11 июля 2021 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Дефицит всего. Как он устроен и при чем тут Toyota

Автор: Виталий Олехнович

Когда мы говорим о дефиците, то чаще всего имеем в виду видеокарты или игровые консоли. Но это только пенка на поверхности куда более масштабного дефицита полупроводников, микросхем для электроники и вытекающих из этого последствий. Наш мир уже сегодня максимально чипирован. Современные автомобили не выпускаются без горсти чипов, которые регулируют работу различных систем: мультимедиа, зажигания, тормозной. Отсутствие лишь одной микросхемы может вызвать остановку целой линии.

При возведении зданий, мостов и дорог в развитых странах в места заливки бетона закладывают маленькие сенсоры, которые замеряют температуру и по беспроводной сети сообщают о степени затвердевания материала. От компьютеров до кассовых аппаратов и кухонной техники — все нуждается в полупроводниках, которые внезапно оказались в дефиците.

Сегодня поговорим про то, как пандемия, с одной стороны, спровоцировала спрос на электронику, а с другой — привела к частичному закрытию заводов и нарушению цепочек поставок. И разберемся в том, как на это повлияла устоявшаяся в мире логистическая концепция Just in Time — «Точно в срок», когда компоненты прибывают на завод к назначенному сроку производства и производитель не тратит деньги, ресурсы и площади на хранение запасов.

Пожалуй, с нее и начнем.

«Точно в срок»

Пионером концепции Just in Time выступил японский автопроизводитель Toyota. Компания достигла грандиозного прогресса в области промышленной эффективности. Ей удалось сократить расходы, просто отказавшись от чрезмерной запасливости. Для этого пришлось настроить логистические цепочки и договориться с поставщиками о том, что их компоненты будут поступать на заводы в оговоренный период времени. Идеально, если как раз к тому моменту, когда они понадобятся для производства.

Такой подход позволил уменьшить запасы готовой продукции, снизить затраты на склады. И, соответственно, увеличить прибыль и производительность.

За последние полвека эта концепция снискала широкую популярность в самых разных сферах: от моды до пищевой промышленности и фармацевтики. Ее переняли производители практически всего. Если можно нарастить прибыль, отказавшись от большого склада, положившись на проверенных поставщиков и четкие цепочки поставок, то почему бы не воспользоваться этим? Ведь основная цель любой компании — приносить больше денег и радовать своих владельцев и акционеров.

Оборотная сторона медали заключается в том, что производители должны точно прогнозировать спрос и готовиться к нему, поскольку любые задержки в цепочке поставок могут привести к сбоям на производственной линии и недополученной прибыли. А любой катаклизм, к которому невозможно подготовиться, серьезно нарушает эти процессы.

Собственно, пандемия и стала тем затянувшимся катаклизмом, который ударил по логистической концепции Just in Time и привел к дефициту электроники и других продуктов.

Наиболее серьезно пострадали производители автомобилей, которым приходится останавливать свои сборочные конвейеры по всему миру в ожидании поставок достаточного количества чипов.

Морской хаос

Пандемия коронавируса нарушила работу морских портов. Именно по морю на больших судах, перевозящих тысячи контейнеров, между континентами курсируют компоненты, полуфабрикаты и готовая продукция. COVID-19, локдауны, вспышки инфекции вынудили многих портовых рабочих, грузчиков, водителей периодически прогуливать работу. А это замедляет разгрузку и погрузку контейнеров, приводит к пробкам из контейнеровозов в портах и разбивает слаженный график дальнейших поставок. Суда могут ждать своей очереди на разгрузку неделями, скапливаясь в очереди у портовых берегов. Вирус нарушил идеальную хореографию перевозки грузов, ведь каждый контейнер, который нельзя разгрузить в одном порту, — это контейнер, который нельзя загрузить в другом месте.

Очередь в порту Лос-Анджелеса

Помните гигантский контейнеровоз Ever Given, который в марте застрял в Суэцком канале и перекрыл своей тушей движение в обоих направлениях? Этот несчастный случай посеял хаос в судоходстве, так как Суэцкий канал — это живительная артерия, связывающая Азию и Европу. Эта пробка наглядно и оперативно показала, что земной шар превратился в одну большую логистическую паутину со времен изобретения стандартных контейнеров и интернета, через который можно заказать доставку чего угодно и откуда угодно и относительно быстро это получить.

Но теперь, к примеру, задержка производства на нефтехимическом заводе в Китае приводит к нарушению отгрузок ключевого элемента для производства смолы в США, в которой, в свою очередь, нуждается строительная сфера. В другом случае производитель краски не может отгрузить продукцию, потому что ему не хватает металлических банок для ее упаковки. Заводы не работают с прежней эффективностью, механизм поставок нарушен, продукции выпускают меньше.

Просчет автопроизводителей

Как уже говорилось, от нынешнего дефицита полупроводников сильнее всего страдает автомобильная отрасль. Когда в прошлом году началась пандемия, производители автомобилей сокращали заказы на чипы, так как ожидали падения спроса на свою продукцию.

Тем временем компьютеры и прочая электроника для развлечений и работы, наоборот, испытывали повышенный спрос потребителей, которые вынуждены были уйти на удаленку, работать и учить детей из дома. Производители такой электроники размещали больше заказов на освободившиеся после ухода автопроизводителей мощности, тогда как этих производственных линий полупроводников больше не становилось. Их невозможно нарастить всего за несколько месяцев.

В итоге все крупные автомобилестроители (Volvo, Ford, Honda, Nissan, Volkswagen и другие) приостанавливают или замедляют выпуск авто. Иронично, но Toyota в этом списке нет. Японцы накопили запасы полупроводников на четыре месяца вперед.

А вот их конкурентам приходится несладко: заводы останавливаются, доступные опции в автомобилях сокращаются, а тысячи готовых машин ждут на парковках, когда на фабрики поступят нужные чипы для финализации продукта. Запасов у других производителей не было, так как концепция Just in Time их попросту не предусматривает.

Почему дефицит так сложно побороть?

Кризис на рынке полупроводников — это далеко не новое явление. Но если прошлые проблемы касались каких-то определенных типов «железа», то в этот раз под раздачу попало все.

Дефицит полупроводников усугубляется отголосками торговой войны между США и Китаем. В прошлом году американцы запретили своим компаниям работать с Semiconductor Manufacturing International (SMIC) — крупным китайским производителем чипов. Китайцы не могут закупать у них оборудование для производства, а также не могут продавать свою продукцию американцам. А это значит, что крупный игрок рынка выведен из игры если не навсегда, то надолго.

Альтернатив на рынке полупроводниковых производителей немного. Самая крупная — это тайваньская TSMC, которая выпускает микросхемы на заказ и контролирует более половины этого рынка. Она уже пообещала вложить под $30 млрд в строительство новых мощностей. Но проблема в том, что на создание предприятий по производству полупроводников нужны не только десятки миллиардов долларов, но и годы строительства и экспертиз.

«Это не ракетостроение. Это намного сложнее», — шутят в индустрии. Строительство гигантской фабрики по производству чипов — это еще и беспыльные помещения, машины стоимостью в миллионы долларов, расплавленное олово и куча лазеров. Все ради того, чтобы превратить кремниевые пластины в сеть из миллиардов крошечных переключателей — транзисторов.

Чипмейкерам нужны очень чистые комнаты. Чище, чем операционные хирургов. Современные транзисторы малы, измеряются нанометрами. И даже одна пылинка способна привести к хаосу и миллионам потраченных впустую долларов. Потому на производстве воздух постоянно фильтруется, сотрудники ходят в специальных скафандрах, а большие объемы работ выполняются специальными роботами.

Построить столь совершенное и дорогое производство под силу лишь гигантам индустрии. Или правительствам.

Именно поэтому во многих странах, особенно в Китае и США, в последние годы много говорят и разрабатывают программы по созданию предприятий, которые позволят убрать зависимость от азиатских производителей микросхем. Президент США Джо Байден призывает создать безопасную и стабильную американскую цепочку поставок, возродив отечественное производство полупроводников.

Когда это закончится?

Дефицит доставляет неудобства потребителям, но положительно сказывается на финансах производителей. Аналитическая компания TrendForce подсчитала, что производители чипов в первом квартале 2021 года получили рекордную выручку в размере $22,75 млрд. И это на фоне аномального зимнего шторма в Техасе, который привел к закрытию фабрики Line S2 практически на целый месяц. 57% всей выручки пришлось на тайваньскую компанию TSMC.

Рекордные выручки связаны с тем, что практически все доступные мощности заняты, а производители чипов позволяют себе поднимать цены на фоне ажиотажного спроса у заказчиков.

Сроки, когда может рассосаться нынешний дефицит чипов, называют самые разные. Одни эксперты надеются, что он закончится к концу 2021 года. Но это маловероятно, так как последний календарный квартал года — это подъем потребительского спроса. Аналитики склонны предполагать, что дефицит рассосется во втором квартале 2022 года.

В этом году должны ввести в строй десяток новых фабрик. В 2022 году — еще 14. Инвестиции в эту отрасль достигли рекордных показателей. Осталось лишь немного потерпеть.


Новая жизнь для старого или не очень умного телевизора — ТВ-приставки в Каталоге

Выбор покупателей
Onliner рекомендует
Smart TV, Wi-Fi, 1080p
Выбор покупателей
Onliner рекомендует
USB, Smart TV, Wi-Fi, 4K, поддержка HDR
USB, карты памяти microSD, Smart TV, Wi-Fi, LAN, 8K, поддержка HDR

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by