. Это означало, что Саверин наряду с остальными сооснователями компании стал одним из самых молодых миллиардеров мира. Поняв, что история с Facebook для него закончена, Эдуардо переключился на другие проекты.
В 2009-м Саверин уехал в Сингапур, а через два года отказался от американского гражданства. По информации СМИ, это был не эмоциональный поступок, а трезвый расчет: таким образом Эдуардо избежал уплаты налогов в пользу США примерно на $700 млн. Однако Саверин всячески отрицает такую причину — он настаивает, что ему просто нравится Сингапур и он хочет жить здесь постоянно.
После участия в нескольких малоизвестных проектах Саверин в 2012 году объединяется с Раджем Гангули, которого он знал с Гарварда. Предприниматели с несколькими друзьями открыли инвестиционный фонд Velos Partners. Спустя три года Гангули и Саверин создали новый фонд, гораздо более крупный — B Capital. В отличие от многих инвестиционных фондов, этот начал работать сразу по-крупному: запас в $360 млн, представительства в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Сингапуре с общим штатом около 30 человек, сотрудничество с авторитетной фирмой Boston Consulting Group для поддержки портфельных стартапов.
В прошлом году B Capital привлекла $820 млн, которые может использовать для инвестирования в стартапы. Фонд уже инвестировал в десятки компаний, на его счету уже четыре экзита.
Сейчас Эдуардо Саверину 39 лет, его состояние Forbes оценивает в $20,5 млрд. Основная часть этих денег уходит корнями в $15 тыс., которые он дал Цукербергу на запуск социальной сети: Саверин сформировал капитал, продавая свои акции Facebook. Несмотря на случившееся, Эдуардо в интервью отмечает, что не держит обиды на Марка и гордится нынешними успехами Facebook.
Из пяти первых сотрудников Facebook работу в компании продолжает лишь один — Марк Цукерберг. Помимо Саверина, компанию покинули и остальные участники: Дастин Московиц основал планировщик задач Asana, Крис Хьюз создал соцсеть Jumo, а Эндрю Макколум возглавил интернет-телевидение Philo.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by