18 июня 2021 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Удалили часть мозга, и потерял страх. Как становятся бесстрашными

Автор: Виталий Олехнович

Нужен ли нам страх, это липкое неприятное чувство, которое заставляет ладони потеть, голову — кружиться, а сердце — учащенно биться, когда мы стоим перед незнакомой аудиторией, чтобы провести презентацию? Можно ли избавиться от этого древнего эволюционного механизма, который помогал выживать нашим предкам в пещерах, окруженных опасностями доисторического мира, но сегодня может доставлять больше беспокойства, чем пользы? Можно ли этот примитивный страх сделать более рациональным и логичным? Да, можно. Но есть нюансы.

Страх — это рефлекс головного мозга, максимально простое и молниеносное взаимодействие сенсоров на входе (шести основных органов чувств) и электрических сигналов и химии на выходе. Страх неизбежен. Для многих из нас это эмоция, которая однажды спасла нам жизнь или предотвратила серьезное ранение.

Однако есть случаи, которые демонстрируют, что без страха можно жить (особенно после того, как страх был едва ли не единственным состоянием, в котором пребывал человек). Именно это произошло с Джоди Смитом из США.

Навязчивый страх смерти

До 28 лет Смита мучило осознание того факта, что однажды он умрет. Это навязчивое ощущение отчасти было связано с тем, что его отец и брат погибли, когда он был молод. Другим катализатором выступал физический дефект его нервной системы. Страх перед неизбежной смертью терзал парня тревогой, занимая значительную часть его мыслей.

Так было до тех пор, пока не вырезали часть его мозга — точнее, правую миндалину. Мозговые картографы давно определили этот участок мозга ответственным за негативные эмоции — страх и грусть. Противоположная же левая миндалина при стимуляции вызывала в основном положительные эмоции.

Сейчас Смиту 32 года, и он заявляет, что не чувствует страха. Не того страха, который вызывают публичные выступления или знакомство с девушками, а того инстинктивного ощущения, которое возникает перед лицом смерти или серьезной травмы. Теперь он не боится высоты и пауков, а навязчивая тревога перед неминуемым концом жизни словно растворилась. Это стало побочным эффектом операции на мозге, которую парню сделали четыре года назад.

Нервная система Смита была «бракованной», с одним неприятным дефектом — эпилепсией. Это внезапные судорожные приступы, которые могут накрыть организм в самый неожиданный момент. Ее лечат медикаментозно, но наиболее радикального успеха добиваются с помощью хирургического вмешательства.

Бесстрашная операция

Эпилепсию у Смита диагностировали, когда ему было 26 лет. И спустя два года стало понятно, что нож нейрохирурга — это единственный способ предотвратить ухудшение дальнейшее повреждение мозга или потенциальную гибель.

Операция проходила в два этапа. Сперва врачи внедрили глубоко в мозг Смита зонды, а потом в течение недели мучили его, провоцируя приступ эпилепсии, чтобы определить ту область головного мозга, которая приводила к ним. Смит сам активно участвовал в этих пытках. На нем было закреплено достаточно портативное устройство с электродами, которое записывало активность его мозга, так что пациенту необязательно было находиться под постоянным присмотром врачей.

Смит проводил время дома, лишая себя сна и прослушивая на полной громкости треки Skrillex. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, врачи в какой-то момент прописали ему пиво.

Это длилось семь дней. После анализа собранной информации хирурги выявили кандидатов на удаление передней половины правой височной доли, правой миндалины и правого гиппокампа. Операция прошла успешно, и уже через три дня Смита выписали домой.

Он начал замечать за собой изменения. Говорит, что стал словно совсем другим. Нервничал из-за шума, который раньше мог вызвать припадок, замечал проблемы с памятью и синдром дефицита внимания. Более приятной побочкой оказался тот факт, что регулярный страх перед смертью у Смита попросту рассосался. И это одновременно было как счастьем, так и поводом насторожиться.

Перемены

Однажды, когда Смит шел по улице своего города, незнакомая женщина окликнула группу из пяти одинаково одетых парней и указала на него. Мужчины направились к Джоди с явной целью «поговорить» и, возможно, ограбить. Смит не разволновался, не развернулся и не побежал. Он просто прошел через их строй, что было неожиданностью как для незнакомцев, так и для самого парня. Возможно, отсутствие страха смутило их всех. Не будь эти незнакомцы столь растерянными, все могло бы закончиться иначе.

Затем был эпизод с пауком, который приземлился на руку Смита и укусил. Его реакция была нехарактерно беспечной: «Я подумал: „Ого, меня укусили. Это больно. Интересно, что мне теперь делать?“» Парень даже не смахнул инстинктивно паука со своей руки, продолжая рассматривать его, пока в голове роились мысли. Инстинкты, которые ранее сигнализировали ему об опасности, атрофировались — вместе с постоянным чувством страха за жизнь в ситуациях, которые не были опасными.

Облегчить ПТСР

Смит стал практически бесстрашным. И его врачи полагают, что связано это с удалением той самой правой миндалины. Нейрохирурги, которым часто приходится работать с пациентами, страдающими эпилепсией, говорят, что удаление правой миндалины действительно может привести к потере страха. Такое в их практике случается и даже используется для лечения посттравматического стрессового расстройства.

ПТСР часто развивается у людей, которые пережили сверхмощное негативное воздействие на психику, событие, которое явно демонстрирует их беспомощность в опасной ситуации (речь как про участников боевых действий, так и о жертвах террора, насилия, пыток и так далее).

В прошлом году ученые департамента психиатрии и поведенческих наук медицинского факультета Университета Атланты опубликовали исследование на тему лазерного удаления миндалины у пациентов с ПТСР. Один пациент — 62-летний ветеран Вьетнамской войны, чьи сослуживцы погибли от взрыва, второй — 42-летняя афроамериканка, которая была свидетельницей многочисленных случаев насилия над членами семьи, в том числе со смертельным исходом.

Лазерное прижигание в области правой миндалины привело к тому, что симптомы ПТСР смягчились. У ветерана снизилась агрессия в ответ на триггеры, которые раньше приводили его в бешенство. У него расширился эмоциональный диапазон и улучшилось настроение, снизились тревожность, гнев и раздражительность. Мужчина стал более энергичным и физически выносливым. Угнетающее организм расстройство ослабло. Аналогичные улучшения наблюдались и у второй пациентки. И ветеран, и афроамериканка после операции уже не попадали под критерии пациентов с ПТСР.

«Удаление всей правой миндалины может привести к тому, что человек больше не будет испытывать страх при представлении сенсорной информации, которая обычно вызывает реакцию страха», — объясняла одна из авторов исследования доктор Санне ван Руй.

То есть сенсорная информация через органы чувств по-прежнему направляется в височную долю, но так как часть миндалины, ответственная за тревогу, больше недоступна, то вся цепочка формирования страха прерывается.

Врожденная смелость

Однако потерю страха может вызвать не только хирургическая операция — сама природа может наградить человека бесстрашием. Так произошло с прославленным альпинистом Алексом Хоннольдом. Этот 35-летний мужчина карабкается по скалам один, без веревки и какого-либо защитного снаряжения, устанавливая рекорды. На покорение вершины, которое у опытных альпинистов занимает четыре-пять дней со страховкой, Алекс тратит менее четырех часов.

В общем, Хоннольд регулярно играет со смертью. Посмотреть на это, кстати, можно в документальном фильме «Фрисоло», который в 2019 году получил «Оскар».

Несколько лет назад, еще до выхода фильма, нейробиологи провели МРТ мозга Хоннольда. В процессе они показывали ему изображения, которые должны были вызвать чувство страха, реакцию бегства или борьбы. Простимулировать правую миндалину Хоннольда оказалось практически невозможно. Вывод ученых простой, но аккуратный: невосприимчивость к страху, по крайней мере частичная, объясняется его дефектной (по сравнению с нормальным человеком) миндалиной. Но жить полноценной жизнью Алексу это не мешает, пускай он и карабкается по краю скалы.


Готовимся заранее делать запасы — морозильники в Каталоге с доставкой на дом

Onlíner рекомендует
отдельностоящий, No Frost (морозильная камера), электронное управление, класс A, полезный объём: 204 л, 60x64x150 см, белый
отдельностоящий, без No Frost, электронное управление, класс A++, полезный объём: 98 л, перенавешиваемые двери, работа в неотапливаемых помещениях, 55.3x62.4x85.1 см, белый

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by