13 420
15 июля 2021 в 12:00
Источник: Егор Енотов
Спецпроект

Любовь, смерть и роботы. Топ хороших фильмов про искусственный интеллект

Искусственный интеллект когда-то был идеей самых смелых фантастов, а сегодня он почти стал реальностью. С каждым годом человечество приближается к тому, чтобы создать разумную компьютерную программу, а нейросети и алгоритмы уже ведут себя подозрительно смышлено. Неудивительно, что и в кино тема ИИ не теряет актуальности уже более полувека. Вместе с VOKA рекомендуем фильмы, которые по-разному отражают тему отношений человека и искусственного интеллекта: от мелодрамы с голосовым помощником до сурового боевика от автора «Района №9».

«Мой создатель» (2020)

В недалеком будущем Джордж живет на отдаленной научной базе где-то в японских лесах. Он занимается созданием искусственного интеллекта для одной мегакорпорации, а в свободное время пытается соорудить робота и загрузить в него память своей погибшей жены. Каждый раз у него выходит все лучше — если первая версия была просто коробкой на колесах, то последующие все сильнее напоминают человека, физически и психологически. Но есть одна проблема: оцифрованную личность жены, которая хранится у Джорджа в черном ящике под названием «Архив», скоро заберут: так уж работает контракт. И ученому нужно успеть сделать идеального искусственного человека в ограниченные сроки.

«Мой создатель» — дебютная полнометражная работа Гэвина Роттери, художника и специалиста по визуальным эффектам, который больше десятка лет назад теснился в одной квартире с Дунканом Джонсом и помогал ему делать «Луну 2112» (в титрах он значился VFX-супервайзером и концепт-артистом, то есть, по сути, отвечал за весь внешний вид картины). Прошло время, Джонс отошел от маленькой концептуальной фантастики в сторону больших студийных работ, а вот его друг жанр не оставил.

Фильм Роттери легко можно считать идейным продолжением «Луны»: вновь изолированная локация с лабиринтом холодных одинаковых коридоров и сложная тема отношений реального и искусственного в центре истории. Тут она, правда, приобретает мелодраматическую интонацию: общаясь с разными версиями своей жены, Джордж проходит весь путь принятия утраты. Который заканчивается одним из, пожалуй, самых неожиданных сюжетных твистов в фантастике последних лет.

«Апгрейд» (2018)

В мире фантастического экшена Ли Уоннелла (сценариста «Пилы» и «Астрала») искусственный интеллект — не столько самостоятельная живая единица, сколько своеобразный павер-ап, дающий человеку невиданные ранее способности. Главному герою вживляют чип с AI под названием STEM после того, как он попадает в страшную и явно спланированную аварию: неизвестные убивают его жену, а самого мужчину оставляют инвалидом с парализованными ногами.

Простой сюжет о мести в «Апгрейде» идет в ногу с историей отношений человека и технологий: ретроград, не принимающий реалии новой цифровой эпохи, вынужден скооперироваться с говорливым искусственным интеллектом — ведь тот может управлять его телом и превращать несчастного колясочника в машину для убийств. Понятно, что Уоннелла мало интересуют философские проблемы, и вопросами о том, снятся ли андроидам электроовцы, он точно не задается. Ему куда милее акробатика кровавых экшен-сцен, визуальные фокусы и операторские кульбиты — действительно, надо сказать, впечатляющие, особенно учитывая скромный бюджет фильма.

Однако в финале «Апгрейд» все же приходит к любопытной дилемме: лучше ли искусственное счастье, чем печальная реальность? Можно ли считать хеппи-эндом то, что субъективно для героя явно воспринимается как рай на Земле — если мы, по ту сторону экрана, знаем, что рай его фальшив?

«Она» (2013)

Если бы «Апгрейд» был не зубодробительным экшеном, а милой хипстерской мелодрамой, снятой исключительно в пастельных тонах, то, вероятно, мог бы выглядеть как «Она» — оскароносный фильм Спайка Джонза о вспыхнувшей любви между человеком и голосовым помощником. Хоакин Феникс играет здесь несчастного писателя Теодора, который, пытаясь чем-то заглушить звенящее одиночество, покупает новую сверхпрогрессивную операционную систему Саманту с голосом Скарлетт Йоханссон. Та оказывается намного человечнее (по крайней мере, на первый взгляд), чем представлял герой, и вообще, она, кажется, единственная, кто его по-настоящему понимает.

Учитывая фабулу, легко можно ожидать от фильма Джонза прописных истин: человека, дескать, не заменить компьютером, а для любви нужно живое бьющееся сердце. Но подобные трюизмы режиссера мало интересуют. Он хорошо понимает, что мелодрама как жанр — это часто не история двух людей, а путешествие во внутренний мир конкретного человека. Партнер — просто удобная отправная точка.

В этом смысле сложно найти более удачного персонажа для мелодрамы, чем искусственный интеллект. Саманта просто выдает реакции, она запрограммирована отзываться на поведение клиента и подстраиваться под него. По сути, она идеальный партнер — но не в том смысле, в каком ожидает Теодор, ведь неидеален он сам. Фильм Джонза лучше многих романтических картин напоминает о том, что односторонние отношения никогда не могут быть по-настоящему счастливыми.

«Из машины» (2014)

Молодого ученого Калеба приглашает в изолированный дом известный миллиардер и светоч науки, разрабатывающий прорывную технологию искусственного интеллекта. Задача парня — несколько недель общаться с девушкой-андроидом Эйвой, проводить над ней тесты и изучать, насколько она похожа на настоящего человека. Усложняет эту, в общем-то, плевую работу то, что все вокруг явно что-то скрывают: и эксцентричный миллиардер, и его немая ассистентка, и сама Эйва, лишь притворяющаяся бездушной программой.

Режиссер и сценарист Алекс Гарленд всего за несколько лет завоевал себе звание одной из главных надежд условно «умного» фантастического кино — в первую очередь благодаря картине «Из машины» и последовавшей за ней «Аннигиляции». Титулы нового Кубрика или Тарковского ему, впрочем, не особо к лицу. В первую очередь «Из машины» впечатляет не какой-то заковыристой метафизикой, а очень удачной работой с механикой параноидального триллера. Если и сравнивать фильм Гарленда с великими, то это скорее фантастическая версия Хичкока.

К тому же эта картина — настоящий учебник по низкобюджетному кинопроизводству. Всего четыре актера, одна локация и сюжет, больше полагающийся на диалоги, чем какие-то эффектные масштабные сцены. Большая часть бюджета тут ушла на искусственное тело Алисии Викандер: полупрозрачное и обманчиво хрупкое, как и сама героиня. Она в одиночку принесла фильму «Оскар» за лучшие визуальные эффекты: в 2016-м скромный сай-фай вопреки всем прогнозам обогнал многомиллионного «Безумного Макса», «Звездные войны», «Марсианина» и «Выжившего».

«Робот по имени Чаппи» (2015)

В будущем улицы криминогенного Йоханнесбурга патрулируют роботы-полицейские — их нельзя подкупить и куда сложнее убить, чем кожаных коллег, а еще они куда лучше стреляют. Ученый Деон Уилсон предлагает новый апгрейд для механических стражей порядка: он нашел способ сделать их по-настоящему живыми с помощью искусственного интеллекта. Никому, правда, новая технология оказывается не нужна. Уилсон выкрадывает своего разумного робота, но вскоре попадает в плен к местной парочке мелких гангстеров (их играют южноафриканские музыканты Die Antwoord, запрещенные в Беларуси за «низкий художественный уровень»). Те решают обучить робота по-своему и сделать помощником в преступных делишках.

Третья режиссерская работа Нила Бломкампа — и вновь мрачная научная фантастика о жителях трущоб, борющихся с людоедской системой (до этого были похожие «Район №9» и «Элизиум»). Все узнаваемые черты стиля южноафриканского автора на месте: суровый городской экшен, криминальные разборки и маленький герой в центре истории, вынужденный как-то выживать в недружелюбном окружении. В этот раз герой не человек, а только начавший разумную жизнь робот, по сути, механический ребенок, впитывающий в себя все, что происходит вокруг. И по совместительству являющийся машиной для убийств.

Если убрать весь роботехнический контекст, «Чаппи» — эмоциональная драма о взрослении ребенка (а молодой искусственный интеллект по факту то же дитя), попавшего в, мягко говоря, плохую компанию. Причем, как и в каждой хорошей истории об отцах и детях, взрослеют тут и опекуны, и опекаемые. А сила семьи оказывается важнее науки, статистики и логики. Доминик Торетто был бы доволен.

«Двухсотлетний человек» (1999)

В 1999 году трагикомедию Криса Коламбуса разгромили критики, а в прокате она с треском провалилась — собрала всего $80 млн при бюджете в $100 млн (Робин Уильямс даже заработал актерскую номинацию на «Золотую малину», что совсем уж смехотворно). Но с тех пор история все рассудила справедливо: картина стала абсолютным зрительским хитом, и теперь ее часто вспоминают как одну из удачнейших экранизаций работ великого фантаста Айзека Азимова, того самого, что вывел три закона робототехники.

Конечно, «Двухсотлетний человек» заметно отличается от серьезных, почти научных романов писателя. Здесь история о купленном в магазине роботе, пытающемся понять, как стать человеком, рассказана с интонацией эдакой рождественской сказки — вполне в духе режиссера, снявшего по две части «Один дома» и «Гарри Поттера». Это милое, местами чересчур инфантильное, но совершенно обезоруживающее своей наивностью кино. Оно идеально передает опыт ребенка (пускай и в теле робота), потихоньку познающего мир.

Коламбус вообще очень хорошо понимает детей — чтобы убедиться, достаточно посмотреть кадры со съемок того же «Гарри Поттера» и последить, как он работает с маленькими актерами. А Робин Уильямс гениально передает все внутренние метаморфозы персонажа, открывающего в себе все новые человеческие черты. Картина об искусственном интеллекте «Двухсотлетний человек» может не быть самой умной, эффектной или изящной, но она с большим отрывом самая приятная из всех.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Егор Енотов
Без комментариев